Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися и их родителями на комплексных занятиях

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиологии дислексии и дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел -внутренняя речь -внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения-выделение информационных моментов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий в себя:

  • фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
  • лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
  • мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
  • темно-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.

1. Фонетические нарушения - неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости -мягкости, глухости-звонкости согласных звуков).

2. Лексико-грамматические нарушения.

Среди этих нарушений выделяют:

  • ограниченный словарный запас;
  • обедненная фраза;
  • неправильное согласование слов во фразе;
  • неправильное употребление предлогов, падежей;
  • недоговаривания, перестановки.

3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических - во фразе, грамматических - в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).

4. Темно-ритмические нарушения:

  • ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);
  • замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);
  • прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера - заикание).

Нарушения письменной речи:

  • неправильная перешифровка фонемы в графему;
  • недописки;
  • пропуски и смешение букв в слове;
  • несогласование и перестановки слов в предложении;
  • выходы за строчку и др.
  • замена и смешение звуков;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звуко-слоговой структуры слова;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • аграмматизмы.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико - синтетическому методу, поэтому для овладения ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе школьник сможет записать слово правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка "туманной", то её искажение на письме будет неизбежно: - пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Для предупреждения этого вида дисграфии я попробовала использовать на своих занятиях Оборудование "Спектра". Хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как Палитра, Бусы, Кораблики.

1. Бусы

Бусы из 20 бусинок. 10 бусин красного и десять синего цвета.

Использование бус помогает определить количество согласных звуков в слове. Определить количество гласных в слове. Сдвигание бусин соответствующего цвета на середину. Синие согласные, красные гласные. Пример: определи количество гласных звуков в слове "коза" определи количество согласных звуков в слове "машина".

2. Кораблики

Деревянная основа с двумя рядами кружков с одной стороны красного, а с другой - синего цвета. На обратном обороте деревянной основы имеются цифры.

Способы использования

Тренировать ребёнка в умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть чётко представлять себе звуковую структуру.

  • какие именно звуки, (фонемы) входят в состав слова;
  • сколько всего звуков в слове;
  • какова последовательность звуков в слове ( какой звук первый, второй, четвёртый, и т. д.);

- Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова ( например, какой звук слышится между первым и третьем, в слове "лампа". Какой звук в слове "мука" слышится перед вторым звуком и т. д.).

3. Палитра

Деревянная основа с меняющимися карточками.

Я придумала и заготовила карточки для тренировки фонематического анализа и синтеза слов. Условные обозначение звуков, я позаимствовала из учебника по русскому языку программы "Гармония".

Символы:

Ребёнок учиться определять:

  • какие именно звуки, входят в состав слова;
  • какова последовательность звуков в слове:
  • каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
  • соотнесение слова с подходящей схемой.

Дети, увидев картинку, выбирают подходящую схему к слову, и ставят соответствующий по цвету кружок. После того как ученики выполнили работу, карточка переворачивается, и проверяется.

Использование этих карточек дали очень хороший результат, и могут использоваться не только в школе, но и в детском саду.

Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу обучения учеников.

Приложение.