Сказки о глаавном (Детско-родительский проект по развитию словаря и связного высказывания для детей с ОНР 3-го уровня)

Разделы: Логопедия


Сказка  – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты и приобретала другие, включала в себя новые мотивы и образы. Но всегда неизменными оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, воплощенные в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказывается коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением у всех народов. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается.

А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка. Открывая дверь в мир сказок, вглядываясь в их героев и постигая духовно-нравственные  ценности, заложенные в них, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность насладиться богатством собственной личности, способностью отзываться на добро, искренность и человечность. И пока душа ребенка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца» [8].

В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [6].

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.   Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению недостатков речи.

Цель проекта:

Воспитание толерантности и основ культуры мира в детях с общим недоразвитием речи 3 уровня, через речевое восприятие сказок, путем объединение усилий логопеда и родителей.

Задачи проекта:

  • Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
  • Воспитание любви ко всем людям и природе.
  • Заложение нравственных основ и начал.
  • Развитие лексико-грамматической стороны  речи и связного высказывания.

Этапы работы над проектом:

  1. Выявление проблемы;
  2. Организация работы над проектом;
  3. Практическая деятельность по решению проблемы;
  4. Продуктивная деятельность;
  5. Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта.

Выявление проблемы

Задачи:

  • Формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им.
  • Развивать индивидуальные литературные предпочтения.
  • Формировать способность к восстановлению цепи событий в сказках.

Формы работы:

  • Увлекательное путешествие в мир сказок (Логопедические занятия по развитию связной речи на основе сказок).
  • Чтение с родителями дома сказок.
  • Выставка книг «Любимые  сказки».

Организация работы над проектом

Задачи:

  • Сотрудничество детей и родителей по выбору сказки и нахождение в ней нравственного  начала.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
  • Приобщение детей и родителей к прошлому и настоящему мировой культуры.
  • Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления.

Формы работы:

  • Подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки.
  • Рисование иллюстраций к сказкам.

Практическая деятельность по решению проблемы

Задачи:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка (Однокоренные слова, синонимы, антонимы).
  • Развитие диалогической  и монологической речи.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Формы работы:

  • Совместно с взрослым изготовление «макета своей странички»  книги.
  • Предварительная презентация сказки.

Продуктивная деятельность

Формы  презентации сказки:

  • Совместный пересказ  ребенка и родителей.
  • Пересказ по собственным рисункам.
  • Пересказ по ролям.
  • Игра-драматизация.
  • Инсценировка сказки.

Формы работы:

  • Презентация сказки.
  • Выставка книг «Любимые сказки».
  • Выставка рисунков «Сказки учат жить правильно».
  • Изготовление поделок для презентации сказок.

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

  • Создание книги «Сказки о главном».
  • Фото-видео съемки.
  • Театрализованные представления для родителей и детей детского сада: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка».
  • Анкетирование родителей.
  • Детско-родительские гостиные.

Линия взаимодействия логопед – ребенок по развитию лексических средств языка

Нравственное качество

Однокоренные слова Синонимы Антонимы
Бескорыстие Корысть, корыстный   Выгода, жадность.
Братство Брат, братец, братишка, братолюбие Землячество Раздор, вражда
Взаимопомощь Помощь, помогать, помощник, помощница. Поддержка, содействие, выручка. Помеха
Взаимовыручка Выручать, выручка, выручивший. Помогать, поддержка  
Вера Верить, поверить, верование, уверить Уверенность, убеждение, доверие Неверие, безверие
Верность Верный, заверить, неверный Надежность, постоянно, преданность Предательство
Гордость Гордость, гордыня, гордиться Достоинство, самолюбие Стыд
Дружба Дружить, дружный, дружочек, дружок, дружеский, дружелюбие Товарищество Вражда
Доброта Добрый, добро, добродушие Отзывчивость, кротость Злоба
Единство Единый, уединение, объединение Товарищество Вражда
Жертвенность Жертва, жертвовать, жертвоприношение Отдача, самопожертвование  
Красота души Красивый, красавица, красавец, красотка Прекрасное Уродство, Безобразное
Ответственность Ответ, отвечать, ответственный Безответственный  
Умение прощать Прощение, просить, прощать Извинение, оправдание, помилование  

Линия взаимодействия родитель – ребенок  по развитию связного высказывания

Нравственное качество Сказка Пословица Афоризм
Бескорыстие «Осколки доброты» (Авторская сказка) Добро не лихо, ходит тихо  
Братство «Завещание А Цая» (Китайская сказка) Народная дружба и братство дороже всякого богатства Братолюбие – любовь к ближнему. (В. Даль)
Взаимопомощь «Лесной мишка и проказница мышка» (Латышская сказка) Кто скоро помог, тот дважды помог. Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь, помогали нам. (Ф. Ларошфуко)
Взаимовыручка «Улитка и гриб» (Авторская сказка) Всякая помощь хороша вовремя. Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба – никогда. (Ж. Руссо)
Вера «Никита Кожемяка»  (Русская народная сказка) Вера и гору с места сдвинет. Кто чего хочет, тот в то и верит. (Демосфен)
Верность «Плотник и кошка» (Японская сказка) Верный друг дороже денег. Будь верен тому, кто верен тебе. (Плавт)
Гордость «Лепесток и цветок» (В. Сухомлинский) Не гордись званьем, а гордись знаньем. Гордец редко бывает благодарным человеком. (Г. Бигер)
Дружба «Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) Нет друга так ищи, а нашел так береги. Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. (Ф. Бэкон)
Доброта «Дором ни одно доброе дело не пропадет»
(А. Неелова)
Доброе дело, что дождь в засуху. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Р. Эмерсон)
Единство «Коровы врозь, тигру радость» (Бирманская сказка) Один за всех, все за одного. Нет для человека иного мира, как в единении со всеми людьми. (П. Клодель)
Жертвенность «Маша и Митя» (Авторская сказка)   Я спросил у высокого солнца
Как мне вспыхнуть сильнее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но буша услыхала «Гори!»

(К. Бальмонт)

Красота души «Чьи руки краше» (Сказка народов Индии) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Добрая слава лучше красивого лица. (Г. Фуллер)
Ответственность «Старик и собака» (Авторская сказка) Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает. Требуя чтобы ответственность несли другие, неси ее сам. (Солон)
Умение прощать «Тысячецвет» (А. Неелова) Всякая ссора красна примирением. Пока люди любят, они прощают. (Ф. Ларошфуко)

Проведенный проект,  безусловно, способствует:

  1. привитию любви к людям и природе;
  2. расширению словарного запаса;
  3. формированию связного высказывания;
  4. социально-эмоциональному развитию детей;
  5. включению родителей в коррекционно-педагогический процесс в условиях.

Дополнение к статье  –  Приложение 1.

Литература:

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М.: АПО, 1995.
  2. Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  3. Борохов Б. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: Локус, 2002.
  5. Словарь синонимов и антонимов русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009
  6. В. Сухомлинский Сердце отдаю детям. – М.: 1990.
  7. В. Сухомлинский Хрестоматия по этике. –  М.: 1990
  8. Михайлова А.И. «В них есть добро, любовь и счастье». (Творческое чтение сказок). // Начальная школа. Плюс до и после. – 2003. – № 8. – С. 34.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей      дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.