Использование различных форм освоения образовательных программ с учётом потребностей и возможностей личности

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона "Об образовании" "с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: очная, очно-заочная, заочная, в форме семейного образования, самообразования и экстернат". В МОУ СОШ № 8 города Челябинска обучение ведется в очной, очно-заочной форме и экстернат.

Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций.

Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещать учебу в школе и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.

Главное принцип экстерната — освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Система образования экстерном устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца.

В МОУ СОШ № 8 созданы условия для получения основного общего и среднего (полного) общего образования для тех учащихся, которые по каким-то причинам не посещают массовую школу или ранее не имели возможности ее закончить. Мы помогаем будущим художникам, музыкантам, рабочим не отстать от своих сверстников, получить среднее образование, поступить в вуз, не прекращая своей профессиональной деятельности.

В школе работают учителя, имеющие большой опыт общения с учащимися разной профессиональной направленности и разного уровня подготовки.

В экстернат (10 и 11 кл.) зачисляются учащиеся, имеющие основное общее образование, окончившие 10 классов средней школы или первый-второй курсы ссузов, ПТУ; в 9 класс принимаются лица, не имеющие основного общего образования, учащиеся, не освоившие обязательный минимум образования в других школах.

Результаты анализа контингента учащихся групп экстернат:

- возрастной состав:

  • до 17 лет - 5 %;
  • 18 - 20 лет - 67 %;
  • 21 - 24 года - 15 %;
  • 25 - 29 лет - 9 %;
  • старше 30 лет - 4 %;

- сразу после окончания основной школы пришли в экстернат - 4 %; год спустя - 7 %; через 2 - 5 лет - 72 %; 5 - 10 лет спустя - 17 %;

- мотивы, по которым выбран экстернат:

  • занят профессиональной деятельностью;
  • получает начальное профессиональное образование в ссузах;
  • решил осваивать знания в форме самообразования;
  • не может или не умеет наладить взаимоотношения с педагогами и одноклассниками;
  • имеет проблемы со здоровьем, является инвалидом;
  • прибыл из мест лишения свободы, имеет условное осуждение и др.;
  • получить аттестат о среднем образовании параллельно с обучением в музыкальном, художественном училищах, колледже культуры;
  • спортсмены, часто выезжающие на соревнования и сборы;
  • студенты техникумов, ПТУ, решившие поменять специальность;
  • учащиеся, чья профессиональная деятельность обязательно требует среднего образования;
  • не сумевшие получить образование в общеобразовательной школе по различным причинам;
  • люди с неординарными жизненными обстоятельствами (женщины, оставившие школу в связи с рождением детей, выезжающие за рубеж или вернувшиеся из-за рубежа).

Лица, осваивающие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования приходят в экстернат для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.

Во исполнение Закона "Об образовании" (п. 1 ст. 5), гарантирующего “возможность получения образования независимо от судимости”, в группы экстернат зачисляются лица, имевшие судимость, освободившиеся из мест лишения свободы.

Все поступившие в экстернат учащиеся делятся на группы, для каждой из них составляется расписание.

Организация образовательного процесса осуществляется следующим образом: учащиеся посещают занятия в экстернате в среднем два - три раза в неделю, прослушивают курс лекций, принимают участие в практических работах, семинарах, выполняют и сдают домашние задания, которые возможно сдавать в индивидуальном режиме. Таким образом, учащийся-экстерн с учебным материалом знакомится в сжатые сроки в учебном заведении, а углубляется в него уже дома.

Учебный план консультаций для учащихся в форме экстерната составлен на основе Примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденного Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г., которым предусмотрены консультации по предмету, практическая часть, зачеты, 4 часа консультаций перед экзаменом по каждому предмету. Учителями составлено тематическое планирование в соответствии с ОМСО, ведутся учебные журналы. На каждого ученика заводится зачетная ведомость, которая отражает уровень обученности учащегося. Учителями-предметниками разработаны учебно-дидактические комплексы.

Главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив экстерната, - это научить экстернов учиться самостоятельно. Сама по себе эта задача достаточно трудная, поэтому нами подготовлен комплект заданий по всем курсам школьной программы, предложен учащимся график сдачи зачетов и домашних работ на весь учебный период. Учителями созданы учебные пособия, помогающие в освоении школьных дисциплин и дающие возможность успешно проходить аттестацию. Учащийся-экстерн пользуется литературой из библиотечного фонда школы.

Содержание образования базируется на изучении предметных областей в рамках образовательных стандартов, но с большой долей самостоятельности. Для этого каждый учитель-предметник составляет планирование, в котором указана не только дата и тема занятия, но и представлены опорные понятия темы, список литературы для самостоятельного изучения, номера задач (§; задания; произведения (по литературе)). Такое планирование выдается каждому учащемуся-экстерну.

Несмотря на то что данная форма обучения существует давно (зародилась в школе № 53 в 90-е годы), накоплен опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Среди главных можно назвать:

  • отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  • нерегулярное посещение занятий учащимися;
  • несвоевременная сдача домашних работ;
  • большая занятость на работе, в других учебных заведениях;
  • состояние здоровья;
  • учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.

Подобные проблемы существуют и в подростковой среде, поэтому наряду с экстернатом в школе действует очно-заочная форма обучения, которая обеспечивает получение основного общего образования с учетом потребностей и возможностей личности учащихся второй ступени обучения. Обучение проходит в малых группах (3 - 5 человек). Это группы индивидуального обучения 5, 6, 7, 8, 9 классов. Учащиеся, остававшиеся на второй год, не посещавшие школу в течение ряда лет, так называемые “переростки”, имеют возможность окончить два класса за один учебный год с прохождением промежуточной аттестации в декабре.

Контингент учащихся групп очно-заочного обучения выглядит следующим образом:

  • учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями на фоне синдрома бродяжничества, психопатоподобными проявлениями расстройств нервной системы (повышенная истощаемость, агрессивность, конфликтность, нарушение внимания, памяти и т.д.);
  • учащиеся с наклонностями к различного рода зависимостям, суициду, депрессивным состояниям;
  • подростки с девиантным и делинквентным поведением, для которых характерна недостаточная сформированность учебных навыков, отсутствие учебной мотивации.

За основу учебного плана взят учебный Примерный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденный Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г. В учебном плане сохранены все образовательные области инвариантной части Областного базисного учебного плана.

Основой организации учебной работы по очно-заочной форме обучения является: посещение уроков в течение трех учебных дней для освоения обязательного минимума содержания образования, самостоятельная работа учащегося, групповые консультации и зачеты в течение двух учебных дней. На уроках учащиеся осваивают наиболее сложные темы, получают вопросы и задания для самостоятельной работы. Учащиеся объединяются в группы, для которых составляется график учебных занятий, итогового контроля. Учителями предметниками разработан учебно-дидактический комплекс.

Трудности, возникающие в работе с данным контингентом учащихся:

  • низкий уровень развития;
  • отсутствие учебной мотивации;
  • несформированность учебных навыков;
  • агрессивное поведение;
  • отсутствие должного контроля со стороны родителей;
  • неадекватная оценка учащимися собственных знаний, умений.

Кроме того, учащиеся не чувствуют дискомфорта из-за низких учебных навыков. Объединенные в группы, ученики развивают коммуникабельность, учатся общаться.

Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, очно-заочная форма обучения или экстернат — это лишь формы, а содержание (то есть знания) зависит от стремления учиться!