Интегрированный урок-закрепление в 7-м классе на тему "Запятая между простыми предложениями в союзном предложении"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  1. Формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
  2. Развитие образного и логического мышления и речи; чувства языка, языковой памяти и речевого слуха; творческих способностей.
  3. Воспитание любви к родному языку, приветствие интереса к его познанию.

Оборудование:

  • таблица “Сложные предложения”;
  • репродукции картин;
  • печатные листы с заданиями;
  • толковый словарь Ожегова;
  • индивидуальные карточки;
  • магнитофон и кассета.

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Вступительное слово учителя
  3. - Сегодня на уроке мы повторим сведения о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, союзах, используемых в них, а также будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

    А говорить и писать мы будем сегодня о весне. Этому времени года посвятили свои произведения и русские писатели, и композиторы, и живописцы.

    Постараемся увидеть, почувствовать, как удается им творить чудеса.

  4. Фронтальная беседа по правилам. Повторение изученного материала (таблица на доске).
    1. Что такое сложное предложение?
    2. Каковы признаки различения простых и сложных предложений?
    3. На какие группы делятся сложные предложения?
    4. Какие союзы используем в сложносочиненном предложении? Расскажите о них.
    5. Какие в сложноподчиненном? Расскажите о них.
    6. Какой знак препинания мы ставим между простыми предложениями в составе сложного? Роль этого знака препинания.
  1. Работа по теме
  2. (По карточке у доски работает ученик)

    Весе…ие воды.
    Ещ…(в) п…лях б…леет снег
    А воды уж(?) весной шумят
    Б…гут и будят со(н,нн)ый брег
    Б…гут и блещут и гласят…
    Они гласят (во) все концы
    Весна идет весна идет
    Мы м…лодой весны гонцы
    Она нас выслала (в)перед.

    Задание: 1. Вставить орфограммы, объяснить.

    2. Расставить знаки препинания, объяснить.

    3. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. Дать характеристику.

    1. Анализ стихотворения

    - Выразительно прочитаем отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева “Весенние воды”.

    - О чем стихотворения? (о весне, весенних водах)

    - Какие слова передают настроение автора (шумят, бегут, будят, блещут, гласят).

    - Что передают эти глаголы? (движение)

    - Найдите метафоры в тексте (идет, воды шумят, сонный брег, будят, гласят, гонцы)

    - Определите стиль речи (художественный) тип речи (описание)

    - С какой целью автор использует прямую речь? (подчеркивает силу голоса весны)

    - Найдите в тексте нераспространенные предложения.

    2. Словарная работа (по карточке на месте) Работа с толковым словарем Ожегова

    Задание. Определить лексическое значение слов:

    Брег – (берег) устарев.

    Гласят – содержать какое-либо утверждение.

    Гонцы (устар.) – человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

  3. Графический диктант

- Сейчас мы проверим, сможете ли вы на слух определить сложное предложение или простое. От этого зависит постановка запятой в предложении.

Только ли в сложносочиненном предложении используем сочинительные союзы? (нет, а также при однородных членах)

1 ученик у доски, остальные в тетрадях чертят схемы предложений

  1. Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
    1. [1) ], и [2) ].

  2. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто.
    1. то = , то =

  3. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
    1. [1) ], а [2) ].

  4. Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек деревьев, и от невидимой за садами реки.

о : и , и , и .

  1. Ручей волной гремучею
    Все ветки обдает и
    Вкрадчиво под кручею
    Ей песенки поет

= и =

Проверка выполненной работы.

Если вы согласны с тем, что на доске, поднимите руку.

  1. Литературная викторина
  2. - В поэзии весна издавна означала нечто большее, чем обычное время года. Она связана с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Вспомним эти стихотворения. Назовите автора и название стихотворения.

    1. Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.
    (С. Есенин “С добрым утром”)

    2. Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    (Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”)

    3. Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало.
    (А.А. Фет “Я пришел к тебе с приветом”)

    4. На солнце темный лес зардел,
    В долине пар белеет тонкий,
    И песню раннюю запел
    В лазури жаворонок звонкий.
    (В. А. Жуковский “Жаворонок”)

    5. Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    (А. С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)

    - А какие вы знаете стихотворения о весне?

    (чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского “Приход весны”)

  3. Самостоятельная работа
  4. (На печатных листах по два отрывка из стихотворений.)

    Задание по вариантам.

    I вариант – 1и 2 отрывки.

    Улыбнулись со(н,нн)ые березки,
    Ра…трепали ш…лковые косы.
    Ш…лестят зеленые сере…ки,
    И г…рят серебря(н, нн)ые росы.

    2. Люблю гр…зу (в)начале мая,
    Когда весе(н,нн)ий первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохоч…т в небе голубом.

    Задание: 1. Вставить пропущенные орфограммы.

    2. Расставить знаки препинания.

    3. Синтаксический разбор предложения.

    4. Разбор по составу: растрепали, березки.

    II вариант

    1. Я приш...л (к)тебе с приветом,

    Ра(с,сс)казать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затр…петало.

    2. На солнце темный лес зардел,

    В д…лине пар беле…т тонкий,

    И песню ра(н,нн)юю запел

    В лазур… жаворонок звонкий.

    Задание: 1. Вставить пропущенные орфограммы.

    2. Расставить знаки препинания.

    3. Синтаксический разбор предложения.

    4. Морфологический разбор: в лазур…

    Проверка.

  5. Творческая работа (на доске репродукции картин)
    1. – Весна вдохновляла не только поэтов, но и художников. Вы уже знакомы с картинами Саврасова, Левитана. А теперь рассмотрим репродукции неизвестных вам художников: Ромазина, Герасимова, Волкова, Бакшеева.
    2. Представим себя писателями и попробуем выразить свои чувства по приходу весны. Помогут вам в написании сочинения репродукции картин, а также музыка, которая будет играть.

      (Антонио Вивальди. Из цикла “Времена года” Весна)

      Наше сочинение-миниатюру назовем “Весна – “утро года””

      - Как вы понимаете заголовок?

    3. Написание сочинения (включаем магнитофон).
    4. Чтение 2-3 сочинений.
  1. Подведение итога урока
  2. - Что повторили на уроке?

    - Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного?

  3. Оценки за урок
  4. Домашнее задание: №325 §58 по учебнику Русский язык: Учебник для 7-го класса/Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2004.

19.01.2010