Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе на тему "Зона лесов" (по учебнику А.А. Вахрушева "Мир и человек. Земля. Части света")

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

  • познакомить с географическим положением зоны лесов;
  • обобщить знания детей о животных и растениях леса;
  • расширять и углублять знания детей о значении леса в жизни человека;
  • развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства;
  • формировать устойчивый интерес учащихся к изучению природы родного края;
  • развивать речь, логическое мышление, умение решать задачи проблемного характера;
  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников и использовать для выполнения проекта;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки второклассников;
  • воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование: карта природных зон, презентация “Какие бывают леса?”, презентация “Обитатели леса”, запись голосов птиц и животных, таблички с вопросами, схема и презентация “Этажи леса”, ребус “ДЯТЕЛ”, схема и презентация “Значение леса в жизни человека”, презентация “Лекарственные растения”, гербарий мха – сфагнума, схематичное изображение правил поведения в лесу, презентация “Красная книга”, заранее подготовленные детьми страницы альбома “Зона лесов”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас.

– Представьте, что на вас льёт солнышко свои тёплые лучики. Дарит их маме, папе, всем людям, всем животным и растениям. Возьмём их с собой на урок.

II. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.

1). Географическая пятиминутка.

– Покажите на карте части света. (Европа, Америка, Азия, Австралия, Африка, Антарктида).

– Какие материки вы знаете? Покажите их на карте. (Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).

– Покажите на карте моря:

в Европе – Баренцево море, Средиземное море, Чёрное море, Балтийское море;

в Азии – Карское море, море Лаптевых, Охотское море, Берингово море.

– Вспомните, какие климатические пояса вы знаете. Покажите их на карте. (Жаркий пояс – падает больше всего солнечных лучей и летом и зимой, там всегда жарко; холодный пояс – падает меньше всего солнечных лучей, там холодно; умеренный пояс – летом тепло, а зимой холодно.)

– С изменением климата меняются и природные зоны. С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем уроке? (Тундра.)

2). Графический диктант “Тундра” (условные обозначения – ДА, НЕТ).

– Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

– В тундре ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности.

– Главное занятие тундры – оленеводство.

– Растения тундры высокие с мощными корнями и широкими листьями.

– К тундровым растениям относятся карликовая ива, мох-ягель, черника.

– В тундре обитают тюлени, моржи, киты.

– Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

III. Работа над новым материалом.

1). Сообщение темы и целей урока.

(Учитель читает под запись голосов птиц стихотворение С.Смирнова.)

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!

– О каком храме пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Зона лесов.)

– Зона лесов занимает больше половины территории России. На карте она тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. И сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по лесной зоне. Предлагается следующий план работы:

  • Какие бывают леса? Этажи леса.
  • Обитатели леса.
  • Значение леса в жизни людей.
  • Правила поведения в лесу.
  • Представители “Книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений”.

Зона лесов полна тайн и загадок.

(Ученики читают стихотворение, поднимая таблички с вопросами.)

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “ПОЧЕМУ?” меж деревьев мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
“ЧТО?” мышкой шныряет под листьями в норах,
“КТО?” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “ОТЧЕГО?” на зелёном листке,
“КУДА?” полетело верхом на жуке,
“ЗАЧЕМ?” вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.

– Каждый из вас сегодня на уроке будет моим помощником. Работая в группах, вы уже многое узнали об этой удивительной зоне и готовы поделиться своими знаниями с остальными ребятами. Каждая группа подготовила свою страничку альбома “Лесная зона”. К концу урока мы составим альбом, которым могут воспользоваться ребята других классов при изучении зоны лесов.

2). Какие бывают леса? Этажи леса.

– На вопросы: “Какие бывают леса? Сколько этажей в лесном “доме”?” искала ответы первая группа (выступление ребят сопровождается демонстрацией ПРЕЗЕНТАЦИИ “КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?” – ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

1 ученик.

– Отгадайте загадки.
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)

А знаете ли вы, что из древесины ели изготавливают бумагу. Ель используется в строительстве. Еловая древесина – незаменимый материал для изготовления некоторых музыкальных инструментов.

2 ученик.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна.)

А знаете ли вы, что сосна богата витамином С. Известно, что в 1535 году французский мореплаватель Ж.Картье исследовал берега Канады. В пути погибло 25 человек команды, а 100 человек болели цингой. От местных жителей – индейцев – моряки узнали, что болезнь можно вылечить. Для этого нужно пить настой сосновой хвои. Лекарство индейцев помогло – моряки вылечились от цинги.

3 ученик.

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Отпадают те иголки. (Лиственница.)

– Ель, сосна, лиственница – это какие деревья? (Хвойные.)

– Если в лесу растут ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, то это ХВОЙНЫЙ ЛЕС или ТАЙГА.

4 ученик.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза.)

А знаете ли вы, что берёза – единственное дерево в мире с белой корой. Раньше избы освещали лучиной, а лучину делали из берёзы. Из бересты делали туески, в которых носили воду, квас. Древесину берёзы используют в строительстве: из неё делают мебель.

1 ученик.

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

А знаете ли вы, что римляне и греки так любили это дерево, что веником из дубовых ветвей награждали самых смелых, а ветвь дуба означала могущество. Самый молодой знаменитый дуб растёт в Москве, в Кремле. Его посадили 14 апреля 1961 года в память о первом полёте человека в космос. Дуб так и называется “Космос”.

2 ученик.

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

А знаете ли вы, что липовый мёд ценится выше всех других сортов. Считается, что это прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.

– Берёза, дуб, липа – это какие деревья? (Лиственные.)

– Если в лесу растут берёза, дуб, липа, клён, осина, то это ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС.

-Как вы думаете, а как называются леса, в которых растут и хвойные и лиственные деревья? (СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.)

– Итак, какие бывают леса?

3 ученик.

– Как в любом доме, в “лесном доме” тоже есть этажи.

(Дети сопровождают свой рассказ составлением схемы – ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и демонстрацией ПРЕЗЕНТАЦИИ “ЭТАЖИ ЛЕСА” – ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

Деревья занимают четвёртый этаж “лесного дома” – первый ярус. Им для жизни нужно много света и тепла.

Кустарники занимают третий этаж “лесного дома” – второй ярус. Это смородина, калина, карликовые кустарники – голубика, брусника, черника и т.д.

4 ученик.

Травы и цветы занимают второй этаж – третий ярус. В ярусе трав живут ещё одни представители. Отгадайте их:

Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб.)

1 ученик.

Оказывается грибы – это не растения. Это особая группа живых существ – царство грибов. Грибы могут заменить мясо. По своей питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны. Есть такой гриб, который может съесть дом. Это домовой гриб, который разрушает древесину. А во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсёстры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.

2 ученик.

Опасайтесь несъедобных, ядовитых грибов. Учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. Не портите ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

3 ученик.

Четвёртый ярус – мхи, лишайники. Наши леса богаты мхом – сфагнумом (гербарий). Сфагновые болота являются не только источниками торфа, но и резервуарами пресной воды. Впитывая в себя, как губка, летние и зимние осадки, болота отдают их в течение года почве и вытекающим из них ручейкам – источникам великих рек.

4 ученик.

Во всяком “лесном доме” есть ещё что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.

- Итак, назовите этажи “лесного дома”?

(Дети прикрепляют на доске заранее подготовленную страницу альбома “Какие бывают леса?” – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

3). Обитатели леса.

– Без чего мы ещё не можем представить себе лес? (Без животных.)

– Лес – большой друг не только человеку, но и животным. Для них он и дом, и кормилец. О некоторых обитателях леса нам расскажет вторая группа (выступление ребят сопровождается демонстрацией ПРЕЗЕНТАЦИИ “ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА” – ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

1 ученик.

– В руках у нас письма. Мы предлагаем вам узнать их авторов.

Детёнышей у меня бывает не больше двух. Вход в своё жилище я делаю с южной стороны. Питаюсь жуками, личинками, корнями различных растений. Разоряю муравейники. Я – очень сильный зверь. Считаюсь хозяином леса. (Медведь.)

2 ученик.

Слух у меня отличный. За много метров слышу, как под снегом пищит мышь или полёвка. Зайцы часто убегают от меня, так как бегают быстрее. Зверь я – очень умный и очень красивый. (Лиса.)

3 ученик.

Я выхожу на охоту ночью. Питаюсь червями, жуками, мышами, гадюками, яд которых на меня не действует. Обоняние развито хорошо, но вижу я неважно. (Ёж.)

4 ученик.

Я – очень резвый зверёк. Ем абсолютно всё: червей, жуков, личинок, ящериц, грызунов. Жилище строю не одно. Мои длинные задние ноги дают мне такой толчок, что я перелетаю расстояние до 10 метров. Детёнышей у меня бывает от 3 до 10. (Белка.)

1 ученик.

– А это о ком речь?

В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий
Целый день хлопочет.
Кто они, откуда,
Чьи льются чёрные ручьи?
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)

2 ученик.

А знаете ли вы, что наука изучающая жизнь муравьёв, называется “МИРМЕКОЛОГИЯ”. Среди муравьёв есть карлики и великаны. Великаны-муравьи имеют длину тела до 4 сантиметров, муравьи-лилипуты – 2-3 миллиметра. Муравьи живут семьёй. В семье есть родоначальница – царица. Она живёт в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи – няньки, ухаживают за ней. Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь.

В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи – солдаты. Их обязанность – защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьёв одного вида на колонию муравьёв другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьёв – челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота. Она обжигает кожу противника и парализует его. Муравьиная кислота используется при изготовлении лекарств.

3 ученик.

– Отгадайте ребус. (Дятел.)

Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Дятел прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить.

4 ученик.

– Итак, каких обитателей леса вы можете назвать?

(Дети прикрепляют на доске заранее подготовленную страницу альбома “Обитатели леса” – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

4). Физминутка “Медвежата”.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так,
(Круговые движения головой вправо-влево.)
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
(Пружинистые сгибания и разгибания рук.)
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
(Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
(Наклоны вперёд, руки внизу.)
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
(Присядка. Прыжки на одной ноге.)
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так,
(Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.)
К солнцу лапы поднимали.

5). Значение леса в жизни людей.

– Каково значение леса в жизни людей расскажет нам третья группа.

1 ученик.

Растения выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают газ. Лес очищает воздух от пыли. Значит, ЛЕС – ЛЁГКИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

2 ученик.

Там, где растёт лес, не мелеют реки, он питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни не дают почвам разрушаться. Значит, ЛЕС – ЗАЩИТНИК ВОДОЁМОВ, ПОЧВ.

3 ученик.

В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть родниковая вода. Значит, ЛЕС – ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ.

4 ученик.

Человек в лесу заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом. Значит, ЛЕС – ЭТО ИСТОЧНИК ТОПЛИВА.

1 ученик.

Из древесины делают различные изделия. Например: столы, шкафы, карандаши, тетради, учебники. Значит, ЛЕС – ЭТО ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ.

2 ученик.

В лесу растут разные растения, живут всякие животные. Значит, ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ.

3 ученик.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растенья
Знаем мы без исключенья.

4 ученик.

К обработанной ранке хорошо приложить лист подорожника, лопуха, цветок василька синего, тысячелистника. (Выступление ребят сопровождается демонстрацией ПРЕЗЕНТАЦИИ “ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ” – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.)

1 ученик.

Масло из цветов зверобоя успешно помогает заживлению ран. Казахи зверобой называют “джерамбай”, что означает – “целитель ран”.

2 ученик.

Бородавки, веснушки выводят соком одуванчика.

3 ученик.

Кашель лечат листья мать-и-мачехи.

4 ученик.

Усиливают аппетит горькие травы. Например, одуванчик.

1 ученик.

Простудные заболевания лечит ромашка аптечная.

2 ученик.

Болезни сердца лечат ландыш, валериана.

3 ученик.

Как видите, каждый цветок, травка обладают чудодейственной силой, помогают бороться с недугами. Значит, ЛЕС – ЭТО АПТЕКА.

4 ученик.

В лесу человек отдыхает, потому что нет ничего милее дышать здесь свежим воздухом. Значит, ЛЕС – ЭТО МЕСТО ОТДЫХА.

1 ученик.

И, наконец, ЛЕС – ЭТО КРАСОТА.

2 ученик.

– Итак, прочитайте схему значения леса в жизни человека.

(Дети прикрепляют на доске подготовленную заранее страницу альбома “Значение леса в жизни человека” – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

6). Правила поведения в лесу.

– О правилах поведения в лесу расскажет четвёртая группа.

1 ученик.

Вы уже убедились, что лес для человека играет важную роль. А всегда ли мы помним об этом? Всегда ли бережно относимся к нему?

2 ученик.

Мы предлагаем вам на рисунках найти ошибки, которые совершили туристы во время похода (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.)

3 ученик.

Лес часто просит нас о помощи, но мы не слышим этого. Давайте сейчас вспомним правила поведения в лесу (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). (Дети показывают знак, а ребята ищут в классе правила поведения и читают их:

  • Не шуми в лесу.
  • Не ломай ветвей деревьев и кустарников.
  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • Не лови диких животных и не уноси их домой.
  • Не пускай гулять свою собаку в лесу весной.
  • Не повреждай коры деревьев.
  • Не оставляй в лесу мусора.
  • Не рви в лесу, на лугу цветов.
  • Не разводи костёр один, без старших. Тщательно выбирай место для костра, чтобы ничего вокруг не могло загореться. Нельзя разводить костёр без надобности, а только для приготовления еды или для того, чтобы обогреться. Разводить костёр нужно на старом кострище или сначала снять дёрн, а после положить его на старое место. Уходя, залить или засыпать костёр.
  • Не разоряй птичьи гнёзда.
  • Не разоряй муравейники.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  • В лесу старайся ходить по тропинкам.
  • Не сбивай грибы, даже старые и несъедобные. Срезай грибы ножиком. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.)

(Дети прикрепляют на доске заранее подготовленную страницу альбома “Правила поведения в лесу” – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

7). Представители “Книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений”.

– Ребята, а знаете ли вы, что такое Красная книга?

– Полностью она называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений”. Её обложка красного цвета. И цвет этот выбран не случайно. Ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Надо их охранять, оберегать и помогать им. Пятая группа нам назовёт некоторых представителей этой книги. (Выступление ребят сопровождается демонстрацией ПРЕЗЕНТАЦИИ “КРАСНАЯ КНИГА” – ПРИЛОЖЕНИЕ 9.)

1 ученик.

Амурский тигр – очень крупный хищник, по своим размерам уступающий только бурому и белому медведям. Длина его тела – более 3 метров, масса – около 350 килограммов. У животного очень красивая густая длинная блестящая полосатая шерсть, мощные острые клыки длиной от 4 до 5 сантиметров. Зверь выносливый, сильный и в то же время изящный пластичный.

Тигрица рождает обычно от 2 до 4 детёнышей. Малыши появляются на свет слепыми и совершенно беспомощными. С самого рождения тигрята одеты в такие же тёплые полосатые шубки, как и их родители. Амурский тигр охотится на кабанов, пятнистых оленей, косуль и даже иногда на бурых медведей.

У нас охота на амурского тигра полностью запрещена с 1947 года.

2 ученик.

Зубр – могучее гордое лесное животное массой до 1 тонны. Длина его тела составляет 2,5 – 3 метра. Голова у зубра большая, тяжёлая, с острыми рогами.

Самка рождает одного детёныша. Масса зубрёнка составляет чуть больше 20 килограммов. Буквально через час малыш уже сам стоит на ногах и ещё через час послушно следует за зубрицей. До полугода заботливая мама кормит его молоком. В природе зубры живут около 30 лет.

3 ученик.

Красный волк – очень редкий зверь не только в России, но и во всём мире. Внешне этот хищник больше похож на лисицу, нежели на волка. Кстати, в Китае его так и называют: собакоголовая лисица. У красного волка длинная рыже-красная шерсть, очень пушистый хвост, из ушей торчат пучки белёсых волос. Масса тела – более 15 кг.

Хищник прекрасно плавает, с лёгкостью преодолевает довольно широкие холодные реки. Кроме того, он отличный прыгун. У него очень острый слух.

Волчица рождает обычно от 3 до 4 детёнышей. Волчата появляются на свет слепыми, покрытыми мягкой шёрсткой пепельного цвета. Первые 6 месяцев родители заботливо ухаживают за малышами, а по истечении этого срока начинают вести самостоятельную жизнь.

Питаются красные волки в основном копытными животными.

4 ученик.

Ландыш Кейске – очень красивое растение. Растение имеет тонкое ползучее корневище. Почти в самом низу стебля расположены 2-3 листа овальной формы. Цветки белые, с приятным тонким запахом, собраны в кисти. Плоды – ягоды алого цвета. Цветёт в июне – июле. Излюбленные места обитания – осиновые и берёзовые леса. Кроме ландыша Кейске, в Европе и на Кавказе встречается ландыш майский. Но будьте осторожны! Этот красивый нежный цветок ядовит, особенно его красные сочные ягоды. При отравлении ими возникают рвота, боли в животе, кружится голова.

(Дети прикрепляют на доске заранее подготовленную страницу альбома “Красная книга” – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

IV. Итог урока.

– Вот и закончилось наше знакомство с зоной лесов. Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты мы сумели раскрыть?

– Вы сегодня показали себя настоящими знатоками природы. Я оценила вашу работу сегодня на “отлично”. Благодаря вам у нас оформлен целый альбом “Зона лесов”, которым могут пользоваться ученики других классов. (В заключение дети читают стихотворение.

Вы увидели, друзья,
Ждут в лесу нас чудеса.
Песни птиц и шёпот листьев
И зверюшек голоса.
По тропинкам аккуратней:
Вдруг раздавишь муравья,
Он спешит своей дорогой,
Пропадать ему нельзя!
Он в работе весь, трудяга,
И у каждого “жильца”
Леса славного, поверьте,
Есть “профессия” своя.
Ты любуйся, изучай,
Но работе не мешай!
Здесь ты – гость и их порядок
Будь уж добр, не нарушай!
Слушай песни, разговоры
Всех зверей и птиц знакомых,
Ты прислушивайся к ним
Мы ж в кругу со всем живым!
Если больно станет лесу,
Боль дойдёт и до тебя,
Не губи его, дружочек,
Он живой, в нём есть душа!)

Используемая литература.

  1. М.А.Коренева. Экологический КВН “Общий язык у детей и зверят”. / Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №6, 2005г.
  2. Е.В.Стеблянова. Земля и её обитатели. / Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №6, 2005г.
  3. Л.К.Щепелёва. Зов джунглей. / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №6, 1999г.
  4. Т.В.Актаева. Звёздный час “На лесной опушке…”. / Газета для педагогов начальной школы “Педагогическое творчество”, №12, 2008г.
  5. Т.А.Елистратова. Какие деревья растут в лесу? / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №3, 1996г.
  6. Н.В.Андриянова. Экологическая тревога. / Газета для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №3, 2001г.
  7. В.А.Халилулина. КВН “Русский лес”. / Журнал для педагогов начальной школы “ПедСовет”, №6, 1999г.
  8. Н.Г.Багрова. Классный час на тему: “Травы, травы, травы…”. / Газета для учителей начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №4, 2000г.
  9. М.А.Дмитриева. “Лесная мозаика”. / Газета для педагогов начальной школы “Педагогическое творчество”, №3, 2002г.
  10. И.А.Зацаринская. Боль природы. / Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов “Досуг в школе”, №6, 2005г.
  11. Ж.Черкашина. Путешествие по природным зонам нашей Родины. / Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, №12, 2005г.
  12. О.Д.Ушакова. Красная книга России. Животные. Словарь-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2008г.
  13. О.Д.Ушакова. Красная книга России. Растения. Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2008г.
  14. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др.. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  15. С.А.Агафонова. Урок-дискуссия “Природа и человек. Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека”. Интегрированный урок. – Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 2. – М.: ИД “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2008г.

11.01.2010