Игровые соревнования на внеклассных мероприятиях

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


 В 5 – 7 классах дети с удовольствием играют в разные игры, участвуют в любых соревнованиях и это помогает разнообразить классному руководителю свою работу. В игровой форме доносить до учеников, какие- то элементы воспитательного воздействия бывает гораздо легче, чем другими способами. Кроме того в игре дети раскрываются и иногда учитель узнаёт своих учеников совсем с другой стороны. В 5 и 6 классах мы проводим различные игры и конкурсы внутри своего класса, а в 7 уже вызываем в соперники кого-нибудь из параллельных классов. В этой статье описываются конкурсы для мальчиков и для девочек. Чтобы в одном конкурсе могли проявить себя дети с разными способностями, включаются соревнования и для эрудитов, и для смекалистых и для спортивно развитых детей.

Рыцарский турнир в 7-х классах.
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитника отечества.
Цели мероприятия:

  1. развитие творческой и познавательной активности учащихся.
  2. развитие гуманистических чувств детей.
  3. развитие толерантных отношений между детьми как одного, так и двух классов.

Оформление кабинета: Столы вынесены. Вдоль задней стены стоят 2 стола для жюри. Вдоль боковых стен стоят стулья в 2 ряда: внешний ряд – для болельщиков, внутренний – для «рыцарей». С одной стороны сидят болельщики одной команды, перед ними сидят «рыцари» другой команды. Оформление кабинета силами команд или их болельщиками оценивается жюри.
1-ый ведущий: Сегодня здесь состоится не совсем обычное
соревнование - турнир рыцарей.
Ведущий: В нем примут участие наши мальчики, знатоки правил вежливости и хорошего тона, эрудиты и самые ловкие в спортивных соревнованиях.
2-ой ведущий: Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!

1-ый ведущий: Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Все законы поведенья изучить!

2-ой ведущий: Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По законам уважения.
Победить в турнире очень нелегко!

Ведущий: Приглашаем команды на «Ристалище»
Ведущий: Прошу рыцарей пожать руки друг другу и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время турнира все узнают для себя много нового и интересного. Всем желаю, удачи и победы, но помните: победа приходит лишь к тем, кто к ней готов.
Представление жюри и счётчиков.
1ведущий: Начинаем конкурс рыцарского герба! Задача — за 5 минут нарисовать свой герб, придумать девиз и свое имя. Возможно использование домашних заготовок. На защиту каждому участнику дается 30 секунд.
2 ведущий: Вопросы домашнего задания:
1. Кого в прошлом называли рыцарями?
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
- От каждой команды выступают по одному человеку.
Жюри сразу оценивает, счётчики записывают баллы на доске.

1. Конкурс рыцарского герба.

1ведущий: Теперь мы знаем, кто такие рыцари и нам осталось определить лучших рыцарей сегодняшнего турнира.
Ведущий: Разминка.
Вопросы задаются командам поочерёдно, за каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Что общего между деревьями и винтовкой?
  • Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги?
  • Чьи это слова «Тяжело в ученье – легко в бою»?
  • Чьи это слова «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?
  • Как называется подросток, изучающий морское дело?
  • Как называются наплечные знаки в русской армии и флоте?

1 ведущий: Выдаётся задание: Конкурс «Шифровка». От каждой команды приглашаются по 2 человека, и определяется время для подготовки 5 мин.
Командам выдаются карточки со словами, предлагается объяснить значение этих слов.
Карточка 1: блокада, «Катюша», фашизм, пехота, Рейхстаг.
Карточка 2: контрнаступление, разведка, «сын полка», Гитлер, концлагерь.

2 ведущий: Объявляем второй конкурс "Рыцарские манеры".
1. Конкурс-ловушка.
Конкурс проводится без объявления сразу после выхода команд. Перед командами проходит девочка и как бы случайно роняет платок (примерно посередине между командами). Выигрывает та команда, в которой кто-нибудь догадается поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.

1 ведущий: Задание 1-ое: Волшебные слова.
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому "волшебному" слову. За каждое названное слово команда получает одно очко.
2 ведущий: Задание 2-ое: Волшебные поступки.
Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Вопрос: Откуда к нам пришел обычай, здороваясь, снимать перчатку?
Вопрос: Два мальчика 8-и и 12-ти лет столкнулись в узком переходе. Кто должен уступить дорогу первым?
Вопрос: Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?
Ведущий: Проверим эрудицию наших конкурсантов. Приглашаем от каждой команды по 2 человека - знатоков математики. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде; за каждый правильный ответ начисляется 1 балл:
1. Сколько килограммов в половине тонны?
2. Самое маленькое нечетное простое число.
3. Два числа, произведение которых равно 1.
4. Как называется треугольник с прямым углом.
5. Модуль числа (-5).
6. Чему равна площадь прямоугольника?
7. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1?
8. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало.
9. Угол, градусная мера которого 180 градусов.
10. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый?
11. Какая цифра в переводе с латинского означает “ничего”?
12. Сколько градусов содержит угол, если он содержит половину развернутого угла?
13. Тысячная доля килограмма.
14. Число, на которое делят.

Ведущий: Продолжим конкурс эрудитов, приглашаем знатоков физики, тоже по 2 человека.

  1. Что находится в пустой бутылке.
  2. Вымпел доставили на Луну. Как изменилась его масса.
  3. Причина изменения скорости тела.
  4. Температура, при которой начинает замерзать вода.
  5. Разность значений величин, соответствующая двум ближайшим штрихам на шкале.
  6. Мельчайшая частица вещества.
  7. Масса единицы объема.
  8. Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других неподвижных тел.
  9. Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли
  10. Как человек может быстро увеличить свое давление в 2 раза.

1 ведущий: Начинаем конкурс смелых, ловких и умелых. Просим команды занять свои места.

1. Пронести драгоценную ношу. 5 человек из каждой команды выстраиваются в колонну. На расстоянии 5-6 м от каждой команды стоит стул. Нужно в вытянутой руке пронести на ложке шарик для настольного тенниса вокруг стула и передать следующему. Побеждает команда, прибежавшая раньше. Если шарик упал, то этот игрок находит его, кладёт на ложку и продолжает бег.

2. Конкурс “Перетягивание каната”. 5 человек от команды.
Между двумя стульями, стоящими на разных концах кабинета, лежит на полу верёвочка, так что её концы только доходят до краёв стульев. По одному человеку от команды встают возле своих стульев, и по команде ведущего обегают по кругу оба стула, садятся на свой стул и вытягивают верёвочку. У кого верёвочка оказалась в руках – тот выиграл. Счёт ведётся до тех пор, пока не пробегут все 5 человек.

3. Объявляем турнир копья и меча. Это конкурс на ловкость и хитрость. Приглашаем по три участника. Огораживаем территорию ристалища. Участникам на левую ногу привязываем по воздушному шарику на одинаковых по длине и толщине нитках. Задача, сохранив свой шарик, уничтожить, «раздавив», шарики противников.

4. Бильбоке.
Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в стаканчик. Возьмите толстую нитку или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику, другой – к донышку пластмассового стаканчика. Бильбоке готов.
Командам даётся определённое время, например 2 минуты. Выигрывает та команда, которая за это время поймает шарик большее число раз. Выполняют задание по очереди. Бильбоке передаётся следующему участнику после того, как произошёл первый промах.

5. Баба- яга.
Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы – швабра. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держится за ручку ведра, другой за швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

6. Кенгуру.
Нужно пробежать, а вернее пропрыгать определённое расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Кто быстрее? Если мяч или коробок падает на землю, бегун останавливается, поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Можно проводить, как эстафету между двумя командами.

7. На болоте.
Двум игрокам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через «болото» по « кочкам». Нужно положить лист на землю, стать на него обеими ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять первый лист и положить впереди себя. Побеждает тот, кто первым пройдёт маршрут.

Ведущий: Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари!
Пожмём друг другу руки.
Подведение итогов, награждение победителей.

Конкурс: «А, ну-ка девочки!» в 7-х классах
Внеклассное мероприятие, посвящённое дню 8 марта.
Конкурс проводится через 2 недели после конкурса мальчиков, в том же кабинете и по той же схеме. Так же располагаются команды и болельщики.

Краткий план.

  1. Конкурс: Название команды, девиз (на защиту 30 секунд). Жюри оценивают костюмы команд, оригинальность представления и их соответствие.
  2. Вопросы домашнего задания:

2.1. От каждой команды даётся слово одному человеку: Рассказать самое интересное из истории празднования Дня 8 марта. Оценивается краткость и занимательность сообщения.
2.2 Знаменитые женщины мира (назвать имя, в каком веке жила, чем знаменита). Участницы конкурса по очереди от каждой команды называют по одной знаменитой женщине. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество знаменитых женщин

3. Разминка. Загадки.

  1. Что человек всегда видит и чего никогда достать не может? (Небо или звёзды, луна, солнце)
  2. Есть на свете конь – всему миру не сдержать. (Ветер)
  3. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)
  4. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)
  5. Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается. (Небо и солнце)
  6. Чего в комнате не видишь? (Воздух)

4. Вопросы на сообразительность:
1. Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый?
2. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? (6 дней)
3. Одно яйцо варится всмятку 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц?
4. Тройка лошадей пробежала 30 километров. Сколько км пробежала каждая лошадь?
5. За зиму Люся потеряла 12 варежек, а Дуся в два раза меньше. Сколько пар варежек потеряли за зиму Люся и Дуся? (9)
6. У девочки столько сестер, сколько братьев. А её брат сказал, что у неё три сестры. Сколько детей в семье? (7 детей)
7. Если до полуночи осталось три часа, то который сейчас час? (21 час)
8. Сколько времени будет отсутствовать дома человек, вышедший в полдень, а вернувшийся в полночь. (12 часов)

5. Конкурс чтецов. Выступление по одному человеку от команды

6. Конкурс: «Хозяюшка» представить блюдо собственного изготовления. Оценивается внешний вид, вкус приготовленного блюда, сервировка и представление его.

7. Вопросы на эрудицию. Приглашаются по 2 человека знатоков биологии.

1. Сушеный виноград без косточек? Кишмиш
2. Символ России? Береза
 3. Медовое дерево? Липа
4. Самый быстрорастущий злак? Бамбук
 5. Все ли тополя пушат? Мужские не пушат
6. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? Самые молодые
7. Банан – дерево? Нет, трава
8. Самый сладкий злак? Сахарный тростник
 9. Это растение кормит, лечит, наказывает. Крапива

8. Спортивные соревнования:

8.1. Пронести драгоценную ношу.
8.2. Перетягивание каната”.
8.3. Турнир копья и меча.
8.4. Бильбоке.
8.5. На болоте.

Подведение итогов, награждение победителей.

Использованная литература:

«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:
1. Обобщающий урок в виде турнира знатоков художественной культуры «Рыцарский турнир» Сергеева О. Ю.
2. Практические материалы по начальной школе №508 (2000-2003) Разработки праздников:

  1. Рыцарский турнир. Е.В.Малова, Н.В.Колесникова И.В.Селивёрстов.
  2. Рыцарский турнир. Посвящаетcя Дню защитника отечества. Ивкова Е.А.

3. Сценарий "Рыцарский турнир", посвященный празднику 23 февраля. Автор: Аверьянова Л.В.
4. Внеклассное мероприятие для 7-х классов. Турнир: "Самый умный математик" Асадуллина З. М.
5. Внеклассное мероприятие по физике "Физический поединок. Белоконь Р. И.
6. Биологический праздник. Савина Валентина Васильевна, учитель биологии
7. Брейн-ринг. Татарникова Марина Геннадьевна, учитель