Экологическая конференция "День рождения планеты"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательные: осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения; сформировать представление о роли экологии в жизни людей; познакомить с профессией - эколог;
  • развивающие: развитие умения выносить оценочные суждения в деятельности человека, развитие логического мышления, внимания, привитие интереса к предмету;
  • воспитательные: убедить учащихся в жизненной важности отношения к окружающей природе; формировать активную личность.

Форма проведения: игра-путешествие

Оформление кабинета:

плакаты

  • "Судьба природы - наша судьба",
  • "Раньше природа устрашала человека, а Теперь человек устрашает природу". (Жак Ив Кусто)

Выставка рисунков "Цвети, Земля!"

(какой я представляю свою планету )

Оборудование:

  • глобус,
  • грамзапись на мотив " Песни Красной шапочки",
  • "Красная книга",
  • карта путешествия,
  • карточка с надписью
  • "ЭКОЛОГИЯ",
  • карточки "Эколог" (по количеству детей),
  • иллюстрации орхидеи, снежного барса.

Ход урока

Актуальность первичного опыта учащихся
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сегодня совсем необычный и очень важный урок.

Есть много праздников в календаре. Их называют красные даты.

-Ребята, какие праздники вы знаете?

С сегодняшнего дня мы введем новый праздник-День рождения Земли.

-Как вы понимаете значение этого праздника?

 

8 Марта! 23 февраля! и т. д.

Это праздник добрых дел, любви к своей Земле, праздник человеческой души. В этот день с нами должны радоваться деревья и цветы, насекомые и рыбы, животные и птицы:

ГОЛОС ЗЕМЛИ(старшеклассник)

-Здравствуйте, добрые дети. Я - Земля! И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело. Я приглашаю вас в свой любимый город - Экоград. А дойдете вы туда по этой карте. Но нелегко вам придется в пути. Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух:Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек:Скоро я не смогу спасти и вас, дети:Сил моих все меньше и меньше:У вас есть еще немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые дела.

 
-Ребята, а кто из вас слышал такое слово "ЭКОЛОГИЯ"? (карточка крепится на доску) (поднимают руки)
-Что означает это слово? Экология-это наука, которая учит нас бережно относиться к Земле.

Земля-это наш Зеленый дом. А в доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле

-Ребята, а кто же сорит на Земле и как? -Когда люди отдыхают на природе, то часто после их ухода можно увидеть бумажки, банки и т. д.

-А я видела как машина вывалила кузов мусора в наше местное озеро.

-Ребята, если в большом Зеленом доме мусорит человек, кто же будет наводить порядок?

-Ребята, а кто желает помочь в уборке Зеленого дома?

Тогда с этого момента мы с вами экологи (каждому ребенку крепится на грудь карточка "Эколог").

-Ну, а сейчас отправляемся в путь, в самый чистый город на Земле - Экоград (экологический город). <Приложение>

-Наводить порядок тоже будет человек. Но только трудолюбивый человек с добрым сердцем.

(поднимают руки)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Музыкальная заставка (дети поют) "Песенка Красной шапочки".

Первая остановка на нашем пути "Станция проектов транспортных средств".  
-Какой вред наносит экологии различные виды транспорта? ДОКЛАД ЭКОЛОГА №1.

Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Нефть вылилась в море. Растеклась по ее поверхности. Покрыла берега. Видите, как пострадали птицы. Многие из них погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибли водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефть не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу. Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе катастрофу. Экологическую катастрофу. Только через много лет эти места очистятся от нефти. Только через много лет здесь снова смогут жить растения и животные, отдыхать люди

  ДОКЛАД ЭКОЛОГА №2.

В целях уменьшения опасности отравления людей выхлопными газами автомобилей специалисты рекомендуют строить объездные дороги у населенных пунктов, сооружать подземные переходы, повышать скорость транспорта на улицах, увеличивать площади зеленых насаждений, ограничивать время действия транспорта в городах и селах.

-Ребята, а что бы вы хотели изменить в будущем, чтобы транспорт не засорял наш Зеленый дом?

-Мы любители природы
И хотим мы всем сказать:
Может быть автомобили
Нам пора в музей отдать?
-Сдать пора в металлолом?
Ведь от них и пыль, и дым,
Газ угарный, вредный.
Новый транспорт нужен нам
Чистый и безвредный

В Германии сконструировали двигатель, который работает на растительном масле. Выхлоп - экологически чист.

В Японии дороги покрывают специальными бетонными плитами, с нанесенным на них слоем специального раствора. Это вещество при солнечном свете нагревается и поглощает вредные вещества из выхлопных газов.

 
Опять звучит та же музыкальная заставка
Итак, мы с вами совершили вторую посадку и оказались в порту "Голубые патрули". Посмотрите, к нам навстречу идут ребята в голубых фуражках

-Мы патрули голубые,
Хранители чистой воды.
Обходим речушки лесные,
Озера, ручьи и пруды.
Следим, чтоб река не мелела
Спокойно теклось родникам
Очень серьезное дело
Доверили взрослые нам.

-Ребята, а какое значение в жизни человека имеет вода? ДОКЛАД ЭКОЛОГА №3.

Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, на улицах. По водным путям человек может передвигаться на лодках, теплоходах, перевозить продукты и машины, сплавлять лес. Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электроток. Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди.

-Уважаемые экологи, а как мы можем сохранить как можно больше чистой воды? ДОКЛАД ЭКОЛОГА №4.

Человек должен следить за чистотой всех водоемов. Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ гибнут растения и животные. Большой вред водоемам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом - насекомые, моллюски и другие. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов.

Я хочу привести пример из Книги рекордов Гиннеса о воде:

-самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, след от нее 9 см;

-самый продолжительный дождь шел 12 месяцев с 1августа 1860 года по 31 июля 1861 года;

-самое глубокое на Земле озеро-Байкал. Его глубина 1км 940 м;

-житель современного города использует сегодня в быту 300-500 литров воды в сутки.

 
Музыкальная заставка
Последняя наша остановка-город "Красная книга" (показать "Красную книгу").

-Для чего нужна Красная книга?

Охраняется "Красной книгой"
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

В 1948 году ученые мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. В 1966 году Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка - красная, а листы разноцветные. На красных страницах - исчезающие виды, требующие особой охраны; на желтых - многочисленные виды, но быстро сокращающиеся; на белых - редкие; на зеленых - уже спасенные.  
-О каких видах вы хотели бы рассказать? ДОКЛАД ЭКОЛОГА №5.

"ОРХИДЕЯ" (иллюстрация")

При упоминании слова орхидея невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочек, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой. В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты "любители природы", выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их места обитания в результате деятельности человека.

  ДОКЛАД ЭКОЛОГА №6.

СНЕЖНЫЙ БАРС (иллюстрация)

Снежный барс один из хищников, занесенных в Красную книгу. Он приспособлен к обитанию в суровых климатических условиях. Живет в малонаселенных высокогорных районах. Основная добыча- горные козлы, бараны, косули:

На Алтае барсы многочисленны на юге и востоке.

Численность барсов в стране не превышает 800-1000 особей.

ИТОГ УРОКА
-Наше путешествие подходит к концу. На горизонте - Экоград. Что же мы подарим нашей планете в подарок? А подарим мы нашей планете замечательные рисунки. А еще обратимся ко всем людям планеты с просьбой не только брать от природы, но и бережно относиться к ней.
  1 ученик

Мы - любители природы!
Чтоб ее покой хранить,
Мы хотим от человека
Всю природу оградить!

2 ученик

Всем любить животных нужно
Каждый день и каждый час!
Купим каждому подушку,
Одеяло и матрас!

3 ученик

Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья!
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе-
Но со знаньем и умом.

Закончить наш урок я хочу словами словацкого поэта Павла Гвездослава

"Я сорвал цветок - и он увял,
Я поймал мотылька -
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем".