Развитие дыхания детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.

По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.

Вот почему для детей с нарушениями речи необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по развитию дыхания. В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. К сожалению, в логопедической практике нет целостной и комплексной системы формирования дыхательной функции.

Проблема состоит в недостаточной разработанности эффективных методов, отсутствии целостной, основанной на мультидисциплинарном подходе, системы работы по формированию правильного  физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией. Это связано с тем, что логопедам-практикам часто не хватает времени на постоянное и поэтапное включение дыхательных упражнений в логопедические занятия.

Автор данной статьи предлагает план-программу интегрированных занятий по изобразительной деятельности с элементами логопедического занятия «Приключения Ватного Шарика и его друзей» (см. Приложение). В занятие включены дыхательные упражнения, расположенные по принципу поэтапного усложнения. Занятия построены в форме сказки. На каждом занятии повествуется о приключениях Ватного Шарика (наиболее частый материал, используемый в дыхательной гимнастике). Структура занятия соответствует следующей схеме:

  1. Рассказ о приключениях Ватного Шарика.
  2. Загадка по теме.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Практическая работа.
  5. Пальчиковая гимнастика или физминутка-логоритмика.
  6. Итог занятия.

Используя данную программу в логопедической группе, логопед может не беспокоиться о проведении дыхательной гимнастики, потому что эта работа является частью занятия по изодеятельности, которое обязательно проводится каждую неделю.

Вашему вниманию предоставляется первое занятие данной программы.

Занятие № 1. Тема: «Футбольные ворота».

Задачи:

  • учить детей делать простые конструкции из кубиков (например, ворота);
  • развивать мелкую моторику рук ребёнка;
  • вырабатывать сильную отрывистую струю воздуха;
  • развивать память, внимание и воображение детей.

Оборудование: кубики, соломинка для коктейля, вата.

Ход занятия

I. Рассказ о приключениях Ватного Шарика.

Однажды маленький мальчик Игорек играл на улице в футбол. Он был вратарем и ловил мячи. У него хорошо получалось: он был самым лучшим вратарем во дворе. Чтобы поймать футбольный мяч он прыгнул высоко-высоко и упал прямо на коленку. Когда Игорек пришел домой, мама увидела ранку на его ноге. «Игорек, - сказала она, - достань из аптечки ватку: я помажу твою коленку зеленкой.» Игорек послушно полез в аптечку. Доставая воздушную белоснежную вату, он нечаянно уронил маленький ватный шарик, который закатился прямо под диван. Мама помазала сыну ранку, и Игорек вновь побежал на улицу играть в свой любимый футбол. Когда он открывал входную дверь, подул легкий ветерок, который подхватил тот самый ватный шарик, лежавший под диваном, и отнес его прямо на окошко. Очутившись на окне, Шарик неожиданно вздохнул, распушился и ожил! «Куда это я попал?» - воскликнул Ватный Шарик. «Вообще-то, надо сначала говорить «здравствуйте», а уж потом задавать такие глупые вопросы, - ворчливо ответила тонкая красная соломинка, лежавшая на окошке. – Ты на подоконнике». «Здравствуйте, мадам, я не хотел вас обидеть. Я только что прилетел из аптечки и совсем ничего здесь не знаю! Меня зовут Ватный Шарик, а вас, мадам?» «Очень приятно, Соломинка. Я сразу поняла, что ты не местный». «А где же тот прекраснейший мальчик, который меня освободил?» «Выгляни в окошко: Игорек играет в футбол» «Как интересно, - протянул Шарик. – А что такое футбол?» «Как, ты не знаешь, что такое футбол? – взволновалась Соломинка. – Это же игра такая: ребята разбиваются на две команды и забивают мячи друг другу в ворота». «Вот это да! Я тоже так хочу попробовать! – радостно завизжал Ватный Шарик». «Я тебя научу – отозвалась Соломинка. – Сначала нужно построить ворота, в которые мы будем забивать мяч».

II. Конструирование.

Построить из четырех квадратных кубиков и одного прямоугольного футбольные ворота.

«Отлично, - обрадовалась Соломинка, увидев построенные для футбола ворота, - чтобы ты немного отдохнул, Шарик, я расскажу тебе стихотворение о футболе».

Пальчиковая гимнастика.

Во дворе народ толпится. (Барабанить пальцами обеих рук по столу.)
Там идет футбольный матч. (Щелкать большими и указательными пальцами обеих рук, имитируя «забивание» мяча.)
И вратарь наш, Игорь Спицын, (Поглаживать пальцами левой руки указательный палец правой.)
Пропустить не должен мяч. («Бить» указательным пальцем правой руки указательный палец левой руки крест-накрест.)

«Ну, а теперь пора играть в футбол!» – радостно сказала Соломинка.

III. Упражнение на дыхание «Футбол».

Цель: выработать сильную отрывистую струю воздуха.

Ход игры: взять в рот соломинку (толщина соломинки зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем тоньше соломинку нужно выбирать для игры), положить на столе перед воротами шарик. Дуть через соломинку на ватный шарик, пытаясь «забить» шарик в ворота. Вдох – через нос, выдох – через соломинку.

«Как весело с тобой играть в футбол, Соломинка, - воскликнул Ватный Шарик, - Спасибо, что научила меня этой замечательной игре. Теперь я понимаю, почему ее так любит Игорек. Ты настоящий друг, Соломинка!»

«Я? – застеснялась Соломинка, - Это ты самый лучший на свете друг, Шарик. Мне было так скучно и одиноко без тебя, а ты меня развлек. Оставайся со мной на подоконнике: мы будем каждый день играть в футбол!»

«Нет, Соломинка, я не могу: я хочу путешествовать, чтобы увидеть весь мир. Но я обязательно вернусь, когда посмотрю весь мир. Не скучай!»

«Ну, что ж, удачи тебе, Ватный Шарик! Напоследок, я загадаю тебе загадку, чтобы проверить запомнил ли ты то, что я тебе сегодня рассказала. Ну-ка, ответь что это?»

IV. Загадка.

Зеленый луг,
100 скамеек вокруг.
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих –
Рыбацкие сети.

V. Итог занятия.

«Теперь-то я точно знаю, милая Соломинка, что это футбол! До свиданья!»

С этими словами Шарик покатился на самый край подоконника. Вдруг сильный ветер подхватил Ватный Шарик и понес на улицу...

Таким образом, в рамках такого мультидисциплинарного подхода к решению актуальных проблем логопедической практики целенаправленное поэтапное формирование физиологического и речевого дыхания на занятиях по изобразительной деятельности способствует повышению эффективности коррекционной работы при речевой патологии.