Авторская прграмма "Воспитание юного татарстанца"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели программы:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Задачи программы:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
  • обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

В процессе преподавания курса “Воспитание юного татарстанца” рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • работать в семейных архивах;
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
  • воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Содержание программы 

1-й класс 

Наш город – (5 ч.)

  1. Главная улица нашего города (рисунки).
  2. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).
  3. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).
  4. Название моего города (легенды).
  5. Прогулка-экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).

Моя семья – (6 ч.)

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).
  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).
  3. Ты – родитель (игра).
  4. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).
  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание).
  6. Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Наша школа – (7 ч.)

  1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).
  2. Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
  3. Мой сосед по парте (урок – игра).
  4. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
  5. Школьная библиотека (экскурсия).
  6. Наши обязанности (игра).
  7. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Природа и мы – (6 ч.)

  1. Природа моего города (посещение парков).
  2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
  3. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
  4. Серый волк (татарская народная игра).
  5. Дары леса (экскурсия в лес).

2-й класс 

Наш город – (8 ч.)

  1. О чем говорят названия улиц (поисковое задание).
  2. Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).
  3. Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).
  4. Казань – моя гордость (литературно-музыкальный вечер).
  5. Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).
  6. Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).

Моя семья – (9 ч.)

  1. Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).
  2. У меня дома в свободное время (устный рассказ).
  3. Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).
  4. Песни родителей, бабушек (прослушивание).
  5. Распределение обязанностей в семье (рисунки).
  6. Кто в семье главный? (диспут).
  7. Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).
  8. Роль матери в воспитании детей (конференция мам).

Наша школа – (8 ч.)

  1. Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).
  2. Школьная и классная символика (конкурс рисунков).
  3. Мои любимые книги (выставка книг).
  4. Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).
  5. Я – директор школы (ролевая игра).
  6. Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).
  7. Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

Природа и мы – (8ч.)

  1. Ядовитые растения края (беседа).
  2. Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).
  3. В подводное царство (экскурсия на родник).
  4. Птицы нашего края (конкурс рисунков).
  5. Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).
  6. Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).
  7. Природа и наше здоровье (выставка фотографий).
  8. Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).

3-й класс 

Наш город – (9 ч.)

  1. Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).
  2. Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).
  3. Новые стройки города (выставка фотографий).
  4. Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).
  5. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).
  6. Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).
  7. На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).
  8. Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья – (10 ч.)

  1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
  2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
  3. Семейная символика (конкурс рисунков).
  4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
  5. У семейного очага (семейная игра).
  6. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
  7. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

Наша школа – (9 ч.)

  1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
  2. Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
  3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра).
  4. Праздник «Навруз» (выступление).
  5. Что растет на территории школы (тесты).
  6. Все о школе (викторина).

Природа и мы – (8 ч.)

  1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
  2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
  3. Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).
  4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
  5. Природа родного края (урок-практикум).
  6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

4-й класс 

Наш город – (9 ч.)

  1. Моя малая родина (сочинение).
  2. Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).
  3. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).
  4. Мы – хозяева своей страны (рисунки).
  5. Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).
  6. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).
  7. Булгары – древние предки татар (беседа).
  8. Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – (8 ч.)

  1. История одной фотографии (сочинение).
  2. Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).
  3. Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).
  4. Профессии моих родителей (поисковое задание).
  5. Семейный бюджет (составление и решение задач).
  6. Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).
  7. Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)

Наша школа – (9 ч.)

  1. Учителя нашей школы (встречи).
  2. Праздник «Малый Сабантуй» (игра).
  3. Бюджет школы (составление и решение задач по теме).
  4. Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).
  5. Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).
  6. История моей школы (сочинение).
  7. Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).

Природа и мы – (8 ч.)

  1. Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).
  2. Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).
  3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
  4. Я строю дом в лесу (творческая игра).
  5. Местные полезные ископаемые (сбор образцов).
  6. Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).

Список используемой литературы:

  1. В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996.
  2. Р.И. Шаяхметова, Р.Х. Ягфарова, И.Т. Сагдиева. Хартия земли. – Казань, 2007.
  3. В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985.
  4. А.В. Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. – Н.Челны, 2009.
  5. Красная книга РСФСР. Животные. – Москва. Россельхозиздат, 1985.
  6. Красная книга РСФСР. Растения. – Москва. Россельхозиздат, 1988.
  7. И. Гафаров. Наследие – это общее богатство. – Казань: Издательство Магариф, 2002.
  8. И.С. Кон. Ребенок и общество. – Москва, 1999.