Развитие понимания обращенной речи у неговорящих детей в условиях речевого сада

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Изучение специальной литературы, периодических изданий, занятие своей профессиональной практической деятельностью помогли мне прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Моя практическая работа в детском дошкольном учреждении только подтверждает то, что процент не говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года. Ничего удивительного нет в том, что многие воспитатели испытывают трудности в работе с такими детьми, не знают как построить коррекционную работу, чтобы она приносила результат и была эффективной.

В настоящей статье представлен практический материал, помогающий воспитателям, которые ведут работу с подобными детьми, в их педагогической деятельности.

Опираясь на программу Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, на методику, изложенную в работе Т.Б. Филичевой, М.С.Жуковой, Е.М. Мостюковой [1], была сформулирована цель коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, а именно расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. Побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь.
  2. Научить ребенка слушать речь воспитателя.
  3. Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.
  4. Вызывать речевое подражание, с связанная с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте.
  5. Накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Вышеперечисленные задачи необходимо решать в комплексе. Так как дети, имеющие ОНР 1-й уровень, не понимают обращенную к ним речь, часто ориентируются только на ситуацию, поэтому важно развивать у детей понимание обращенной речи через различные ситуации. Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Необходимо обращаться к ребенку коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного. На пример в режимных моментах:

Игровое упражнение “Помоги няне”

Воспитатель: Принеси тарелку. Что ты принес? Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п.

Воспитатель фиксирует внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

Воспитатель: Посмотри, где у меня рот? Где губы? Смотри: “Та-рел-ка”. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу корректного, правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем как говорил воспитатель.

Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.

Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

Также наглядные ситуации используются:

  1. При подготовке к занятию.
  2. Уборке в кукольном уголке.
  3. Во время приема пищи.
  4. Подготовке ко сну и т.д.

Очень эффективен такой прием, когда в той среде, где происходит ситуация, вывешивается яркая, красочная картинка с тем же действием, которое совершает ребенок. Например, в умывальной комнате прикрепляется картинка с изображением ребенка моющего руки. Воспитателю обращает на картинку внимание ребенка в конце игровой ситуации.

На занятиях по ознакомлению детей с окружающим особое внимание воспитателю необходимо обратить на организацию занятия. Занятие проводится либо индивидуально либо с малой группой детей (2-3 ребенка). На прогулке большое значение имеют наблюдения за живыми и неживыми объектами. Например:

Воспитатель: Посмотри, вот воробей. Давай покормим его крошками. Смотри он клюет крошки. Кто это? – Воробей. Что он делает? – Клюет.

Или воспитатель: Посмотри, листики падают. Воспитатель поднимает листик. Воспитатель: Смотри, желтый листик. Что это? – Листик. Какого цвета? – Желтого.

А после прогулки, в группе показать картинку с осенними листьями.

Воспитатель: Посмотри, листики.

Используется серия игр: “В гости Таня к нам пришла”, “Уложим куклу Таню спать”, “Умоем куклу Таню”, “Постираем платье Тане” и т.д.

Играя с куклой Таней, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах.

Серия игр “Умный пальчик”

Воспитатель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Воспитатель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Воспитатель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Воспитатель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Воспитатель дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.

Серия игр “Прятки”

В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль воспитателя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок.

Серия игр “Гости идут, подарки несут”

В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных. Цель игры: Речевые подражания голосам животных.

На следующем этапе воспитатель использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности.

При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек применила набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками.

Например: сказка “Репка”.

Воспитатель: Посадил дед Репку. Посмотри, кто это? - Это дед. Дед. Кто это?

Дети отвечают….

Воспитатель: Правильно, это дед. Покажи, где у деда глаза?

Дети показывают…

Воспитатель: Где у деда нос? И т.д.

Воспитатель: Выросла Репка большая-пребольшая. Покажи, большая (показывает руками) и т.д.

Воспитатель обыгрывает всю сказку, а ребенок помогает, передвигает разные фигурки (собачку, кошечку и т.д.)

На занятиях по формированию математических представлений полезно использовать такие игры:

На понятие “Один – много”

А) “Строим башню” (игровая ситуация: у воспитателя один кубик, у ребенка много. Строй башню).

Б) “Домики-окошки” (игровая ситуация: домик с одним окошком, домик с несколькими окошками)

В) “По грибы” (игровая ситуация: у воспитателя корзинка и у ребенка, воспитатель нашел один гриб, а ребенок много) и т.д.

На понятие “Величина, размеры”

А) “Игра с мячом” (игровая ситуация: воспитатель просит дать большой мяч, просит дать маленький мяч, просит найти такой же по размеру) и т.д.

Б) Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: воспитатель просит нарисовать длинную дорожку, нарисовать короткую дорожку (ведем руку ребенка с карадашом).

В) На большой тарелке большие ягоды (рисуем большие кружки), на маленькой тарелке маленькие ягоды (рисуем маленькие кружочки).

Рисование предметов помогает ребенку “мышечно” лучше ощутить значения слов и т.д.

На занятиях по изобразительному искусству аналогично используются игровые ситуации. Например, “Знакомство с кисточкой и желтой краской”.

Воспитатель применяет знакомый “Волшебный сундучок”. Воспитатель: Посмотри, что там? (Открывает и достает кисточку). Что это? – Это кисточка. Что я делаю кисточкой? (Показывает). – Рисую. (Достает желтую краску). Что это? – Это краска. Каким цветом краска? – Желтая. Иди, покажи на моем столе желтый кубик, желтый шарик и т.д.

На основе сказанного можно сделать следующие выводы, а именно для эффективного коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления воспитателю необходимо строить свою работу следующим образом:

  1. Использовать ситуативный подход.
  2. Подходить к достижению цели комплексно.
  3. В работе переходить от простого к сложному.
  4. В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
  5. Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
  6. Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
  7. Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.

Литература

  1. Филичева Т.Б., Жукова М.С., Мостюкова Е.М. Логопедия. Екатеринбург, ЛИТУР, 2004 г. 320 с.
  2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М: ТЦ Сфера, 2003 г.  176 с.
  3. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с О.Н.Р. СПб: Детство-Пресс, 2007. 240 с.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Изд-во "Феникс", 2004. 224 с.