Методическая разработка урока физики в 8-м классе "Виды теплопередачи в природе и технике"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • общеобразовательная: обобщить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике;
  • развивающая: продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации;
  • воспитательная: воспитывать коллективизм, творческое отношение к порученному делу.

Подготовительная работа

Урок проводится в виде защиты учебных проектов по темам «Теплопроводность в природе и технике», «Конвекция в природе и технике», «Излучение в природе и технике». Ученики или учитель выбирают руководителя, который формирует на добровольных началах группу. Тема проекта определяется по соглашению или в результате жеребьевки.
Задание каждой группы включает теоретическое обоснование, эксперимент, мультимедийную презентацию, выпуск газеты, фотоотчет.
Восьмиклассники самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют поиск и сбор информации, ее анализ и представление, продумывают план эксперимента, подготавливают необходимое оборудование для его выполнения, обсуждают и объясняют наблюдаемое.
В ходе работы над проектом учитель и ученики тесно сотрудничают, в частности, проводятся консультации, на которых учитель осуществляет контроль и корректировку деятельности учащихся.

Оформление урока

Необходимо подготовить экран и мультимедийный проектор. На экран должен быть спроецирован слайд с названием темы урока. Оборудование для экспериментов следует разместить на демонстрационном столе. Газеты, посвященные видам теплопередачи, перед уроком можно вывесить в рекреации перед кабинетом физики.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Здравствуйте! Наш урок посвящен защите учебных проектов. Мы повторим виды теплопередачи, познакомимся с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике.
Три группы выбрали один из видов теплопередачи. Задание включало теорию, эксперимент, выпуск газеты и создание компьютерной презентации. По итогам защиты группа должна подготовить фотоотчет. Обратите внимание на то, что время защиты проекта не должно превышать 10 минут.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и перенесите графы обобщающей таблицы, которую необходимо заполнить, слушая выступления групп.

На экране проецируются соответствующие слайды (Приложение 1).

Вид теплопередачи

Что переносит энергию?

В какой среде происходит?

Примеры в природе и технике

       
       

II. Защита проектов

  • Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором энергия передается от одного тела к другому при соприкосновении или от одной его части к другой. Разные вещества имеют разную теплопроводность. Теплопроводность у металлов большая, у жидкостей – меньше, у газов – низкая. У вакуума теплопроводность близка к нулю. При теплопроводности не происходит переноса вещества.

Эксперимент

Демонстрация разной теплопроводности серебряной ложки и ложки из нержавеющей стали после нагревания их в горячей воде.

PowerPoint-презентация

«Теплопроводность в природе и технике» (Приложение 2).

  • Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа и жидкости. Существует два вида конвекции: естественная и вынужденная. В твердых телах конвекции нет, так как их частицы не обладают большой подвижностью. Много проявлений конвекции можно обнаружить в природе и жизни человека. Конвекция также находит применение в технике.

Эксперимент

Демонстрация горения свечи, которую частично накрывают стеклянным цилиндром без дна (внизу оставляют свободное пространство); прекращение горения свечи при полном опускании стеклянного цилиндра.

PowerPoint-презентация

«Конвекция в природе и технике» (Приложение 3).

  • Излучение – вид теплопередачи, при котором энергия переносится электромагнитными волнами. Происходит всегда и везде. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Это используется на практике.

Эксперимент

Оборудование: теплоприемник, резиновая трубка, стакан с водой и электрическая лампочка. При нагревании темной поверхности в стакане с водой быстрее появляются пузырьки воздуха, чем при нагревании светлой поверхности.

PowerPoint-презентация

«Излучение в природе и технике» (Приложение 4).

III. Обсуждение результатов заполнения таблицы

IV. Заключение

Резюмирующие выступления руководителей групп и учителя.
Подведение итогов по всем этапам работы.
Рефлексия учащихся (Приложение 5, Приложение 6).

27.11.2009