Авторская программа элективного курса "Ориентируемся в любой ситуации" (образовательная область "География")

Разделы: География


Цель элективного курса: профессиональное самоопределение учащихся основной школы.

Задачи:

  • Сформировать профессионально-ориентированные умения учащихся основной школы в рамках профессий краевед, геолог, летчик, моряк, топограф, геодезист и т.д.
  • Расширить кругозор учащихся в образовательной области «география».
  • Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом; по небесным светилам; в самых различных условиях.
  • Способствовать выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
  • Осуществлять комплексную профориентационную работу образовательного учреждения.

Элективный курс по географии «Ориентируемся в любой ситуации» разработан для учащихся 9-х классов, относится к «сетевым» надпредметным профориентационным курсам,   ориентирован на подготовку учащегося основной школы к  ситуациям выбора направления дальнейшего  образования, способствует расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курс является пропедевтическим и выполняет роль практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора профессии, профиля обучения, собственного содержания образования, оценить свой образовательный потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Элективный курс рассчитан на небольшое количество часов (12 ч), что позволяет школьникам в течении года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и «ресурсными центрами» на базе Профессионального училища и средней общеобразовательной школы, а так же использовать кадровый потенциал «ресурсных центров».
Элективный курс «Ориентируемся в любой ситуации» является актуальным в рамках предпрофильного образования, так как несет на себе профориентационную нагрузку. Разработка данного элективного курса отражает социальный заказ на развитие предпрофильного образования учащихся в нашей стране, отраженный в нормативных документах Министерства образования РФ: «Концепция развития образования на период до 2010 г.», «Концепция профильного образования учащихся». Навыки ориентирования на местности необходимы широкому кругу  профессий и любому человеку в повседневной жизни, особенно находящемуся в экстремальной ситуации. Люди самых разнообразных профессий: геодезисты,  географы, топографы геологи, краеведы, туристы, охотники и, не говоря о военнослужащих армии  и флота,  могут оказаться в таких условиях, когда умение примериться к местности,  найти нужное направление без компаса и карты может иметь весьма большое значение.  Ориентированию на местности в значительной мере способствует спорт. Учащиеся приобретают очень важные полезные навыки, необходимые им не только в повседневной жизни, работе, походе, но и для защиты Родины. Потеря ориентировки иногда может привести к тяжелым последствиям. Элективный курс разработан с учетом оказания помощи учащимся при подготовки к ЕГЭ по географии.

Требования к уровню образованности учащихся, необходимые для изучения данного элективного курса:

Учащиеся должны знать: понятия: горизонт, азимут;

Учащиеся должны уметь: определять стороны горизонта и азимут.

Данный элективный курс могут проводить учителя географии, педагоги дополнительного образования, педагоги начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, игровые, проектные.   
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: лекции, практические занятия, защита рефератов, что способствует повышению учебно-познавательной мотивации  учащихся и стремление проявить самостоятельность и стремление проявить самостоятельность и инициативность.
Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы: «Ориентирование на местности по приборам», «Ориентирование по местным признакам», Расширение горизонта с высотой», кодоскоп, слайд «Азимут»,  раздаточный иллюстративный материал по начальному курсу географии, карта «Звездного неба», электронный учебник по начальному курсу географии.

Планируемые результаты:

Предполагается, что по окончании изучения данного элективного курса учащиеся смогут определить свое местонахождение без применения компаса и карты по небесным светилам, по ветру, по памяти, по сигналам, зданиям, часам, используя живые ориентиры (по подсолнухам, ягодам, муравейникам, лишайникам и т.д.).

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы, разделы

Количество часов

всего

лекции

практ

семинар

экскур

1 Введение

1

1

0,5

 

 

2 Компасы

11

0,5

0,5

 

 

3 Азимут

1

0,5

 

 

 

4 Виды ориентиров

1

1

 

 

 

5 Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах

1

1

 

 

 

6 Особые случаи ориентирования

1

1

 

 

 

7 Определение сторон горизонта

1

 

1

 

1

8 Ориентирование на местности

1

 

1

 

1

9 Изображение на чертеже направлений

1

 

1

 

1

10 Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам

1

 

1

 

1

11 Зачет. Защита проекта.

2

 

 

2

 

  Итого

12

5

5

2

4

Содержание учебной информации

  1. Введение: Сущность ориентирования на местности. Применение ориентирования людьми разных профессий. Древние корни ориентирования.
  2. Компасы: Назначение компаса. Виды компасов. Измерение дирекционного угла компасом. Правила обращения компасом.
  3. Азимут: Понятие азимут. Применение азимута для ориентирования на местности. Определение азимута по карте, по заданным азимутам, на местности.
  4. Виды ориентиров: точечные, линейные, площадные. Ориентирование по ориентирам.
  5. Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах: ориентирование по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.
  6. Особые случаи ориентирования: живые ориентиры, ориентирование по памяти, искусственные ориентиры, ветер.
  7. Определение сторон горизонта (лабораторно-практическое занятие): горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по местным признакам.
  8. Ориентирование на местности  (лабораторно-практическое занятие): Определение сторон горизонта по компасу.  Порядок действий при работе с компасом. Определение азимута по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. Хождение по азимуту.
  9. Изображение на чертеже направлений (лабораторно-практическое занятие): Изображение направлений на плане местности. Определение точки стояния.
  10. Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам (лабораторно -практическое занятие):  Следы ветра на деревьях и других предметах. Определение сторон горизонта по солнцу. Ориентирование по каре деревьев, по лесным просекам, по лишайникам, муравейникам и т.д.  
  11. Зачет. Защита проекта:  Защита проекта в форме сочинений, рефератов.

Перечень практических работ:

Практическая работа № 1

Тема: Компасы.

Основание содержание учебной информации: Компасы. Вид компасов. Измерение углов. Луч. Окружность. Прямой угол. Транспортир. Треугольник.

Основные умения и навыки: умения и навыки работать с компасом, определять направления по  компасу.

Ожидаемые результаты обучения: применение умений и навыков работы с компасом в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

I. Закрепление правила пользования компасом.

1. Положить компас  на горизонтальную поверхность (или ладонь)
2. Стрелка должна быть неподвижной.

II. Выполнение заданий.

1. Пользуясь компасом, определите:
а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса
б) направление, в котором находится дверь класса
в) в каком направлении от окна расположен стол класса
г) направление, в котором находится ваш дом

III. Практическая работа по карточкам.

Практическая работа № 2

Тема: Азимут.

Основное содержание учебной информации: Компас. Измерение углов. Луч. Транспортир. Азимут.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения азимутов.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению азимутов в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Работа  проводится в классе.

I. Правила пользования компасом

1. Сориентировать компас.
2. Направить визир на объект.
3. Произвести отчет азимута (т.е. определить градусное расстояние от 0 0 до визируемого предмета по часовой стрелке.

II. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.

III. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.

  1. Определить азимут направления на юг.
  2. Назовите азимут юго-восточного направления.
  3. Какому направлению соответствует азимут 3150?
  4. Какому направлению соответствует азимут 3600?
  5. Определите азимут левого дверного  переплета класса.  
  6.  Определите азимут правого от них переплета окна, расположенного около учительского стола.
  7. Определите азимут направлений на последние парты первого, второго и третьего рядов.

Практическая работа № 3

Тема: определение сторон горизонта.

Основное содержание учебной информации: Горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по растениям.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению сторон горизонта в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Выполнение задания на местности.

I. Подготовка к практической работе

1. Ответьте на вопросы:

– Что называется горизонтом?
– Какой горизонт на севере? Юге? Востоке? Западе?.
– В какой стороне горизонта местности холмистая, а в какой плоская?
– Что такое ориентирование?

II. По компасу определите стороны горизонта (вспомнить прием работы с компасом)

1. Сориентировать компас.
2. Определение направлений на  предметы

III. Определите азимуты сторон горизонта и стороны горизонта по азимуту.

Азимут Стороны горизонта Азимут Стороны горизонта
  Юг 0о  
  Северо-запад 270о  
  Юго-восток 45о  
  Восток 220о  

Практическая работа № 4

Тема: Изображение направления на чертеже.

Основное содержание учебной информации: Изображение направления на плане местности. Определение точки стояния.  

Основные умения и навыки: умения и навыки определения направления на плане местности и изображения различных направлений на чертеже.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению направлений по плану в практической и профессиональной деятельности. 

Описание практической работы:

Работа проводится в классе.

I. Подготовка к практической работе

1. Изобразите на листе бумаги в левом верхнем углу стрелку «С-Ю».
2. В центре листа поставьте точку, которая будет являться полюсом.

II. Выполнение заданий

1. От точки проведите направление на север, запад, юго-запад, восток, северо- восток.
2. Поставьте точку и проведите от нее направление, соответствующее азимутам 90о, 180о, 0о, 270о, 135о.
3. Поставьте рядом три точки в направлении с запада на восток и от каждой из них проведите линии на север, северо-запад, юго-запад.

III. Выполните задание по карточкам.

Практическая работа № 5

Тема:  Ориентирование на местности.

Основное содержание учебной информации: Компас. Стороны горизонта. Азимут.  Определение азимута. Хождение по азимуту.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта и ориентирования на местности.

Ожидаемые результаты обучения: умение применять знания по определению сторон горизонта по компасу, осуществлять движение по азимуту на местности в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:  

Практические работы по ориентированию и определению азимутов направлений проводятся на школьном дворе, а потом во время экскурсий. 
Хождение по азимутам – очень увлекательный и полезный вид работы. Овладеть им учащимся несложно. С тем чтобы быстрее приобрели умение и навык хождения по азимутам, следует запомнить последовательность действий.
Учитель записывает это на доске в виде инструкции-памятки:

1. Сориентируй  компас.  
2. Определите азимут направления  на точку стояния № 1.
3. Измерь его расстояние шагами.
4. Перейди в точку стояния.
5. Сориентируй компас.
6. Определите азимут направления на точку стояния № 2 и т.д.
7. Запомни: при переходе от одной точки стояния на другую всегда начинай  с ориентирования компаса.

Ходить по азимутам следует начинать в  условиях школьного двора, постепенно усложняя задания.
В начале можно предложить ученикам пройти от точки стояния 10-15 шагов по азимуту 360о, 90о, 270о, и.т.д. Затем задания усложняются. Например:  пройдя 20 шагов по азимуту 315о, повернуть под углом 90о и пройти 10 шагов. Определите азимут этого направления. В каждой отдельном случае учитель проверяет знания инструкции хождения по азимуту.

Практическая работа № 6

Тема: ориентирование по местным признакам.

Основное содержание учебной информации: Определение сторон горизонта по Солнцу, часам, коре деревьев, муравейникам, лишайникам и т.д.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.

Ожидаемые результаты обучения:  применение знаний по определению сторон горизонта по местным признакам в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Практическая работа проводится на местности.  

1. Определите на местности стороны горизонта по местным признакам.
2. Приготовьте рассказ по одному из способов нахождения сторон горизонта.

Междисциплинарные связи

Межпредметная связь с другими учебными осуществляется:  с историей (история древнего мира), физика (магнитное поле, компас), математика (понятия: угол, луч, треугольник, прямой угол, окружность, единицы измерения, транспортир),  биология (раздел «Растения и животные» тема «Сезонные изменения»), астрономия (созвездия), литература (написание мини-сочинения).

Перечень учебных материалов:

Литература для учителя:

  1. Аксакалова Г.П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География М, «интеллект-Центр», 2005 г.
  2. Герасимва Т.П. Методическое пособие по географии: 6 класс. М.: Просвещение, 1998 г.
  3. Куприн А.М. На местности по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
  4. Ладилова Н.Н. Дидактический материал по физической географии: 6 класс. М.: Просвещение, – 1998 г.
  5. Максимов Н.А. Раздаточный материал по начальному курсу физической географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, – 1984 г.
  6. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА» – 1982 г.
  7. Сиротин В.И. Практические работы по географии. М.: АРТИ, – 2003 г.
  8. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, – 1990 г.
  9. Элькин Г.Н. физическая география: 6 класс. Метод. Пособие. С-Петербург. «паритет», – 2002 г.

Литература для учащихся:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
  2. Куприн А.М. На местности и по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
  3. Сухов В.П. Физическая география: 6 класс. М.: Просвещение, – 2004 г.
  4. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА», – 1982 г.