Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе. "Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: урок

Тип урока: изучение нового материала

Программа: “Школа 2100”

Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский и др., “Обитатели земли”, 3 класс.

Цели

Образовательные:

  • познакомить учащихся с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных, со способами их приспособления к активному образу жизни;
  • раскрыть роль различных животных в экосистеме.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с текстом;
  • способствовать развитию экологического воспитания
  • развитие умения доказывать выдвигаемые предположения.

Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданием, тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику “Обитатели Земли”.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологическая установка на работу.

Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Самостоятельная работа

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 29

– Начнём наш урок с проверки домашнего задания. На сколько хорошо вы подготовили домашнее задание мы узнаем после выполнения вами самостоятельной работы № 9.

Откройте тетрадь для самостоятельных работ на стр. 29. (Разбор заданий)

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы

1. Блиц-опрос

– Что общего имеют все живые организмы?

(Состоят из клеток, дышат, растут, питаются, размножаются)

– Какие растения самые маленькие? (Одноклеточные водоросли)

– Где они живут: на суше или в воде? (В воде)

– Чем отличаются животные от растений? (Двигаются, заглатывают пищу)

– В чем заключается роль различных животных в экосистемах?

(Часть животных – потребители, другая часть – разрушители)

2. Постановка проблемного вопроса.

– Самые маленькие растения одноклеточные водоросли, а какое самое маленькое животное вы знаете? (Если учащиеся называют мелкое животное например, насекомое, то учитель предлагает прочитать диалог героев).

3. Чтение диалога героев, с. 86

– А кого считают самым маленьким животным Лена и Миша? Прочитайте их диалог на стр. 86

– Согласен ли Миша с Леной?

– Как называют одноклеточных животных? (Их называют простейшими)

– Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Приложение 1 Слайд 1)

– В течение урока мы должны ответить на следующий вопрос…. (Слайд 1)

IV. Совместное открытие знаний. Простейшие

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

1.Выполнение задания карточки.

– Возьмите карточки на ваших столах. Прочитайте задание на карточках. Как нужно над ним

работать?

Подчеркните зелёным цветом то, что могут делать растения, а красным то, что могут делать животные.

Дышать, создавать органическое вещество, заглатывать добычу, расти, двигаться, размножаться, цвести, чувствовать.

– Что могут делать растения? (Слайд 2)

(Дышать, создавать органическое вещество, расти, размножаться, цвести.)

– Что могут делать животные? (Слайд 2)

(Дышать, заглатывать добычу, двигаться, расти, размножаться, чувствовать.)

– Назовите, что у них общего? Что вы подчеркнули двумя цветами? (Слайд 3)

(Могут дышать, расти, размножаться.)

– Чем животные отличаются от растений? (Слайд 3)

(Животные могут двигаться, заглатывать добычу, чувствовать.)

2. Работа с текстом учебника, стр. 87.

– Прочитаем первый абзац на стр. 87

– Растения в процессе фотосинтеза сами создают для себя пищу - органические вещества. А животные? (Они питаются готовыми органическими веществами)

– Что нужно животным, чтобы находить пищу? ( Они должны двигаться.)

– Что нужно животным, чтобы знать, куда двигаться? ( Животные должны чувствовать.)

– Что нужно для дыхания животным?

(Им нужен кислород; чем больше животные двигаются, тем больше кислорода им надо.)

– Зачем животным вода?

(Чтобы превращать одни вещества в другие, их нужно растворить в воде).

3. Блиц-опрос.

– В чем главное отличие животных от растений?

(Животные питаются готовой пищей.)

– Как с главным отличием связаны все остальные отличия?

(Чтобы найти пищу, животные должны двигаться; чтобы знать, куда двигаться, животные должны чувствовать).

4. Работа с текстом учебника.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с простейшими животными. (Слайд 4) Ещё их называют одноклеточными, потому что они состоят из одной клетки. К простейшим относятся… (Слайд 4) Простейшие хоть и являются самыми маленькими животными, которые можно увидеть только через микроскоп, но они тоже умеют двигаться, заглатывать пищу, чувствовать, размножаться. Они встречаются везде, где есть вода. В море, в озере, в почвенном растворе и даже внутри живых организмов.

– Как вы думаете какую роль в природе они выполняют? Какова их экологическая роль?

(Слайд 5)

(Они очищают воду, повышают плодородие почвы, служат пищей для мелких животных, вызывают болезни)

5. Выполнение задания 2, стр. 45, рабочая тетрадь.

– Рассмотрите рисунки в задании 2, покажите стрелкой, куда направится амеба.

(На 1 рисунке ее направление покажем к пище, на 2 рисунке стрелку направим от света)

V. Совместное открытие знаний. Кишечнополостные.

1. Постановка проблемного вопроса.
– Как вы думаете, что лучше, быть одноклеточным или многоклеточным животным?

– Какие преимущества у многоклеточных? (Дети высказывают свои предположения.)

– Можно меньше бояться хищников, можно разделить обязанности между клетками, легче

снабжать клетки питательными веществами и кислородом.

2. Работа с текстом учебника (с. 87).

– Прочитаем 2 – 3 абзацы на стр. 87

– Как называются самые простые многоклеточные животные?

(Кишечнополостные) (Слайд 6)

– Их тело состоит из одинаковых клеток?

(Нет, тело их разделено на органы выполняющие разные задачи в организме)

– Каково строение их тела?

(Тело похоже на двухслойный мешок. Внутри тела расположена кишечная полость, выстланная пищеварительными клетками. Снаружи - покровная ткань. Вокруг рта – щупальца)

3. Рассказ учителя. (Слайд 6)

Для того чтобы двигаться, нужны мышцы. У самых простых многоклеточных животных – губок – мышц нет, и они неподвижны. А кишечнополостные животные – медузы и актинии – могут двигаться самостоятельно. Хотя тело медуз похоже на желе, они плавают, работая краями своего “зонтика”. Сокращаясь, медуза отбрасывает воду назад, а сама при этом получает толчок вперёд.

Актинии сидят на дне и ловят своими жгучими щупальцами зазевавшихся рыбёшек и креветок.

Но не все кишечнополостные имеют мускулы. Некоторые из них создают вокруг своего тела прочный известковый скелет. Это кораллы. На поверхности коралла можно увидеть множество маленьких отверстий. В каждой из них когда – то сидело существо, похожее на крошечную актинию.

4. Работа с текстом учебника, стр. 88. (Слайд 7)

– Теперь познакомьтесь с другими представителями многоклеточных - с червями.

Прочитаем текст на стр. 88

– Какой образ жизни ведут черви? (Активный - ползают или плавают)

– Что позволяет червям активно двигаться? (Мышцы)

Благодаря мускулатуре, черви способны совершать сложные движения: сокращать и вытягивать тело, сужать и расширять его, а также скручивать и волнообразно изгибать.

– Черви делятся на плоских, круглых и кольчатых. (Слайд 7)

– Где живут черви? (В реках и озерах, ими питаются донные рыбы)

– Среди каких червей много паразитов?

– Почему их так называют? (Паразитов много среди круглых червей, их называют глистами.

Они живут в организме животных или человека и питаются его пищей или тканями)

– Что нужно делать, чтобы защитить себя от паразитов? (Нужно чаще мыть руки)

– Какие черви приносят пользу растениям? Что они делают?

(Это дождевые черви, они разрыхляют почву, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений к корням растений.

– Зачем природе нужны черви, какую работу они выполняют?

(Червями питаются рыбы, они разрыхляют пищу, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений, разрушают умершие организмы, вызывают болезни)

5. – Еще одна группа животных - моллюски. (Слайд 8)

– Прочитаем о моллюсках в учебнике на стр. 88

– Как моллюски защищают себя от хищников? (У них есть домик – раковина) (Слайд 8)

– У всех моллюсков есть раковины? (Слайд 8)

– Почему хищные моллюски – кальмары и осьминоги не имеют раковин?

(Они утратили раковину, чтобы легче было догонять добычу)

– У кальмаров остались твёрдые пластинки, которые защищают его мозг.

– Какое приспособление изобрели кальмары для быстрого движения?

(Они набирают воду в специальную полость и с силой выбрасывают ее через особые

отверстия, как у ракеты)

– Каких моллюсков употребляют в пищу? (Устриц, мидий, кальмаров)

– Что вы можете сказать о моллюсках – жемчужницах?

– Какую роль в природе они выполняют? (Слайд 9)

6. Выполнение задания3, стр.45, рабочая тетрадь.

VI. Итог урока

– С какими животными вы познакомились сегодня на уроке?

(С простейшими и многоклеточными животными: кишечнополостными, червями, моллюсками)

– Если сравнить строение простейших и многоклеточных животных, оно усложняется или становится проще? (У многоклеточных появляются органы и мышцы)

– Как это влияет на их образ жизни? (Они ведут более активный образ жизни, чем простейшие)

VII. Домашнее задание

Отвечать на вопросы на стр. 89, выполнить задания в рабочей тетради на стр. 45.