Классный час на тему "Моя семья"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.

Задачи:

  • способствовать укреплению авторитета семьи;
  • формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких и т.п.;
  • способствовать возникновению у детей интереса к истории семьи и истории государства;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе;
  • способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • способствовать расширению словарного запаса учащихся.

Предварительная работа: сбор детских фотографий, выяснить историю происхождения фамилий детей.

Оборудование: парты и стулья расставлены группами, на столах: листы бумаги, фломастеры, анкета на каждого ребёнка (Приложение 2), лист с генеалогическим деревом на каждого ребёнка (Приложение 3).

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point (Приложение 1) со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Использование ИКТ делает занятие наиболее информативным, зрелищным и динамичным. Способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания, позволяет учителю вовлечь в работу детей с разными каналами восприятия (аудиалов, визуалов и кинестетов). Форма компьютерной презентации позволяет удерживать внимание учеников начальных классов на протяжении всего занятия.

Использование на уроке фрагментов мультипликационных фильмов позволяет устранить психологический барьер перед восприятием сложного материала, повысить интерес к теме, помогает детям решить проблемные вопросы.

Привлечение музыкального сопровождения вместе с показом моментов из жизни каждого ученика способствует глубокому эмоциональному воздействию на чувства детей.

План классного часа.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Интерактивная игра "Семья", формирование групп.
  4. Рассказ об интересных семьях.
  5. Знакомство с главными героями занятия.
  6. Работа в группах. Выступление представителей из групп.
  7. Мозговой штурм.
  8. Рефлексия. Заполнение анкеты.
  9. Беседа "Как возникают фамилии"
  10. Работа в группах.
  11. Рассказ учителя с опорой на знания детей.
  12. Распределение ролей в группах. Интерактивная игра "Родственники"
  13. Объяснение понятия "Родословная". Составление родословной.
  14. Просмотр видеофильма.
  15. Подведение итогов. Ресурсный круг.

Ход занятия

№ слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
  Приветствие. Проверка готовности к занятию. Дети рассаживаются за столы, готовят все необходимые предметы.
2 -Кто из вас знает, какой идёт год? Показ слайда (Приложение 1).

Постановка цели:

-Хотели бы вы больше узнать о своей семье?

Ответы на вопрос учителя.

Чтение информации со слайда.

Что мы называем семьёй? Проверка ответов. Обращение к словарю. Гиперссылка. Щелкнуть по картинке с книгами. Возвращение назад по слову, которое объясняли. Читают определение семьи из словаря.
Проводит интерактивную игру "Семья". Условия игры:

-Сначала дети свободно передвигаются по классу. По команде учителя они должны быстро образовать группу-семью.

"Семья из 2 человек", "Семья из 4 человек", "Семья из 10 человек": "Семья из 5 человек".

Слушают и выполняют команды ведущего, образуя группы. По окончании игры дети садятся за столы группами по 5 человек.
3 -Знаете ли вы какие-либо интересные семьи?

-Познакомимся с некоторыми из них.

Учитель рассказывает, чем интересна каждая семья.

- Пётр и Феврония Муромские.

- Семья императора Александра II. Его прозвали в народе Освободителем.

- Семья последнего российского императора Николая II причислена к лику святых.

- Семья великого русского писателя и мыслителя, создателя школы для бедных детей, Л.Н.Толстого.

- Семья мецената, гражданина г. Иванова, Д.Г.Бурылина.

- Семья известного детского писателя, автора гимна России, С.В.Михалкова.

- Телевизионная многодетная семья Васнецовых.

- Семья Шишкиных, в которой 20 собственных детей.

- Семьи близнецов Григоращуков.

- Семьи бывшего и действующего президента России.

-С какими интересными семьями вы познакомились?

Дети смотрят на экран, рассматривают фотографии, слушают комментарии учителя, отвечают на поставленные вопросы.
4 Учитель знакомит детей с главными героями занятия - семьёй дяди Фёдора, созданной Э.Успенским. Настрой учащихся на работу.
5 -Вспомним сюжет мультфильма про дядю Фёдора. Не всегда семья была такой дружной, случались и конфликты. Почему они возникали? Вспоминают сюжет мультфильма.

По иллюстрациям вспоминают, почему возник тот или иной конфликт.

Учитель даёт задание для групповой работы:

-Найти выход из создавшейся ситуации.

Работа в группах. Каждая группа обсуждает свою ситуацию.
Слушает ответы детей. Делает вывод о том, что проблемные ситуации в семье можно разрешить. Предлагают пути решения конфликта.
6 Предлагает вопрос для "Мозгового штурма":

-Чем крепка семья?

Дети высказывают своё мнение по вопросу, по одному не повторяясь.
Проверка ответов на слайде. Сопоставляют свои ответы, дополняют свои знания.
-Оцените, есть ли эти качества у вашей семьи. Заполните анкету (Приложение 2). Поставьте напротив каждого качества слова "да" или "нет". Заполняют анкету. Выясняют, крепкая ли у них семья.
7 -Прочитайте диалог между дядей Фёдором и Матроскиным.

-Что такое фамилия? (Гиперссылка на словарик)

-Как появилась фамилия Матроскин?

Читают, отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о том, как образовалась фамилия.
8 Беседа о том, как появляются фамилии. Слушают, смотрят, отвечают на вопросы учителя.
Учитель даёт задание для работы в группах:

-Выяснить, как образовались фамилии детей из вашей группы.

Обсуждают. Сталкиваются с проблемой: в группах есть такие фамилии, происхождение которых трудно объяснить.
С помощью книги "Первое наследство" учитель объясняет происхождение фамилий. Слушают, запоминают.
-Придумайте фамилию для своей группы. Напишите её на табличке. Придумывают фамилию, оформляют табличку.
9 -Прочитайте вопрос со слайда. Почему мама так удивилась? Кого мы называем родственниками? (Гиперссылка на словарик) Внимание на экран.

Читают, высказывают своё мнение.

10-11-12 Рассказ учителя с опорой на знания детей. Слушают, помогают заполнить схемы родственных связей, вспоминают, как кого в семье называют.
-Распределите роли в своей группе. Кто каким членом семьи будет. Распределяют роли.
Интерактивная игра "Родственники" Учитель объясняет условия игры.

Дети встают лицом в круг. В кругу стоит водящий. Он называет любого родственника, в это время, дети, выполняющие эту роль в группе должны поменяться местами. Водящий стремится занять освободившееся место. Если ему это удаётся, то водящим становится тот, кому не хватило места.

Дети слушают условия игры, а затем выполняют их.
13 -Прочитайте вопрос дяди Фёдора.

-Кто знает, что такое родословная? Определение понятия, гиперссылка на словарик.

Внимание на экран.

Ответы детей.

14 Рассказ учителя. Слушают, запоминают принцип построения родословной.
15 -Дядя Фёдор сделал для себя схему-опору "Как составить родовое дерево семьи" Рассмотрите её. Попробуйте дома вместе с родителями составить свою родословную, подставляя в рисунок имена, отчества и фамилии своих родных. Учитель выдаёт листы для составления генеалогического дерева семьи (Приложение 3). Внимание на экран.
16 -Шарик приготовил вам сюрприз - альбом с вашими фотографиями. Просмотр видеофильма.
  Подведение итогов. Ресурсный круг.

-Встаньте в круг. Вы передаёте друг другу мячик и продолжаете фразу, не повторяясь: "Сегодня на занятии я увидел:"- 1 ребёнок; " Я услышал:"-2 ребёнок; "Я почувствовал:"- 3 ребёнок. 4 ребёнок начинает с первой фразы и т.д. по кругу.

Дети встают в круг, передают друг другу мячик и продолжают свою фразу.

 

Ресурсы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999
  2. Первое наследство, Иваново,1992
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл.: Кн. для учителя, М., 1999
  4. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот, М., 2005
  5. www.cwer.ru
  6. www.adventist.kz
  7. www.animator.ru

23.11.2009

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306