Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией с подключением упражнений на иппликаторе Кузнецова

Разделы: Логопедия


Очень часто в нашей логопедической практике встречаются дети, имеющие стертую дизартрию. Основные показатели при стертой дизартрии: невнятная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л.В. Лопатина). Поэтому дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации всех авторов, мы решили использовать следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры (10 модулей), где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем его автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизации звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

По мнению Е.Ф. Архиповой, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.

Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук . Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка. (Извлечения из описания изобретения к патенту РФ №2092150, 1997 г.)

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочниская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и эфферентные основы речи.

Поэтому, опираясь на рекомендации Е.Ф.Архиповой по преодолению стертой дизартрии у детей через использование иппликатора Кузнецова, мы разработали индивидуальные занятия . Практическая новизна нашей работы заключается в том, что мы систематизировали словарный и лексический материал в соответствии с 10 модулями по автоматизации поставленного звука.

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, специально подготовленный иппликатор Кузнецова < рис. 1>, символы для обозначения гласных звуков < приложение 1>

Ход занятия

Организационный момент с психотерапией.

Общее расслабление.

Массаж лица и дифференцированный массаж языка.

Развитие артикуляционной моторики.

4 комплекс упражнений для “Л” (альвеолярная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

Упражнение 1. “Забор”.

Цель; подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм) . Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать по счет до 5.

Упражнение 2. “Окно”

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения “Забор” медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. “Мост”.

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения “Забор” выполнить упражнение “Окно”. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный па ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Упражнение 4. “ Лопата”.

Цели: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост”. Из положении языка “Мост” выдвинуть язык па нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. “Пароход”.

Методические рекомендации: из положения упражнения “Окно” произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхнем губы (упражнение “Вкусное варенье”). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 17. “Пароход гудит”.

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение “Пароход”. Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог “ла”. Повторить 3-4 раза.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)

“Как гудит пароход?”

“ Как летит самолет?”

Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова). < рис. 2>

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.

  1. Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значения символов < приложение 1.>
  2. Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного

О

0

О

b.gif (1142 bytes)

c.gif (1088 bytes)

Изолированное произнесение Л-А

Л-0

Л-У

Л-И

Л-Ы

Л-Э

Участие пальцев 1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.

Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение Л-А

Л-0

Л-У

Л-И

Л-Ы

Л-Э

Участие пальцев 1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение Л-А

Л-0

Л-У

Л-И(при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно)

Л-Ы

Л-Э

В словах Лаз, лак, лапа, лавка, лампа, ласточка, ландыш, лавина, лапша и т.д.

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь и т.д.

Лук, луч, лужок, лужа, лунка, луна, лука, лужайка, лукошко и т.д.

Лиза, лист, липа, ливень, лицо, лимон и т.д.

Лыко, лыжи, лыжник и т.д.  
В словосочетаниях Одна лапа, много ласточек, ласковый май и т.д.

Одна лодка, много ложек, большая лошадь и т.д.

Зеленый лужок, осенняя лужа, яркая луна и т.д.

Лисий хвост, лить воду, осенний лист и т.д.

Лыковые лапти, лысый дедушка и т.д.  
В предложениях Лада купила ландыши. Ласточка свила гнездо. Лавка стоит в саду. У кошки лапки мягкие. У Лады ножка болит.

У Наты локоток болит. Лошадь лапти покупает. Дети едут на лошади. Дети катались на лодке. Дочка Лола заболела.

Луша кушает кашу. Луна в небе. Вышли дети на лужок. Паша кушает лук. Луша сажала луковицы в лунку.

Лида качает лялю. Лимон как лимон. Лиза сидит под липой. Лилии для Лилии. Лист упал. У Лиды линзы. Лифт едет вниз.

Лыжник едет на лыжах. Лыжи лежат на полу.  

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Игра “Посчитай-ка от 1 до 10” -ласточка, лодка, лужа, лыжа.

Игра в мяч “Закончи слова”

Ла-….., Лу-….., Лы-….., Ло-…..

Домашнее задание.

Игра “Вспомни, назови слова со звуком Л в начале слова. Придумай с ними предложения.”

Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии.

Тема: “Автоматизация звука Л в обратном слоге.”

Цели: см. выше.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, специально подготовленный иппликатор Кузнецова , символы для обозначения гласных звуков .

Ход занятия

Организационный момент с психотерапией.

Общее расслабление.

Массаж лица и дифференцированный массаж языка.

Развитие артикуляционной моторики.

4 комплекс упражнений для “Л” (альвеолярная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)- повторение.

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)

“Как гудит пароход?”

“ Как клокочет индюк?”

Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова).

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.

  1. Отдельное произнесение: Г… С (Г — гласный, С — согласный, который автоматизируют). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “А- Л, О- Л, У- Л, И- Л,Ы- Л”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значения символов (см. Приложение 1)
  2. Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного

О

0

О

Изолированное произнесение А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

Участие пальцев 1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

ГС слитно ( Г — гласный, С — согласный). Обратный слог.

Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и] , [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

Участие пальцев 1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

В словах Бал, зал, дал, жал, вал, мал, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал и т.д. Вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол и т.д. Гул, дул, стул, аул, тянул, уснул, потяну, ущипнул и т.д. Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д. Был, выл, ныл, мыл, забыл, завыл и т.д. Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел и т.д.
В словосочетаниях Актовый зал

Новогодний бал и т.д.

Удачный гол, обеденный стол и т.д. Удобный стул и т.д. Купил в магазине, гостил у бабушки и т.д. Был в лесу, мыл руки, забыл дома и т.д. Белый мел, хорошо пел, хотел есть, сильно свистел и т.д.
В предложениях Петя мал. Ваня побежал к маме. Ваня взял книгу. Сеня поймал мяч. Кот спал на окне. Петя днем не спал. Пенал упал на пол. Ваня забил гол. Папа пошел на футбол. Там забили гол. Олег пол подмел. Стул стоит у окна. Стул упал на пол. Подул сильный ветер. Петя обул сапоги. Михаил коня напоил. Кот ловил мышей. Нил поехал на футбол. Михаил купил коня. Папа купил конфет. Ваня забыл книгу дома. Я помыл пол. Волк громко завыл. У нас суп остыл. У Вани был конь. Петя сел на коня. Павел увидел собаку. Дятел долбил дупло. Павел сел на стул. Павел видел льва. Павел суп не ел.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Игра “Вспомни, назови слова со звуком Л в конце слова. Придумай с ними предложения.”

Игра “Я покажу, ты повтори и скажи, что ты уже сделал(а)”. Помни про Л в конце слова.

Я встаю- я встал, я сажусь- я сел, я ставлю- я поставил, я поднимаю- я поднял….

Игра “Доскажи словечко”

Павел ходил купаться на … (канал). Павел любит …(футбол). Больному сделали ….(укол). Павел сел за …(стол). Павел яму … (копал). Павел сено на возу …(возил). На поляне пасется …(козел).

Домашнее задание.

Выучи скороговорку
Ал- ал- ал- пенал на пол упал,
Ол-ол-ол- пенал упал на стол,
Ул-ул-ул- пенал упал на стул,
Ыл-ыл-ыл- Павел пенал забыл.

Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии.

Используемая литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб, 1995.
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Л у дошкольников. -М., 2001.