Технологическая карта уроков с применением программно-педагогических средств

Разделы: Физика


Тема: “Первоначальные сведения о строении вещества” (6 ч)

Основные знания и умения учащихся:

  • Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.
  • Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

№ урока в теме

Тема урока

Основное содержание материала

Учебник

Демонстрации

Компьютерные учебные материалы

Виды деятельности

1

Строение вещества. Молекулы Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения веществ из частиц. Представление о размерах молекул. § 6, 7 Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами). Опыты по рис.10, 11 учебника. Модели молекул воды из цветного пластилина

(2 экз.), “разложение” их на атомы кислорода и водорода и “образование” молекул этих газов.

1) Мультимедийная презентация

2) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Строение вещества”

3) Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7-11 классы”: 3D-модели молекул, видеофрагменты

1) Создание опорного конспекта на основе презентации

2) Просмотр демонстрации явления на компьютере

3) Просмотр видеофрагментов

2

Лабораторная работа № 2 “Измерение размеров малых тел” Изучение метода рядов Л.р. №2 Определить при помощи линейки средний диаметр горошины или крупинки пшена. Определение диаметра молекул (по правой фотогр.)   Просмотр учебно-дидактической презентации

3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь между скоростью движения молекул и температурой тела (анализ домашнего опыта – задание 4 и решение задач типа входящих в упр.4 и № 3 из раздела “Задачи для повторения”) § 8,9 Диффузия жидкостей и газов. Диффузия твердых тел (фрагмент кинофильма “Молекулы и молекулярное движение”). Модель хаотического движения молекул при низкой и высокой температуре (проецируется прибор “Модель броуновского движения”, из которого предварительно вынута шайба). Различие протекания диффузии в теплых и холодных телах 1) Мультимедийная презентация

2) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Диффузия газов”

 

3)“Физика 7-11 классы

Конспекты п.2.1, Рисунок 2.1.1. Броуновское движение;

“Открытая физика 2.5” Модель 3.1. Броуновское движение.

Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы

4) БЭНП “Физика. 7-11 классы”

1) Просмотр презентации, слушание объяснения учителя

2) Наблюдение диффузии, зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки

3) Составление конспекта

4) Просмотр видеофрагментов

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел, жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул § 10 Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени горелки двух стеклянных палочек; сжатие и растяжение (распрямление) упругого тела 1) Мультимедийная презентация Создание опорного конспекта на основе презентации

5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о молекулах (о различиях в расположении, движении и взаимодействии молекул) § 11, 12 Сохранение твердым телом формы, а жидкостью – объема (переливание подкрашенной воды из одних сосудов в другие, первым и последним сосудами должны быть мензурки); опыт по рис. 23 учебника; заполнение газом всего предоставленного ему объема (перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить). Модель кристаллической решетки 1) Мультимедийная презентация

2) “Открытая физика 2.5”

п. 3.1 Модель 3.17 Агрегатные состояния (лед, вода, пар)

3) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Модель строения твердого тела”, “Строение вещества”

4) “Физика 7-11 классы” Конспекты п.2.3, Рисунок 2.3.1. Молекулы в газах, жидкостях и твердых телах

5) Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7-11 классы”

1) Создание опорного конспекта на основе презентации

2) Просмотр демонстрации явления

3) Просмотр демонстрации явления

4) Составление опорного конспекта

5) Просмотр видеофрагментов

6

Повторительно-обобщающий урок по теме “Первоначальные сведения о строении вещества” Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярной теории. Решение качественных задач § 7, 8,11 (повтор.)   1) “Открытая физика 2.5” п.3.1 Основные положения МКТ

2) Мультимедийная презентация

3) Компьютерное тестирование

(2 варианта)

1) Повторение пройденного материала

2) Выполнение заданий на основе мультимедийного материала

3) Выполнение контрольного задания

В случае отсутствия данных CD-дисков можно использовать цифровые образовательные ресурсы сайта “Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов” ( http://school-collection.edu.ru/ )

Литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2008
  2. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова "Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс"
  3. Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7–11 классы” 1 CD (ООО “Кирилл и Мефодий”, 2003)
  4. Открытая Физика 2.5, часть 1 (ООО “Физикон”, 2005)
  5. Электронное издание “Физика, 7 – 11 классы” (практикум) на 2 CD (OOO “Физикон”, 2004)