Программа элективного курса "Витраж"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Данный курс ориентирован на учащихся непрофильных 9-х классов                                

Витраж - произведение декоративного искусства, выполненное из стекла или другого, пропускающего свет материала. В современном мире стандартов и техники все большую ценность приобретают творческие качества личности, умение выполнить художественную работу своими руками.

Цель курса - познакомить учащихся с искусством витража, привить им интерес к самостоятельной творческой деятельности, помочь учащимся освоить приемы и навыки работы, необходимые для изготовления различных имитаций витражной техники.

Основными задачами курса является: знакомство с историей витража, с технологией его изготовления, с возможностями использования витража в современном интерьере.

В ходе изучения курса учащиеся познакомятся с основами витражной композиции, с понятием стилизации; более подробно рассмотрят элементы архитектуры и декоративно - прикладного искусства различных исторических эпох.

Занятия данного элективного курса помогут развитию пространственного мышления учащихся, формированию их творческой, познавательной и художественно - конструкторской активности.

Содержание курса интегрировано с различными учебными предметами: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология, химия.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. Большая часть времени отводится на выполнение практических заданий: графических зарисовок, эскизов, проектов.             

В качестве итоговой работы возможно коллективное оформление интерьера школьного кабинета, рекреации и т.п.

Все задания требуют творческого подхода, самостоятельности, аккуратности выполнения.

Желательно также провести экскурсию в витражную мастерскую, на предприятия по изготовлению стекла, посетить выставку декоративно - прикладного искусства.

Знания, полученные на занятиях, в дальнейшем могут быть использованы в дизайнерской работе, помогут в профессиональном определении учащихся.

Учебно-тематический план

Наименование разделов Название темы Кол-во часов
1 Искусство Витража. 2 ч. 1 .История витража

2. Технология изготовления витража Имитации витражной техники. Материалы и инструменты

2 Витраж Средневековья. 5ч. 3. Архитектура Средних веков.

4. Особенности витражной композиции

5. Ситилизация

6, 7. Творческая работа. Коллективное панно «Готика»

3 Витраж эпох и модерн 5 ч. 8. Витраж в творчестве художников модерна

9. Художественное стекло модерна. Использование техники витража в оформлении предметов быта.

10,11,12. Творческая работа (проект изделия в стиле модерн),

4 Витраж в современном интерьере. 5 ч 13. Витраж в оформлении жилых и общественных зданий

14,15,16. Творческая работа (эскиз оформления интерьера)

17. Итоговая выставка - отчет.

3 ч

Всего: 17 ч

Программное содержание.

Раздел I. Искусство витража.

Тема 1. История витража .

"Витраж" (фр.vitrage- остекление, от латинского vitrum- стекло).

Искусство витража было известно еще мастерам Древнего Египта и Рима. В ранних христианских базиликах У-У1 в. окна заполнялись прозрачными, тончайшими пластинами из алебастра или селенита, которые составлялись в красивые орнаменты.

Расцвет витража приходится на средние века. В X - XII веках в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи. Витражи эпохи Возрождения – картины с реалистической передачей объема. В эпоху модерна витраж переживает свое второе рождение - он становится модным украшением самых разных зданий.

Беседа с просмотром видеоматериалов, таблиц, наглядных пособий. Организация поисковой работы по сбору материала.

Тема 2 Технология изготовления витража.

Технология изготовления витража была изобретена во времена Средневековья и не изменилась по настоящее время: цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками.

В настоящее время существуют различные техники, имитирующие трудоемкий процесс изготовления витража: это и плёночное покрытие и витражные лаки и краски, позволяющие заменить набор из отдельных кусочков стекла росписью. В школьных условиях возможно заменить технику витража аппликацией из цветной бумаги или из других прозрачных материалов.                                                                                                                                           

Задание: Знакомство с доступными для учащихся витражными красками; показ приёмов работы; просмотр ранее выполненных работ; зарисовка понравившихся образцов в альбом. Материалы: альбом, простой и цветные карандаши, фломастеры.

Раздел II. Витраж Средневековья.

Тема 3. Архитектура средних веков.

Особенности романской и готической архитектуры.

Витраж не только украшение собора, но и «световая» и «цветовая» часть храмового действа. Стрельчатая, вытянутая форма окон; сдвоенное окно - бифория, окно «роза». Витраж - сюжетная картина, орнамент, портрет.

Задание: зарисовка элементов готической архитектуры Материалы: альбом, карандаши, фломастеры.

Тема 4 Особенности витражной композиции .

Сама технология изготовления витража диктует определенный подход к композиционному решению: каждый кусочек стекла окаймляется свинцовой пластиной, что в целом создаёт графическую четкость рисунка, где каждый фрагмент выделен «черным» контуром. Рисунок предельно упрощен. Стекло окрашивается в яркие, чистые цвета: красный, жёлтый, зелёный, светло-синий.

Задание: выполнение эскиза витража-орнамента из геометрических форм в технике аппликаций.

Материалы: черная бумага – (для фона) ,цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Тема 5 Стилизация.         

Стилизация-переработка природной формы в декоративную через её упрощение, выделение характерных черт, признаков.

Особенности витражной техники требуют использования стилизованных изображений растений, животных, человека.

Задание: упражнение на стилизацию природных форм (листья, цветы, птицы, рыба и т. п.- по выбору). Выполнение эскиза витража из стилизованных форм на кальке.

Материалы: альбом, фломастеры, карандаши, калька, картон, ножницы, клей. 

Творческая работа. Тема 6,7. Коллективное панно «Готика».

Итоговые уроки по теме «Витраж Средневековья» можно посвятить созданию коллективного панно. Учитель выполняет здесь роль режиссёра, организатора работы. Вместе с учащимися обсуждается эскиз будущего панно, его общая форма; распределяются участки работы. Обговаривается техника выполнения (панно может быть собрано из рисунков гуашью, аппликаций других материалов). Для целостности и монументальности композиции продумывается симметричность рисунка, ритмическое разнообразие и распределение цветовых пятен, размер и форма элементов.

Работа выполняется индивидуально — коллективно.

Раздел III. Витраж эпохи модерн

Тема 8. Витраж в творчестве художников модерна.

Художники модерна особенно ценили витражи за их способность пропускать свет. Искусство витража как нельзя лучше соответствовало представлениям художников модерна о красоте: изысканность, графическое изящество и чёткость, «таинственность» и чистота цвета.

Природные линии - источник вдохновения художников модерна. Излюбленные мотивы - волна, стебель цветка, локон волос.

Витраж в творчестве А.Мухи, У. Мориса, Э. Грассе.

Задание: Зарисовка элементов декоративного оформления в стиле модерн. Выполнение подготовительного рисунка.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры.

Тема 9 Художественное стекло модерна.

Мастера стекла - Луис Тиффани, Эмиль Галле.

Использование витражной техники в оформлении предметов быта.

Задание: Выполнение упражнения на стекле: «Мотивы модерна».

Материалы: Витражные краски, контур по стеклу.

Тема 10.11.12 Творческая работа

Задание: разработка проекта изделия в стиле модерн.

Работа индивидуальная или групповая.

Возможные варианты изделий: ваза роспись баночки из - под кофе и т.п.); светильник; панно; рамка для фотографий и т. д

Материалы: витражные краски, контур по стеклу.

Раздел IV. Витраж в современном интерьере.

Тема 13. Витраж в оформлении интерьеров жилых и общественных помещений.

Особенности оформления интерьеров общественных зданий (школа, детский сад, кафе, и т. д) и интерьера жилого помещения (кухня, комната, и т.д.)

Выбор тематики композиции для витража в зависимости от назначения помещения. Роль цвета в оформлении интерьеров различного назначения.

Желательно совместить данное занятие с посещением выставки, просмотром реальных интерьеров, украшенных витражами.

Тема 14.15.16. Творческая работа.

На последних занятиях учащиеся могут применить полученные знания на практике, украсив витражом кабинет или рекреацию школы.

Вначале продумывается эскиз будущего витража, выполняется картон в натуральную величину. Далее работа ведётся масляными красками и лаком. Работа выполняется коллективно под руководством учителя.        

Если выполнить работу в реальном интерьере не представляется возможным – задание можно заменить на индивидуальный эскиз витража на стекле в виде панно.

Материалы: масляные краски, лак, витражные краски по выбору.

Тема 17. Итоговая выставка – отчет.

Приложение

Литература 

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага. 1980 г.
  2. История искусства для детей. Модерн. М. Росмэн 2002.
  3. Каменева Е. Какого цвета радуга. М. Детская литература. 1984.
  4. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. Титул. 1996.