Система деятельности классного руководителя по укреплению и сохранению социального здоровья учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Классное руководство, Работа с родителями


Как никогда сегодня велика группа подростков и молодежи "социального риска" (Приложение 1). В условиях социально-экономических преобразований подрастающее поколение оказалось одной из наименее защищенных групп населения, что привело к обострению таких проблем, как беспризорность, безнадзорность, проституция, рост алкоголизма и наркомании, преступности, суицидов и прочих негативных явлений. Снижение качества жизни, хронические стрессы, отсутствие культуры здорового образа жизни, неопределенность личных перспектив приводят как к ухудшению физического здоровья подростков, так и к социальному неблагополучию, неготовности к вступлению в самостоятельную жизнь, отказу от традиционных социальных ценностей, что трансформируется в серьезную проблемную ситуацию социального масштаба. Поэтому современные школьники остро нуждаются не только в квалифицированной социальной и психологической поддержке, в медицинском сопровождении.

Поэтому основными приоритетами в развитии системы образования Владимирской области на период 2006-2010 гг. определены:

  • обеспечение доступности качественного образования как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
  • создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
  • создание условий для успешной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их социальной мобильности.
  • содействие социальной адаптации детей и молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения.

Каждое из этих направлений ориентирует специалистов системы образования на социальную значимость образовательной деятельности.

Как создать условия, способствующие формированию социального здоровья воспитанников, выпускников школы - проблема, требующая особого внимания. Эта проблема особенно актуальна особенно для нашей школы (социальный паспорт школы)

Здоровье - одно из условий счастья человека.

По закрепленной в последнее время формулировке, принятой ВОЗ, закреплена, как мы знаем, следующую точку зрения:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По существу это идеал, к которому мы должны стремиться.

При этом, физическое, психическое и социальное - это направления или сферы благополучия, от которых зависит способность человека ощущать состояние здоровья.

Новая концепция здоровья усиливает социальную компоненту здоровья и ориентирует на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом и специалистами (медицинскими, социально-психологическими, педагогическими работниками).

По новой концепции:

  • Здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциалом здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися (Петленко В.П., 1997)
  • Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить расположенность к тому или иному заболеванию.

В настоящее время в социологической науке наиболее известны два принципиальных подхода к исследованию социального здоровья.

1 из подходов обосновывает в самом широком смысле необходимость изучения социального здоровья с трех основных позиций-составляющих: физическое, психическое и собственно социальное здоровье человека.

  • Физическое здоровье - состояние, при котором присутствует совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Психическое здоровье предполагает - самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, интеллектуальной и познавательной сферы, воспитание дисциплины ума и чувств.
  • Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Эффективность достижения современного качества образования в школе зависит от состояния социального здоровья учащихся и ближайшего их окружения, а так же среды микрорайона, в котором расположена школа. Поэтому воспитательный процесс в школе должен быть ориентирован на стимулирование созидательной социальной активности учащихся.

Таким образом, необходимо остановиться на следующих моментах:

  • содержание учебно-воспитательной деятельности должно быть ориентировано на усиление социального компонента здоровья участников образовательного процесса;
  • необходимо развитие системы дополнительных образовательных услуг на базе школы, содействующих, укреплению социального здоровья учащихся;
  • необходима система мероприятий, ориентированных на создание и укрепление культурных традиций, способствующих профилактике асоциальных явлений в среде учащихся и формированию их социальной активности;

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде, физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальная культура - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Физическая культура - процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической, телесной природы. Психическая культура - психическая характеристика личности человека, она образуется из определенных свойств личности, соответствующих предмету и средствам деятельности.

Социальная активность - это сознательная деятельность, ориентированная на формирование социальных качеств личности, на преобразование объективных социальных условий, характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных возможностей человека. Физическая активность - это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. Психическая активность - организация психической деятельности человека в соответствии с потребностями социального взаимодействия и приспособления к условиям окружающей среды.

Социальное здоровье школьника можно рассматривать как:

1. Способность давать адекватную оценку окружающей среде и событиям; принятие или сопротивление им;

2. Самоопределение в этой среде ( в школе и вне ее);

3. Активная жизненная позиция.

Чтобы оценить уровень социального здоровья наших учеников и выявить их приоритеты, было проведено анкетирование в 5-9 классах. Анкета была анонимная, поэтому ответы можно считать искренними. Анализ ответов показал, что современные дети - "телевизионно-компьютерные". Свой социальный опыт они получают от своих родителей, из ТВ-передач, Интернета, глянцевых журналов. Эта информация своего рода "секонд-хенд", идущая по 2 направлениям:

а) "не заморачивайся", живи просто как Букин Гена, Ранетки, Наша Раша, Симпсоны.

б) гламур: богато, красиво, весело, все без усилий на "блюдечке с голубой каемочкой".

Дети обделены в духовном плане: нет собственных мыслей, выбора, волевого усилия, а главное отсутствие переживания. Клонированные мысли, диалоги, поступки, интересы. Им сложно давать адекватную оценку окружающей среде и событиям. Их социальный опыт складывается не только из того, что они знают и помнят, потому что прочитали и выучили, а из того, что они пережили.

Макаренко А.С. "Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта".

Классный руководитель - воспитатель, который корректирует, обогащает, углубляет, делает более осмысленным стихийно складывающийся социальный опыт учащегося, тем самым, улучшая его социальное здоровье.

Необходимо создавать ситуации, которые запоминались бы как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большую роль нужно отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой:

  1. Диспуты;
  2. Классные часы-размышления (" Поговорим об ответственности", "Альтруизм и эгоизм", др.)
  3. Круглые столы;
  4. Психолого-педагогические игры;
  5. Психолого-педагогические практикумы ("Воспитание лидера", "Домострой", др.)
  6. Деловые игры, ролевые игры ("Контакты и конфликты", т.п.).
  7. Посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.
  8. Мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.

Народная мудрость гласит: "До 5 лет воспитывай ребенка как господина, до 15 как слугу, после15 как друга".

Родителям, не имеющим педагогического образования или, не особо задумывающимся о воспитании своих детей, классный руководитель должен уделять особое внимание.

Проблема "отцы-дети" была, есть и будет. Реакция подростков может быть разной:

а) упреждающая агрессия (часто не мотивированная);

б) полная растерянность и дезадаптация;

в) замкнутость;

г) неадекватные попытки самоутвердиться за счет других.

Это темы для разговоров на родительских собраниях. Тесная связь классного руководителя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.

Большую роль в укреплении социального здоровья школьников играет самоуправление в классе. Оно способствует самоопределению ребенка в классном коллективе, развитию его активной жизненной позиции. Классный руководитель, учитывая природные наклонности, особенности характера ребенка, должен помочь найти ему свое место в активе класса, школы. Это поднимает статус учащегося в собственных глазах и среди своих сверстников, дает стимул к самосовершенствованию.

Все вышеизложенное поможет ребенку самоопределиться в социуме, способствует воспитанию его активной жизненной позиции, определить собственные приоритеты. Можно ли в нашей школе реализовать возможности улучшения социального здоровья детей? Бесспорно, если проявить готовность создавать условия, которые обеспечивали бы возможность ученикам критически осмысливать и отбирать то, что им предлагает социум.

Это нелегкий путь, но как известно, все по-настоящему эффективное профессиональное, легким не бывает.