Элективный курс физики "Разоблачение великого фокусника — Природы"

Разделы: Физика, Информатика


Пояснительная записка. 

Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Многие из них – радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния – весьма красочны. Другие – оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя – кажутся завораживающими и загадочными. Иные – гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу – пугают нас. Большинство же - падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, – кажутся привычными, но ненамного более понятными. Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретём о нём научное знание.

Не углубляясь в длинные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязь явлений окружающей природы. К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики как предмета.

Курс «Разоблачение великого фокусника – Природы»" предназначен для учащихся 7-8 классов. Курс практико-ориентирован. Основные его принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Кроме того, введение данного курса способствует созданию условий для морально - психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению уже к моменту введения предпрофильной подготовки (к 9 классу).

Цели курса:

  • Формирование основы естественнонаучной картины мира, научного миропонимания.
  • Создание мотивационной основы для осознанного выбора к 9 классу профиля обучения;

Задачи курса: 

  1. Привлечь интерес к физической науке.
  2. Сформировать умение проводить наблюдение, планировать и выполнять эксперимент, выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения.
  3. Отработать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
  4. Развить потребность в использовании средств современных информационных технологий.

Курс направлен на формирование ключевых компетентностей: образовательных, коммуникативных и информационных.

Содержание курса включает в себя теоретическую и практическую части. Для реализации данного содержания используются методы активного обучения (исследовательский, частично - поисковый), развивающие познавательную активность и творческую самостоятельность.

Для развития образовательных и информационных компетентностей у учащихся ведущими являются такие формы организации учебной деятельности как практическая работа, создание и защита презентации, написание реферата, дискуссия. Преобладающие приемы учебной деятельности: общение диалогического типа, предметом которого является физическое явление, решение практической познавательной задачи.

Практическая часть курса предполагает использование элементов исследовательской деятельности при работе с физическим оборудованием и различными источниками информации (учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами), отборе и переработке информации для написания реферата, создания презентации- представления физического явления.

Курс использует тесные межпредметные связи, в частности, с географией, астрономией, биологией, литературой, химией, математикой, экологией.

В результате изучения курса "Обыкновенная физика необыкновенных явлений" учащиеся должны:

Знать, понимать: Суть основных природных явлений, их причины, физическую основу, возможный вред и практическую пользу для человека.

Уметь:

  • связывать воедино и использовать отдельные части информации о физическом явлении из различных источников;
  • работать с различными типами физического оборудования;
  • подготовить реферат, компьютерную презентацию по теме;
  • выступать на публике; выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • сотрудничать и работать в команде.

Способы оценивания и результаты: отчеты о практических работах, презентации, рефераты, участие в проектах, НОУ, олимпиадах.

Материально-техническая база:

  • Набор оборудования для фронтального эксперимента (механика, оптика, электричество, магнетизм, оптика)
  • Набор ЦОР по физике (программы, мультимедийные диски, электронные учебники)
  • ПК, проектор мультимедийный, доска
  • Материалы по предмету курса (презентации, дополнительная литература, дидактические материалы).

Учебно-тематический план:

Тема Всего часов Из них
теория практ. Комб. занятие
 1. Вводное занятие. 2ч. 1ч. 1ч. -
 2. Механические явления. 1ч. 1ч.
 3. Звуковые явления. 4ч. 1ч. 1ч.
 4. Тепловые явления. 4ч. 1ч. 1ч.
 5. Электрические явления. 4ч. 1ч. 1ч.
 6. Магнитные явления. 4ч. 1ч. 1ч.
7. Световые явления. 4ч. 1ч. 1ч.
8. Природные явления. 4ч. 2ч. -
9. Биофизика человека 4ч. - -
  Всего 34 ч. 9 ч. 7ч. 18ч.

Содержание курса: 

  1. Введение – 2 ч.
    Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Физические приборы и точность их измерения (датчики скорости, влажности, давления, звука, магнитного поля, температуры и т.д.).

  2. Механические явления – 4 ч.
    Самые большие и самые малые тела, сравнение скоростей тел. Почему и как тела движутся? Виды движений. Строение тел. Прочность и хрупкость, пластичность и упругость, вспененные материалы.

  3. Звуковые явления – 4 ч.
    Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте.

  4. Тепловые явления – 4 ч.
    Температура и измерение длины. Теплопроводы и теплоизоляторы. Ускорители весны. Кристаллические и аморфные тела. Туман. Возникновение тумана. Туман и цвет. Как образуются облака. Кучевое облако. Этот изменчивый снег.

  5. Электрические явления – 4 ч.
    Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?

  6. Магнитные явления – 4 ч.
    Магнит, компас. Как взаимодействуют магниты? Как устроены электромагнит и электродвигатель? Что такое полярное сияние? Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются?

  7. Световые явления – 4 ч.
    Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. Ход светового луча в капле дождя.

  8. Природные явления – 4 ч.
    Куда дует ветер. Течение рек и океанов. Приливные и ветровые источники энергии. Облака и их типы. Свечение моря. Светящиеся организмы. Такие разные волны. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемы волнами цунами. Когда рождаются лавины. Путешествие в недра Земли.

  9. Биофизика человека – 4ч.
    Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние влажности на здоровье человека.

Литература:

  1. Блудов М. И. Беседы по физике / часть 1, 2. – Просвещение, 1985.
  2. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – М: Наука, 2001.
  3. Тарг С.М. Физический энциклопедический словарь.– М: Советская энциклопедия.
  4. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Добросвет, 2002.
  5. Тарасов Л.В. Физика в природе./ Книга для учащихся. – Вербум-М 1988.
  6. Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике. – Москва: Просвещение, 1983.
  7. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – Москва: Наука, 1975.
  8. Физика – юным. Часть I. / Сост.М.Н. Ергомышева-Алексеева. – Москва: Просвещение, 1969. – 184 с. с илл.