Написание слов с мягким знаком. Система упражнений

Разделы: Логопедия


Из анализа письменных работ учащихся начальной школы можно увидеть, что употребление мягкого знака на письме (как показателя мягкости, так и разделительного) вызывает серьезные трудности и дает больше всего ошибок у детей с речевыми нарушениями. Чтобы начать работу по устранению данных трудностей, необходимо сначала разобраться в причинах, вызывающих эти трудности. Презентация

Известный нейропсихолог Александр Романович Лурия в книге “Очерки психофизиологии письма” писал: “Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа” [1]. Приложение 1

Среди детей, плохо успевающих по русскому языку, около 95% - это те, у которых в дошкольном возрасте не был сформирован фонематический слух [2], т.е. особый слух, благодаря которому человек способен различать тонкие дифференциации фонем – такие как звонкость – глухость, твердость – мягкость. Именно недоразвитие фонематического слуха и является причиной неверного написания мягкого знака в словах

Нарушение фонематического слуха происходит у ребенка вследствие поражения височной доли коры головного мозга.

Но ребенку с нарушениями фонематического слуха можно помочь. Выработать правильное написание мягкого знака поможет система упражнений, в которой, в первую очередь, важно учесть место мягкого согласного в слове, и, следовательно, место написания мягкого знака. Легче всего ребенку с таким нарушением услышать мягкий согласный звук – показатель мягкости в конце, затем в середине и, наконец, – разделительный мягкий знак, а затем написать букву мягкий знак.

Не менее важна и степень сложности речевого материала. Обычно работа начинается со слов. Если у ребенка нет нарушений фонематического слуха, то проблем в написании слов с мягким знаком не будет, но если есть нарушения, то желательно начать выделение мягкого знака с изолированных звуков и букв или буквосочетаний, затем в слогах, словах, предложениях и текстах.

Все упражнения данной системы можно разделить на ознакомительные, тренировочные и контрольные.

В зависимости от речевой деятельности, осуществляемой детьми, упражнения делятся на упражнения в слушании и говорении, т.е. сначала в устной речи, затем чтение и письмо, т.е. в письменной речи, тогда как обычно пропускается этап устной речи, что вызовет затруднения у ребенка с недоразвитием фонематического слуха.

Какие же упражнения помогут ребенку научиться правильно употреблять слова с Ь?

Начать лучше с упражнений на уровне звука и буквы или буквосочетаний. Начать нужно с самого простого. Говорим ряд твердых и мягких звуков. Дети хлопают в ладоши, услышав мягкий звук.

Очень эффективны и упражнения с мячом или с мягкой игрушкой, желательно в круге. Учитель называет твердый звук и кидает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, называя мягкий звук. Затем кто-то из детей становится ведущим.

Далее осуществляется переход от устной к письменной речи, т.е. к чтению и письму. Здесь очень эффективно чтение буквенных таблиц. Сначала мягкий знак закрывается листом бумаги и ребенок произносит твердый звук, затем учитель приоткрывает Ь, а ребенок произносит: МММЬ.

Для сравнения чтения с Ь и без него используются и кубики Зайцева.

Следующий этап упражнений - на уровне слога. Услышав, в произносимом учителем слоге мягкий звук, поднять зеленую фишку, услышав твердый – синюю. Чтобы не наскучили данные тренировочные упражнения, сигнальные карточки можно заменить и использовать камень и вату, грецкий орех и облачко. Хороший результат дают упражнения с включением кистей рук или всего тела. Так, на твердый звук, дети сжимают кисти в кулак, на мягкий – расслабляют их; на твердый встают прямо, как солдатики, на мягкий – падают и расслабляют тело. На этом этапе тоже используются упражнения с мячом. Учитель называет закрытый слог и кидает мяч, ребенок возвращает этот же слог, но с мягким согласным звуком: ан-ань.

И, далее, отработка слогов с мягким знаком в чтении и письме. Работа со слоговыми таблицами, выкладывание данных слогов из кубиков Зайцева, запись слогов с проговариванием, выборочная запись слогов.

Следующий уровень отработки материала – уровень слова. Используются следующие упражнения: детям раздаются картинки со словами, в которых есть мягкий знак, и мягкого знака нет. Необходимо отобрать картинки со словами, в которых нужно написать букву мягкий знак. Продолжаем упражнения с мячом в круге. Кидаем мяч, называя слово без Ь, дети с Ь и наоборот. Отгадывание загадок в слове-отгадке должен быть Ь.

Эффективно использование кроссвордов, ребусов, изографов с использованием слов с мягким знаком.

Можно использовать упражнения “Образование слов по схемам”, “Найди лишнее слово”.

Более сложным этапом являются упражнения на уровне предложения. Например, закончите предложение, используя данные слова. Запишите предложения правильно.

И последний уровень текста. На этом этапе обычно уже используются контрольные упражнения, например, восстановление деформированного текста.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учебное пособие для студентов психол. факул. высш. учебн. завед. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 352 с.

2. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме.