Школа самовыражения

Разделы: Классное руководство


В этой статье я хочу рассказать о своей работе классного руководителя. За 30 лет педагогического стажа ни разу “не отдыхала” от детей и мне нравится работать с детским коллективом, нравится вместе с детьми решать серьезные проблемы, нравится придумывать что-то новое для своих учеников.

В 2005 году я перевелась в другую школу, сейчас это гимназия № 9 и мне дали классное руководство в пятом классе. Ну что ж, опыт есть, литературы много, желание огромное, за спиной два полных выпуска с 5 по 11-й класс. Но захотелось чего-то необычного и вспомнила! Как вы думаете о чем?

“Доброта – язык на котором немые могут говорить и глухие могут слышать”.
П. Бови

“Ни водой, ни огнем мы не пользуемся, так часто как дружбой”.
Цицерон Марк Тулий

Да, да, именно о школе Хогвардса! Вы правильно поняли, я вспомнила о Гарри Поттере и его друзьях. Как раз в это время выходят книги и очень зрелищные фильмы, дети зачитываются, не отходят от экранов, выбирают их себе в герои и я решила мои дети будут учиться в школе волшебников.

Я предложила эту идею своим, пятиклассникам. И закипела работа. Наша гимназия имеет мощное, строгое, с лепниной, красивое здание, чем не сказочная школа. Есть директор – Лаптева Надежда Владимировна. По мудрости и справедливости управления ни чем не уступает профессору Дамболдору. Ну а на Гермиону, Рона Уизли, Гарри хотели походить все в классе. В первую очередь мы решили оформить классный уголок в стиле нашей сказочной школы, дети собирали материал, нам даже старшеклассники помогали. И сегодня, через 5 лет, на наших стендах отражается вся жизнь гимназии и класса. И классный уголок должен быть подвижный, работающий, не застывший, и лучше, если уголком займутся сами дети. А учитель всегда рядом, подскажет, поможет, предложит очередную идею, но делает это незаметно, инициатива должна идти от детей, их надо только подвести к идее. Вместе разрабатывали правила поведения в классе, много спорили, но наконец, сформулировали их и старались соблюдать, старались жить по этим законам. Например, в нашем классе нельзя: обманывать, ходить без сменки и формы, не уважать старших, подводить товарищей, ссорится, драться, портить имущество класса и школы, не выполнять требования учителей, брать чужие вещи без разрешения, плохо учится, не готовить д/з, отказываться от участия в общественных делах. В классе стали складываться свои традиции и принципы, например: поздравление друг друга с днем рождения, все дела делаем вместе, дружно, на подъеме, соревнуясь, азартно! 23 февраля – поездка в кинотеатр, на праздник Весны едем на каток в МЕГУ, прощаемся с зимой, отмечая Масленицу. Не болеть, не пропускать ни одного спортивного соревнования, поддерживать друг друга, помогать друг другу, говорить правду, какая бы она не была, общественные интересы ставить выше личных интересов, на огоньки собираться всем классом. Сегодня мои дети уже девятиклассники, но мы каждый день приходим к 8 утра, чтобы пообщаться, обменятся новостями в спорте, поговорить на разные темы, обсудить будущие экскурсии и темы стенгазет Мои уже взрослые дети радуются общественной нагрузке, им нравится самоуправление, им нравится доверие взрослых. Они активны, они талантливы, они успешны. Бушелевич Руслан, Смирнов Кирилл, Индарбаев Асхаб принимают участие в международной интеллектуальной игре Эрудиты Планеты в Москве, работаю над проектами физико-математического цикла. Есть ли трудности в вопросе дисциплины? Ну как без проблем, особенно когда тебе 15-16 лет, мы – подростки, но когда ты занят так, что нарушать дисциплину просто некогда, тебе не до этого. Дополнительное образование, подготовка к урокам, спорт - занимает все время. На секции тоже ходят вместе, а в кружки записаны 75 % класса, заболеваемость самая низкая в гимназии. Да и законы нашей жизни не позволяют нарушать дисциплину: Закон Уважения, Дружбы, Храбрости, Любви, Доброты, Трудолюбия, Дисциплины и Милосердия. И жили мы так целых 3 года с 5 по 7-й класс, жили, соревнуясь в спорте, в сборе макулатуры, в уборке класса и школы, на субботниках, сдаче дневников, помощи учителю, в озеленении, выпуске стенгазет. А девиз наш говорит сам за себя: Добивайся высшей чести, быть всегда на первом месте. Сегодня 30 сентября 2009 года, мы уже получили II грамоты, а всего их у нас около двух десятков. Вместе с детьми разработали систему баллов и все свои поступки и дела оценивали, прибавляя или вычитая их, а к концу четверти обязательно подводили итог. Составляли рейтинг этих сумм и первые 6 гимназистов приглашались на чай, где опять говорили о друзьях, проблемах, будущих интересных делах. Эти списки были очень подвижны и иногда дети с 14 места поднимались на 3–4, каждый хотел быть лучше, впереди и не уступать даже другу. Мы оценивали каждый шаг – сегодня у меня нет проблем в дежурстве по классу, в сдаче дневников на проверку, сдают все до одного. На субботник, разумеется, выходили все, но работали на субботниках конечно, по-разному, а потом дети оценивали труд каждого и тот кто не получал замечания, трудился сам, понимая что и как лучше сделать, мелочной опеки не было, тот получал максимум очков и занимал в рейтинге первое место. Были случаи, когда дети задавали вопросы по своим баллам, но отвечал на эти вопросы ответственный за трудовой сектор или староста класса. В сборе макулатуры мы стремились принять участие все, пусть 5 кг, но это именно твой вклад в общее дело и баллы ставили по весу: 16 кг = 16 баллам, 32 кг = 32 баллам и всегда занимали I и II места по школе. Детям нравится делать все самим и сегодня в 9-м классе мои дети инициативны, ответственны на I месте честь коллектива и до сих пор все делают сами, вызывая на соревнования других. Мы не соревновались лишь только в учебе, но помогали друг другу перед уроком, объясняли до уроков десятичные дроби на доске и формулы по физике. Были замечания в дневниках, но замечания имели отрицательную оценку, срезались баллы, а индивидуальная беседа и объяснение каждого поступка (ребенок имеет право на ошибку) приводили к неплохим результатам. Дети и сейчас подвижны, да, может быть даже громкие, но они личности. Несколько фамилий моих детей: Захарова Елизавета и Асатрян Саак занесены во всероссийскую энциклопедию “Одаренные дети”. Закончились 3 года обучения в волшебной школе, сегодня мы – гимназисты готовимся, как и все к ЕГЭ. А мне не верится, что мои мальчики ростом в 187 см, были когда-то маленькими. Мы выросли вместе со своими героями- старательной Гермионой, преданным дружбе Роном Уизли и главным героем Гарри приобретая жизненный опыт, учась на своих ошибках. Но сегодня на нас можно положиться, дети выросли моими помощниками, я надеюсь на них и мы доверяем друг другу. Но если все же кто-то сбивается с пути, дети могут обратиться к директору и взять друга на поруки, понимая всю ответственность за него. И Надежда Владимировна слышит детей, понимая, что этот шаг никем не продиктован, а вытекает, прежде всего, из законов жизни и дружбы в коллективе. В классе есть свой фотограф, который фотографировал любое мероприятие, будь то арбузник в бабье лето, концерт или соревнование по волейболу и мы уже тогда в 2005 года начали создавать портфолио класса. Я думаю, воспоминания о школе должны быть светлыми и радостными. И пока дети маленькие они должны учиться, играя, в игре есть свои законы и воспитывающие моменты. Сегодня у меня в классе нет кличек прозвищ, дети перезваниваются, вместе посещают студии, клубы, дружат и стараются помогать друг другу.

Убеждена, что из стен гимназии должны выходить, прежде всего, хорошие люди, т.к. 85% личностных качеств формируется именно в школе. Уходя из школы, выпускники взрослеют, сильно меняются внешне. Порой трудно узнать их в транспорте, на улице, в толпе на остановке. Но, когда идя навстречу тебе улыбаются молодые девушки и юноши, ты понимаешь тебе рады и это точно твои ученики, а номер школы не имеет значения.