Урок про теме "Волны"

Разделы: Физика


Цели урока:

– Освоить понятие о волне, ее длине и скорости распространения, видах волн, механизме их образования;

– Развивать умения самостоятельной деятельности и образного мышления в ходе изучения нового материала:

– Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, сотрудничество в процессе совместного выполнения заданий.

Оборудование: опорный конспект “Волны”, игрушка “Радуга”, листы с неполным опорным конспектом “Волны”, тест “Волны”, мобильный телефон, кинофрагменты “Звук” и “Свет” – производство “ Оксфордская энциклопедия”.

Тип урока: изучение нового материала

План урока.

1. Введение названия темы урока.
2. Выполнение теста “Волны”.
3. Организационный момент.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов работы учащихся.
7. Задание на дом.
8. Организованное окончание урока.

Ход урока

1. Введение названия темы урока

Читаются выдержки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Тамара”:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне, высокой и тесной
Царица Тамара жила,
Прекрасна, как ангел небесный
Как демон коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он был весь желанья и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, кузнец и пастух;
Пред ним отворялися двери,…
Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину

(Ставится акцент на следующих словах)

Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну…

Итак, тема нашего урока “Волны”. Вы даже не представляете, как широко применение изучаемой темы. Волны везде и повсюду, и ночью и днем, и в стужу и в зной.

2. Работа с тестом “Волны”.

Задание: Работая с тестом “Волны” и отвечая на задания, вы увидите лишь малую часть применения волн в жизни человека. Причем, отвечайте быстро, полагаясь на интуицию или знания, которые вы получили самостоятельно.

Тест “Волны”

1.Летучая мышь излучает ультразвуковую волну, и перед тем, как случайно залететь в окно, садится на голову человека, потому, что волосы

а) отражают ультразвук; в) становятся дыбом; б) изучают тепло; г) поглощают ультразвук.

2. С помощью ультразвуковых волн (достижение современной медицины) удаляют внутри организма человека опухоли без хирургического вмешательства. Назовите эти волны.

а) сфокусированные; в) высокой энергии; б) рассеянные; г) поперечные.

3. В сражении у линии Зигфрида во время второй Мировой войны, на фоне белых перистых облаков проходили какие-то тёмные тени. Назовите волны, создаваемые артиллерийской канонадой.

а) стоячие; в) продольные; б) сферические; г) ударные.

4. Оперный певец способен разбить большой винный бокал, спев очень громкую определённую высокую ноту (Шаляпин), которая должна звучать несколько секунд. Назовите явление.

а) резонанс; в) преломление; б) отражение; г) огибание.

5. В 1956 году вблизи мыса Гаттерас капитан грузового судна наблюдал волну высотой 30 метров. Почему эти волны неожиданно появляются и исчезают?

а) результат наложения двух волн в) результат отражения двух волн б) результат наложения четырех волн г) результат наложения множества волн

6. Как называется явление разрушения хвостового оперенья крыла самолёта при совпадении частот вынужденных колебаний воздуха и собственных колебаний хвостового оперенья?

а) бафтинг; в) форватер; б) флаттер; г) кильватер.

7. Неоднократно наблюдалось, как дельфины, не совершая никаких движений, плывут на глубине несколько футов перед носом корабля. Они могут плыть без всяких усилий более часа, время, от времени поворачиваясь на бок или вращаясь вокруг оси. Что же толкает дельфинов вперед?

а) сам корабль; в) область пониженного давления; б) область повышенного давления; г) область между повышенным и пониженным давлением.

8. Одна из версий образования зубцеобразных выступов на песчаных пляжах (Сахалин) – волнения моря, при котором на пляж набегают волны, отстоящие друг от друга на расстоянии

а) равном; в) минимальном; б) разном; г) максимальном.

9. Красный цвет неба на восходе или закате объясняется тем, что в это время волны красного цвета из видимой части спектра…

а) наименьшей длины; в) отражается красная область спектра; б) теряется красная область спектра; г) наибольшей длины.

10. Кучевые облака имеют светло-серый цвет, потому, что они состоят из больших капель, рассеивающих лучи всех длин волн, а грозовые состоят из маленьких капелек и рассеивают синие лучи. Какого цвета грозовые облака?

а) синего; в) жёлтого; б) красного; г) белого.

Учащиеся работают в парах.

Проверка теста методом взаимопроверки по ключу.

Ключ: 1.г. 2.а. 3.г. 4. a. 5.г. 6. a. 7.г. 8. a. 9.г. 10.а.

3.Организационный момент.

Знакомство учащихся с рейтинговой оценкой знаний.

  1. Готовность к уроку – 2 балла.
  2. Работа на уроке – 5 баллов.
  3. Ответ на вопрос – 1 балл.
  4. Тестирование – 5 баллов.
  5. Самостоятельная работа – 5 баллов.

Всего – 18 баллов.

Рейтинг оценок записывается на доске:

Оценка

Баллы

“5”

16-18

“4”

13-15

“3”

9-12

“2”

0-8

4. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа.

  1. Почему вы слышите произношение звуков?
  2. Какие движения совершают губы при произношении звуков?
  3. Какая среда передаёт колебания?
  4. Как происходит связь между землёй и спутниками.

Фронтальная беседа на основе аналогии:

– в какой плоскости сидит человек соответственно стулу?

– в какой плоскости укладывают куриное яйцо в ячейки?

Эксперимент. Типы волн – поперечные и продольные.

Условие эксперимента: С помощью игрушки “Радуга” показываются поперечная и продольная волна и даются их описания.

Введение понятия длины волны. Определяется визуально расстояние между гребнями волны Татарского пролива.

Рассмотрение получения формулы для определения скорости распространения волны, используя аналогию передвижения автомобиля.

Объяснение механизма образования волн.

Опорные конспекты находятся на парте, и учащиеся находят услышанное в опорном конспекте. (Приложение 1).

5. Закрепление изученного материала.

  1. Просмотр видеофильма.
  2. Задание перед просмотром: соотнести увиденное с теоретическим материалом в опорном конспекте (найти увиденное в опорном конспекте).

  3. Воспроизведение деталей конспекта.

Задание: дополнить недостающий материал по теме “Волны” рисунками и терминами. (Приложение 2)

Проверка конспекта: самопроверка по ключу. За каждое дополнение 1 балл. Оценка деятельности.

6. Подведение итогов работы учащихся и выставление оценок за урок.

Подсчёт баллов, согласно рейтингового контроля.

7. Задание на дом.

Доработать воспроизведённый опорный конспект, переписать в тетрадь в трехцветном варианте и выучить наизусть.

8. Организационное окончание урока.

Эксперимент с мобильным телефоном: включение, связь друг с другом.

Вопрос: Благодаря какому физическому явлению вы общались друг с другом?

Ответ: С помощью радиоволн.