Программа "Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка:

Программа “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это примерная авторская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Программа вариативна, она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.

Актуальность программы:

Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.

Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.

Цель программы:

Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.

Задачи:

  1. Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.
  2. Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.
  3. Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна)
  4. Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб)
  5. Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчеству.
  6. Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.

При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:

  1. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  2. Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, родителями и детьми.
  3. Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
  4. Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.
  5. Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.

Методологической базой для разработки программы послужили труды А.С. Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности; К.Д. Ушинского о значении воспитания патриотических чувств; В.А.Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы”; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003 г.); Программа “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Содержание данной программы включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн), а так же выполнение заданий практического характера, направленных на закрепление вводимых понятий.

Характерной особенностью программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно-образовательной работы к одним и тем же объектам, что дает возможность ребенку дополнить и углубить свои знания и умения.

Структура программы:

  • Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года обучения.
  • Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
  • По учебному плану на изучаемый материал в старшей группе отводится 9 занятий, продолжительностью 25 минут.
  • В подготовительной к школе группе 16 занятий, продолжительностью 30 минут.

Учебно-тематический план в старшей группе

Название Вид занятия
познавательное творческое
1. Знакомство с гербом России 3 2
2. Знакомство с флагом России 2 1
3. Знакомство с гимном России 1 _

Учебно-тематический план в подготовительной группе

Название Вид занятия
познавательное творческое
1. Знакомство с гербом России 2 2
2. Знакомство с флагом России 2 2
3. Знакомство с гимном России 1
4. Знакомство с региональным флагом 1 1
5. Знакомство с региональным гербом

а) герб Ямала
б) герб района

2 2
6. Создание герба (эмблемы) группы

1

Методы организации образовательного процесса:

  1. Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
  2. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи), организация выставок.
  3. Поисково-исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
  4. Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
  5. Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
  6. Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.

Условия реализации программы:

– естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
– организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д.;
– изучение педагогом литературы по геральдике;
– свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);
– тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.

Основными формами обучения являются различные виды занятий, экскурсии, целевые прогулки.

Ожидаемые результаты:

– уровень сформированности знаний, приобретенных ребенком к концу года, определяется по диагностическим таблицам
(Приложение 1, 2, 3);
– расширение кругозора воспитанников;
– активизация познавательной и творческой активности детей;
– сформированность уважительного отношения к современной Государственной и региональной символике;
– воспитание любви к большой и малой Родине.

Формами подведения итогов могут быть:

– открытые занятия;
– организация выставок;
– итоговые занятия-досуги;
– творческие работы по созданию символики:

  • а) групповой
  • б) семейной
  • в) детского сада

Список литературы:

  1. Ривина Е.К. “Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами” – М.: Аркти,, 2005.
  2. Ривина Е.К. “Российская символика” – М.: Аркти, 2005.
  3. Соболева Н.А. “Российская государственная символика: история и современность” – М.: Владос, 2002.
  4. Гризик Т.И. “Познаю мир” – М.: Просвещение, 2000. (Знаки и символы)
  5. Алешина Н.В. “Знакомим дошкольников с родным городом” – М.: ТЦ Сфера, 1999.
  6. Алешина Н.В. “Патриотическое воспитание” – М.: ЦГЛ, 2004.
  7. Лукомский В.К., Типольт Н.А.“Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов” – М.: ГПИБ России, 1996.
  8. Данилина Г.Н. “Дошкольнику – об истории и культуре России” – М.: Аркти, 2005.
  9. Материалы сети Интернет (www.geraldika.ru, www.flags.ru)