Для учителей начальной школы

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и совершенствовать вычислительные навыки.

2. Развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать

3. Воспитывать: интерес к математике, путем использования на уроке познавательного материала; патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: интегрированный (математика, окружающий мир)

Оборудование:

- Презентация (Приложение 1);

- Карта России, сделанная каждым учеником на уроке “Окружающий мир”;

- Картины, фотографии городов-героев: Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга;

- Карточка с задачами к уроку для каждого ученика;

- Картинка с изображением самолета.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по нашей стране.

-Как называется наша страна? (Россия)

-Побываем в 4 городах-героях России.

-Как вы думаете, почему мы решили побывать в городах-героях? (В этом году отмечается 65 лет Победы в ВОВ)

-Давайте посмотрим на карточки и подумаем, какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке? (Закрепим умения решать задачи и будем совершенствовать вычислительные навыки.)

2. Минутка чистописания

-Т. к. в нашем классе 27 человек, мы в полном составе отправимся в путешествие.

-Давайте запишем это число, чтобы нам не потеряться в путешествии и дадим характеристику этого числа. (Это число двузначное, в нем 2 десятка и 7 единиц, для записи этого числа нужно 2 клетки)

Дети записывают число 27 в тетради целую строчку, а 5 человек решают примеры по карточке:

28 - (10 - 2) 74 - (20 + 50) 13 – 8 + 7
36 - (20 + 10) 60 - (40 - 10) 16 – 7 + 8

3.Работа над темой урока (Геометрический материал).

- А сейчас нам необходимо определить маршрут путешествия, т. к. мы хотим побывать в 4 городах, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт и это будет самолет.

-Положите перед собой карту. (У каждого ученика есть карта России, сделанная на уроке “Окружающий мир”)

-На каком материке находится Россия? (Евразия)

Евразия - самый большой материк в мире.

-Отправимся мы из г. Самара, потом побываем в Волгограде, Москве и Санкт – Петербурге и вернемся опять в Самару.

-Найдите эти города на своих картах, проведите линии от Самары до Волгограда, от Волгограда до Москвы, от Москвы до Санкт - Петербурга и вернитесь в Самару.

-Представьте, что мы сейчас находимся в городе Самара.

-На какую фигуру похож маршрут? (четырехугольник)

-Какие четырёхугольники вы знаете?

-Что такое прямоугольник?

-Посмотрите в карточку задача №1:

1. (Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите периметр прямоугольника.)

-Чему равны стороны прямоугольника?

-Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см

-Почему я назвала размеры только двух сторон? (противоположные стороны равны)

-Найдите периметр прямоугольника. Что такое периметр?

-С этим заданием мы справились, значит, мы успешно долетим до города Волгограда.

Физкультурная минутка, зрительная гимнастика.

Решение текстовых задач.

-Мы прибыли в Волгоград, давайте на картах зеленой точкой отметим пункт остановки.

(Один ученик выходит к доске с сообщением о г. Волгограде)

Этому городу более 400 лет. Раньше город назывался Царицын, Сталинград, а с 1961г носит название Волгоград. С 1965г. Город – герой.

В городе во время ВОВ проходила одна из битв, которую назвали Сталинградской.

В честь победы в Сталинградской Битве на Мамаевом кургане почти 40 лет назад был создан памятник - ансамбль.

(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 1, 2, 3, 4)

-Волгоград – это город, который находится на юге Европейской части нашей страны. Во всех южных городах 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь. Сейчас мы об этом узнаем, решив задачу №2 (на сравнение)

2.(Летом, 22 июня, на юге нашей страны самый длинный день – 18 часов, а ночь продолжается всего 6 часов. На сколько часов день длиннее ночи?)

День – 18 ч.

Ночь – 6 ч.

18-6= на 12(ч.) день длиннее ночи.

Ответ: на 12 ч.

- Продолжаем наше путешествие и делаем остановку в городе – герое Москва.

(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды5, 6, 7, 8, 9)

(Ученик выходит к доске с сообщением о г. Москве)

Москва – столица нашей Родины. Городу – 850 лет.

Во время ВОВ немецкие войска подступили к городу, но были остановлены советскими войсками.

Москва и Кремль – эти два имени всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага, в старину Кремль был окружен рвом с водой, чтобы недруги не проникли в Кремль.

Задача № 3 (с косвенным вопросом.)

3.(В старину глубина рва Московского Кремля была 9 м, что на 20 м меньше его ширины. Какова ширина рва?)

Глубина – 9м, что на 20 м меньше

Ширина - ? м.

20 + 9 = 29(м) ширина.

Ответ: 29 м.

Физминутка, зрительная гимнастика

- Пока мы отдыхали, самолет доставил нас в г. Санкт-Петербург

До 1991 г. Город назывался Ленинград. Его основал Петр-1 более 300 лет назад.

(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 10,11, 12, 13, 14)

(Ученик выходит к доске с сообщением о г. Санкт-Петербурге)

В годы Вов, несмотря на голод и холод, город выдержал 900 дневную блокаду и отразил все атаки врага. В 1945 году городу присвоено звание города – героя. Сейчас – это один из красивейших городов мира.

Красивы улицы, здания, мосты, каналы. Особенно знамениты разводные мосты, Петропавловская крепость, Зимний дворец, ныне Эрмитаж.

(Рассматриваем фото Эрмитажа)

- Давайте устно составим задачу №4 по краткой записи и решим ее (на доске табличка)

(В это время 3 интегрированных ученика с ОВЗ по зрению решают задачу по карточке)

1 день – 32 ч.

2 день - ?, на 20 ч. больше.

32 + 20 = 52 (ч.) во 2 день.

Ответ: 52 ч.

4.(В одном зале Эрмитажа было 25 пейзажей, натюрмортов на 10 картин больше, чем пейзажей, а портретов на 5 меньше, чем натюрмортов. Сколько натюрмортов в одном зале Эрмитажа?)

Пейзажей- 25 к.

Натюрмортов - ?, на 10 к больше.

Портретов - ?, на 5 к. меньше.

  1. 25+10=35 (к) натюрмортов
  2. 35-5=30 (к) портретов

Ответ: 30 картин.

- Подходит к завершению путешествие и чтобы удачно долететь до Самары, в самолете нам приготовили еще одно, последнее задание (достаю из самолета карточки с задачей, где нужно исправить ошибки в решении).

5. (На экскурсию по городам России отправились 62 девочки, а мальчиков 30 человек. Сколько всего детей отправились на экскурсию?)

Девочек – 62 ч.

Мальчиков – 30 ч.

62 – 30 = 92 (ч.) всего.

Ответ: 92 человека.

(Дети исправляют ошибки)

4. Итог урока

- Мы замечательно справились со всеми заданиями, благополучно вернулись назад.

Самара не является городом-героем, но во времена ВОВ ее называли запасной столицей России. Глубоко под землей, в условиях строжайшей секретности, был построен бункер для главнокомандующего Сталина. Сейчас бункер рассекречен и открыт для посещения туристами

(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 15, 16, 17, 18, 19)

-Мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

Оценки.

5. Домашнее задание.

Составить задачу на сравнение.