"Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро")

Разделы: Литература


Цели:

  • знакомство с творчеством В.П.Астафьева;
  • обогащение духовного мира школьников;
  • аналитическая работа с текстом и его осмысление;
  • развитие воображения и творческой активности школьников;
  • формирование личностной оценки произведений художественной литературы и явлений жизни;
  • развитие навыков коллективной и поисковой работы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы учебной деятельности:

  • работа в группах;
  • ответы на вопросы учителя
  • обобщение сведений, необходимых для анализа текста;
  • проблемно-поисковые.

Ход урока

При знакомстве с произведением “Васюткино озеро” автор решил обратиться к такой педагогической технологии как “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП).

Первый этап. “Вызов”.

– Мы сегодня обратимся к рассказу, который называется “Васюткино озеро”. Попробуем представить, о чем говорит название произведения.

Ребята обсуждают внутри группы и высказывают свои предположения (можно записать на доске).

Следующее предположение делают после того, как узнали имя автора. Первый прием, или фаза – “гроздья мысли”. Возможные ответы ребят:

– автобиографичный рассказ,
– рассказ о природе,
– о рыбной ловле,
– о преодолении трудностей.

Второй этап. “Освоение материала” (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление). Выразительное чтение фрагментов. Чтение на уроке части произведения, или его отдельных фрагментов, содержащих завязку, пробуждает в учащихся желание познакомиться с героями и с произведением в целом. На данном этапе используется метод активного чтения. Метод “Чтение с остановками” выглядит так:

– Обсуждение названия произведения.
– Композиция произведения.
– Как будут развиваться события дальше?
– Лексическая и стилистическая работа.

Фрагмент 1 ,стр. 92–95

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно…вытаскивают рыбы по нескольку центнеров… мать ворчит по привычке…”

Задания для групп:

– Укажите ключевые слова и предложения, позволяющие понять основную мысль фрагмента.
– Озаглавьте данный эпизод
– Какие ожидания не оправдались? /минусами отмечаю на доске/.
– Расскажите о новых предположениях, которые возникают. О чем же пойдет речь далее? /наиболее интересные высказывания фиксируются на доске/

Лексическая и стилистическая работа:

холодная изморось, осетр, стерлядь, белая рыба,
были, небылицы, затеси, хилые березки, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак,
дожди вспучили реку, рассолодели от безделья, нету нынче фарту, рыба тучами ходила,
робеть, кочевать, осенняя путина, переметы.

Фрагмент 2, стр. 95-97

“Когда Васютка с ружьем на плече…тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу”.

Ребята анализируют поведение Васютки.

Кратко анализируем этот эпизод:

называем тему, характеризуем Васютку, выясняем роль этого фрагмента для всего хода повествования.

Работаем над ключевыми словами, исследовательская работа проводится в группах./мать – матери, хлеб – краюшка, затеси – пометы – зарубки, дорога – тропинка/

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
– О каких таежных законах говорится во втором фрагменте?
– Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
– Дальнейшее развитие событий.

Здесь можно использовать такой прием как “Дерево предсказаний”, который проводится по группам.

Фрагмент 3, стр. 97-99

“Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало…думая о своей удаче, Васютка, счастливый шел по лесу”.
– Проанализируйте действия и чувства Васютки.
– Что помогло мальчику во время охоты?
– Выскажите новые предположения о развитии сюжета. Продолжаем работать с “Деревом..”, появляются новые веточки.

Фрагмент 4, стр.99-100

“Вдруг он спохватился: где же затеси?..Да ведь он заблудился!”

– Кого винит Васютка в создавшемся положении?
– Как меняется настроение мальчика?
– Анализ последнего абзаца./работа в группах/
– Ваши предположения о дальнейших событиях.

Фрагмент 5, стр.100-102

“Открытие было настолько простым и потрясающим……Живем!”

Обучение составлению аналитического комментария.

Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

1. Открытие Васютки. 1. Как и любой ребенок Васютка испугался.
2. Его охватило отчаяние. 2. Вначале природа пугала его.
3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик. 3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние.
4. Васютка разжег костер 4. У костра он вел себя как взрослый охотник
5. Как мальчик приготовил себе еду? 5. Когда он готовил ужин, он оценил наставления матери о хлебе.
6. “Живем!” 6. Мальчик понял, что не пропадет.

Теперь пора перейти к третьей фазе, которая в этой технологии называется “Рефлексия” (размышление).

– Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?
– Какие черты характера обнаружились в мальчике?

На данном этапе уместно использовать такой прием технологии развития критического мышления для творческого самовыражения как короткое литературное произведение, характеризующее предмет, тему, т.е. синквейн.

Домашнее задание. Дописать комментарий.

Работа с листами на печатной основе “Человек и природа в рассказе”.

Индивидуальное задание: составление словаря по тексту произведения;

Составление “Опросного листа”.

Приложение 1, Приложение 2