Повторительно-обобщающий урок "Политическая система и ее роль в жизни современного общества" (11-й класс)

Разделы: История и обществознание


Тема урока: «Политическая система и её роль в жизни современного общества ».

Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Политическая
система и ее роль в жизни современного общества».

Задачи урока:

  • Образовательная – повторить, обобщить и закрепить материал по теме: «Политическая система и ее роль в жизни современного общества».
  • Развивающая – развивать у учащихся умение работы в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию; развивать навыки решения практических задач.
  • Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам, уважение к закону.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа

Оборудование: Плакаты: «Политическая система современного общества», тексты Конституция Российской Федерации и « Всеобщей декларации прав человека», тесты, бланки заданий.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Человек, живущий в государстве, как в древнем, так и современном, неизбежно включается в политическую жизнь страны. В ней можно участвовать активно (сознательно и целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть). Совсем скоро вы сами сможете оказывать влияние на политическую жизнь в городе, стране через выборы, опросы населения, участие в политических партиях. А для того, чтобы влиять на политику сознательно, человек должен ориентироваться в политической жизни государства.
Дорогие ребята! Последние наши уроки обществознания были посвящены изучению темы «Политическая система и её роль в жизни современного общества ». Целью урока сегодня является систематизация и закрепление в игровой форме полученных знаний по данной теме. Для этого мы разделились на три команды. (Представление команд.)

II. Проверка знаний учащихся

Дорогие ребята! В данных папках находятся ваши задания и необходимые для работы документы. Желаю всем показать глубокие прочные знания и получить в конце урока только положительные оценки! Итак, мы начинаем!

1. А что же такое политическая система общества?
(– Это механизм формирования и реализации политической власти, признанного обеспечить интеграцию различных слоев населения, стабильность, целостность и развитие общества.
– Это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.)

2. Вспомните, какие ключевые понятия мы изучали с вами по данной теме? (Государство, демократия, правовое государство, монархия, республика, право, выборы, конституция, референдум и т.д.)

Задание №1: «Блиц-опрос». Дайте определения важнейших понятий, связанных с политической жизнью общества». (Приложение 1)

3. Какой институт политической системы является, в вашей точки зрения, главным? Почему? (Государство имеет право на официальное представительство в нутрии страны и международной арене, на создание обязательных к исполнению всеми гражданами законов и других нормативных актов, на осуществление правосудия, а значит верховенство и независимость государственной власти.)

4. Ребята, а все ли государства на нашей планете одинаковы? Чем они могут отличаться друг от друга? (Размерами, количеством населения, формами правления, политическими режимами и т.д.)

С древнейших времен до сегодняшних дней ученые не имеют однозначного ответа на вопрос: «Почему возник этот общественный институт – государство?». Впрочем для обществознания подобная ситуация скорее характерна, чем исключительна. Так появились теории происхождения государства. С некоторыми теориями происхождения государства мы с вами знакомы.

Задание №2: «Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже!». (Приложение 2)

В своих сравнениях государств, вы отметили, что они могут быть различными по форме правления.

Задание №3: «Заполните схему и дайте объяснение». (Приложение 3)

4. В своих ответах о различии государств, вы упомянули понятие «политические режимы».
При каких социально-политических условиях личность приобретает возможность оказывать действенное влияние на политическую власть, а при каких будут слепо подчиняться властвующим структурам? Итак, вы упомянули: демократический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим.

Задание №4: «Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой». (Приложение 4)

5. Ребята? А каким государством согласно нашей Конституции является наша страна?

Задание №5: «Опираясь на 1 Главу Конституции РФ, дайте характеристику нашему государству ». Вам предлагается ответить на 10 вопросов теста. (Приложение 5)

6. Следующий вопрос: Кто является главой нашего государства? А любой ли гражданин может быть главой нашей страны? А знакомы ли вам полномочия Президента РФ? А вот это мы сейчас проверим!

Задание №6: «Укажите на ошибки в тексте « Рабочий день Президента РФ». (Приложение 6)

7. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами вопрос о законодательном процессе и о том, кому в нашей стране принадлежит законодательная инициатива.

Задание №7: «А сейчас мне предстоит проверить, хорошо ли вы запомнили данный механизм. (Приложение 7)

8. Подскажите мне, какой документ признается в современном мире «Международным эталоном прав и свобод человека »? («Всеобщая декларация прав человека»)
А знаете ли вы когда отмечается День прав человека? (10 декабря)

Задание №8: «Определите, какое право сказочного героя нарушено и закончите фразу. Информация к размышлению: «Всеобщая декларация прав человека». (Приложение 8)

III. Заключительное слово. Подведение итогов