Педагогический совет "Организация здоровьесберегающего пространства"

Разделы: Администрирование школы


Для вас, какое слово является ключевым – «организация», «здоровьесберегающего», «пространства»?

Да, сегодня мы рассмотрим пространство, поговорим о том, что составляет пространство.

Человеческая жизнь и длинна, и коротка, смотря как на неё посмотреть. Можно прожить и сотню лет, но не оставить следа. Пушкин прожил 37 лет, Лермонтов – 27, Добролюбов – 25, но, сколько успели сделать.

45 минут – это много или мало?! В течение учебного года учащиеся 1-4 классов проводят вместе с учителем 850 уроков; учащиеся 5-7 классов – 1200 уроков; учащиеся 8-11 классов – 1500 уроков.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массового потребления подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании говорить не приходится – раньше это не носило массового характера.

О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить отрыто и на всех уровнях. В экологически неблагоприятном Прокопьевске состояние здоровья детского населения значительно хуже, чем в целом по стране и Кузбассу: 87% детей страдают хроническими заболеваниями; до 70% – различными нарушениями зрения, 98% – нарушениями осанки, 51% – дисгармоничное физическое развитие.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным, но в то же время не должны брать на себя медицинские функции и обязанности.

Пространство. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми. Проведение анкетирования среди учащихся по теме «Динамика школьной мотивации» позволяет привести цифры (Нравится тебе в лицее: да – 70%, не очень – 8%, нет – 22%)

Составляющими пространства можно выделить:

  • психологический комфорт;
  • санитарно-гигиенические требования;
  • эмоциональная активность;
  • двигательная активность;
  • рациональная организация урока;
  • система оценивания.

Психологический комфорт. Выстраивая отношения с учениками на уроке, учитель вносит вклад в создание здорового психологического климата. Психологически здоровые, развивающие и воспитывающие личность отношения характеризуются сохранением свободы партнера по общению и его самоуважения. Самоуважение ученика определяется чувством его причастности к школьной жизни, в том числе на уроке.

Повышение уровня самоуважения обучающихся через общение с ними на уроке предполагает навыки владения учителем стратегиями поддержки. Реализуя отношения с учениками по типу стратегий поддержки, учитель создает основу для психологически здоровых отношений в классе. Помощь его сводится к тому, чтобы демонстрировать каждому ученику свое принятие; внимание; уважение (признание); одобрение; теплые чувства. Когда учитель моделирует эти пять составляющих общения, он учит детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими людьми

Принятие. Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Педагоги должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть, прямо сейчас. Это безусловное принятие – фундамент для всех остальных составляющих. Без него не будет действовать ни один из других принципов. Ведь мы показываем ребенку: «Ты мне нравишься, потому что это ты», а не «Ты мне нравишься за то-то и то-то».

Принимать того, кто действует, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он – достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранять достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. (Для себя педагог должен помнить, что следует разделять личность и поведение: плохое поведение не равно плохой личности).

Внимание. Дарить внимание, а особенно, позитивное, своим ученикам – дело хлопотное, требующее от учителя времени, сил, эмоций. Об этом можно сказать только одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит ребенку в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.
Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30? К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнятся и чувствуются часы и дни.

Самый лучший прием, позволяющий оздоровить отношения «учитель–ученик» – это выслушивание учеников. Его можно использовать и за пределами урока. Беседуя с учеником, не следует думать, что учитель должен решить его проблемы, дать совет или консультацию. Можно просто его выслушать. Если слушать правильно, это не отнимет много времени.
Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать – не торопитесь говорить. Реагируйте только тогда, когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли сказанное.
Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла ...» (и далее мысль ученика, но своими словами).
Отражайте чувства («Ты, мне кажется, очень взволнован этим событием ...»).
Научите учеников просить внимания. Конечно, лучше, если ученик попросит внимания вместо нарушения правил поведения на уроке. Учитель не всегда готов сразу же уделить внимание ребенку в тот момент, когда ученик чувствует потребность в нем; тогда можно просто извиниться и пообещать поговорить с ним в ближайшем будущем. Для того чтобы ученикам хватало вашего внимания на уроке, сполна уделяйте его в другое время.

Уважение (признание). Уважение очень необходимо человеку. Полезно показать ученикам, что учитель их очень уважает, что они делают нечто полезное для класса. Признание отличается от одобрения тем, что акцент делается на сам вклад, результат. Признание должно быть высказано и ясно показано, потому что помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что в сознании педагога. Признайте дело, а не творца. Это вид оценки. Оценивайте, пусть высоко, сделанное, но не сделавшего (чтобы не перехвалить ученика и не сделать из него «зазнайку»). Правильная похвала направлена на содержание продукта, итога, поведения, а не на субъекта. В результате – дело продолжается, а ученик не зазнается. Он будет стараться производить на вас впечатление результатами своей деятельности.

Одобрение. Одобрение оказывается самим ученикам, чтобы показать, что нам нравятся черты их характера или попытки (пусть даже безрезультатные) что-то сделать, их мечты, увлечения и т. д. Это поддерживает в учениках уверенность, что в них есть что-то хорошее, что необходимо развивать. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к учителю, и старательнее работать на уроке. В русском языке достаточно слов, описывающих положительные черты характера, их необходимо постоянно напоминать ученикам устно и письменно: честолюбие, смелость, бодрость, чистоплотность, ум, склонность к рассуждению, храбрость, творчество, любознательность, энтузиазм, энергичность, настойчивость, дипломатичность, дружелюбие, общительность, пунктуальность, склонность к риску, чувствительность, сила, умение слушать другого, справедливость, нежность, благие намерения, доброта, полезность, честность, верность, опрятность, организованность, оригинальность, спокойствие, упорство, правдолюбие, заботливость, понимание, остроумие, талант, альтруизм. Составьте такие простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «О, какой творческий подход!» и т. д. Они поначалу могут показаться странными и непонятными. Но однажды вы увидите удивительный эффект этих простых фраз. Вскоре их употребление будет естественным и необходимым.

Теплые чувства. Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую в будущем выпускники будут вспоминать как счастье. Такой учитель не только передает знания, но и устанавливает радостные отношения со своими учениками. Чувства – не средство, не инструмент, подкрепляющий хороший результат или стремление к новым попыткам. Не «ты мне нравишься, когда ты ...» или «ты мне нравишься, если ...», а «ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься». Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. Чувство особенно необходимо ученику, если дела его плохи. (Например, ученика, неудачно выполняющего контрольную работу, можно поддержать следующей фразой: «Ваня, я верю, что эта контрольная – последняя из тех, что тебе не удались. Мы все делаем ошибки, подумай об этом, и, может быть, следующая контрольная пойдет лучше. Не пойти ли нам с тобой выпить кофе на большой перемене, чтобы поговорить еще немного?» Если бы учитель указала Ване на то, что ее невнимательность на последних двух уроках была причиной двойки, та оправдалась бы или огрызнулась, и ситуация ухудшилась бы, т. е. заботу грамотнее всего выражать позитивно.)

Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого, здорового поведения так же легко, как и модели не конструктивного, нездорового поведения. Тем людям, которые показывают, что на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с учениками – наше лучшее средство в установлении дисциплины, рабочего настроя и здорового психологического климата в классе. Легче следовать требованиям своих друзей, чем врагов.
Следующий важный компонент здорового урока – здоровая учебная мотивация. Нарушения в системе учебной мотивации могут быть вызваны различными аспектами поведения учителя: сравнение учеников друг с другом, постоянное подчеркивание ошибок, демонстрация неверия в способности ученика, предложение слишком трудных для ученика заданий, негативная критика и т. д. Если ученик не ощущает себя состоятельным в учебе, у него развиваются страх неудачи и неуверенность в себе, которые негативно влияют на учебную мотивацию.

О малых формах, принимаемых на уроках и во внеурочное время, расскажет… (выступление учителя начальных классов).

Классный коллектив занимает особое место в воспитательной системе лицея. Многое зависит от позиции классного руководителя. Он является организатором работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в классном коллективе. Вся работа классного руководителя должна быть спланирована. Не следует включать много вопросов, важно обеспечить их преемственность из класса в класс. Какова же роль классного руководителя в организации здоровьесберегающего пространства?! (выступление руководителя МО классных руководителей 5-8 классов).

К пространству мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса, ведь от них во многом зависит создание оптимальных условий обучения в лицее.

Среди основополагающих требований к санитарно-гигиеническим условиям обучения необходимо выделить соблюдение:

  • норм воздушно-теплового режима ОУ;
  • норм освещения классной комнаты;
  • требований к школьной мебели и оборудованию;
  • гигиенических норм режима дня;
  • норм питания в школе;
  • гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (учебная нагрузка, учёт динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года);
  • гигиенических требований к расписанию уроков.

Эмоциональная активность. Здоровый психологический климатважный компонент здоровьесберегающего урока. Огромное значение в его создании и поддержании имеют эмоции. Равнодушный к чувствам и переживаниям учеников педагог сталкивается с большими трудностями в преподавании своего предмета. Напротив, чем опытнее и мудрее учитель, тем больше внимания на уроке он уделяет эмоциональной атмосфере в классе в целом и эмоциям каждого ученика как главному мотивирующему фактору.
Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя способствует развитию у учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается ими с трудом.
Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной.

Двигательная активность. Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40%. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движениях суточный объём их активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.

Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Напротив, её ограничение ведёт не только к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков, но и снижению обучаемости учащихся.
Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
База физической подготовленности учащегося создаётся в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые является «плацдармом» для формирования физически здоровой полноценной личности.

Об организации двигательной активности в урочное и внеурочное время расскажет… (выступление учителя физической культуры).

Рациональная организация урока.Здоровьесберегающий урок – это совокупность форм, средств и приёмов организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм. Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала и др.

Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать.

Риском для здоровья детей является:

  • репродуктивный стиль обучения, делающий ребёнка пассивным потребителем информации;
  • отсутствие учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • низкий уровень культуры поведения;
  • слабо поддающийся контролю объём заданий для самостоятельной работы.

Целесообразно чередовать виды деятельности: объяснение – с знаниями в тетрадь, рассказ – с показом наглядных пособий и технологических средств обучения, решение задач – с устным счётом; использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм» и хоровые ответы на несложные вопросы.

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления.

Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к развитию торможения.

«Хороший учитель отличается от плохого тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые,» – говорил П.П. Блонский.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что все учащиеся разные. В каждом классе есть непоседы и «мямли»; одним нужно подробно объяснять что и как, другие любят дойти до всего сами; один тянет руку, даже когда не знает материала, а другой знает, но молчит; у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.

Однако мало заметить, что ученики не похожи друг на друга, что они разные; необходимо ещё уметь отделять существенные признаки различий от несущественных. А самое главное, знать, что это за различия, какова их природа.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

  • в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 часа,
  • во 2 классе до 1,5 часа,
  • в 3-4 – до 2 часов,
  • в 5-6 – до 2,5 часа,
  • в 7-8 – до 3 часов,
  • в 9-11 – до 4 часов.

(Выступление учителя химии по вопросу «Профильное обучение – залог здоровья»)

Система оценивания

Большое внимание нужно уделять системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Данная система оценивания позволяет сохранить здоровье детей:

  • это самооценка;
  • оценка товарища, друга по парте;
  • коррекционная оценка;
  • совместная оценка учителя и ученика;
  • окончательная оценка.

Таким образом, мы исключаем эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине.

Вывод.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядят так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Работа в группах.

Предлагаю вам побыть 2-м группам в роли учеников; 2-м группам – учителей.

Цель: развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Задание. Группа учеников предлагает несколько ситуаций, группа учителей анализируют их.

Ситуации

1. Я рассказывала на уроке Тане о событии, которое произошло со мной вчера. Вдруг учительница заметила и, прервав отвечающего Пашу, попросила меня продолжить ответ. Я очень обстоятельно изложила материал, используя сведения из дополнительной литературы. Но учитель поставила «3», объяснив это тем, что я разговаривала на уроке. Права ли учительница?
2. Я, Алёша и Сергей пришли на дискотеку в нетрезвом состоянии. Я учусь хорошо, Алёша – удовлетворительно, а Сергей не успевает по нескольким предметам. Степень опьянения у нас была различной. Как вы думаете, как поступит учитель?
3. Ваня написал статью в газету. Учителя в напряжении: что он там насочинял, а вдруг что-то о лицее?! Как вести себя учителю в этой ситуации?
4. Накануне по ТВ показан скандальный фильм с сексуальными сценами. Ребята бурно обсуждали. А в начале урока, ещё не переключившись от обсуждаемой темы, задают вопрос учителю: «Смотрели ли Вы фильм в 21.00 по СТС? Вам понравилось?» Что ответит учитель?
5. Сережа во время урока качался на стуле, не обращая внимания на замечания учителя, и, в конце концов, упал. Как поступить учителю?
6. Идёт контрольная работа. Тишина. И вдруг у Максима зазвонил телефон! Как поступить ученику и учителю?

Проект решения

1. Проводить мониторинг состояния здоровья.
Ответственный: директор лицея, медицинский работник

2. Каждому учителю придерживаться норм, установленных СанПиНом для 1-11:

  • При нагрузке домашнего задания.
  • Соблюдать график проведения и длительности индивидуальных и групповых занятий.

Ответственный: заместитель директора по УВР.

3. Рекомендовать занятия активно – двигательного характера на уроках с использованием методики малых форм.
Ответственная: заместитель директора по БЖ.

4. Рационально организовывать урок за счёт активизации учебного процесса с внедрением новых технологий.
Ответственная: заместитель директора по НМР.

5. Организовать полноценный досуг учащихся во внеурочное время.
5.1. Расширить разновидность секций в лицее с учётом интересов учащихся.
5.2. Создать творческую группу классных руководителей разработать систему КТД, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде.
Ответственный: заместитель директора по воспитательной работе.
5.3. На заседаниях МО учителей осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Ответственные: руководители МО.
5.4. Рекомендовать классным руководителям проводить тематические родительские собрания по изучению здоровьесберегающих технологий с привлечением специалистов.
Ответственный: заместитель директора по воспитательной работе.

6. Создать условия для занятия физической культурой с учётом современных требований:
6.1. Совершенствовать материально-техническую базу спортивных залов.
6.1.1. Спортивный инвентарь.
6.1.2. Организация тренажёрного зала.
6.2. Изучить и внедрить опыт по организации кабинета ЛФК и фитобара в образовательном учреждении. Вынести вопрос на обсуждение попечительского совета лицея.
Ответственный: директор лицея.

7. Создать программу мероприятий по здоровьесбережению учителя. Эффективно использовать имеющиеся возможности.
Ответственный: председатель профсоюзного комитета.