Решение экологических проблем на уроках математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели:

  • продолжить работу по формированию умения решать задачи;
  • закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100, устанавливать связи между арифметическими действиями;
  • расширить знания учащихся о деревьях леса, кругозор детей, активизируя познавательный интерес;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, вычислительные навыки;
  • воспитывать интерес к математике, любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей.

Оборудование:

  • ПК;
  • презентация “Деревья в лесу”, электронная зрительная гимнастика. Приложение 2;
  • карточки с подбором примеров и задач “Деревья в лесу”. Приложение 1.

Тип урока: интегрированный (математика, окружающий мир)

Ход урока

  1. Организационный момент

Каждому ученику раздается карточка к уроку. Детям с нарушением зрения рекомендуется увеличить шрифт карточки.

Учитель:

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну “Экология”

-Ребята, а кто знает, что такое экология? Слайд № 1, 2, 3 Приложение 2

По-гречески “экос” - “дом”, “логос” - “наука”.

- Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для деревьев, цветов и грибов. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.

-А путь наш будет проходить через лес и по берегу реки.

Постановка темы и целей урока

Сегодня на уроке вас ожидают неожиданные приключения.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок,
И мы отправимся все вместе…
В лес, в гости на часок.

Учитель:

-Путешествовать по нему мы будем три урока и по берегу реки один урок математики, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, на этом уроке вы узнаете много нового о деревьях.

Но деревья – лишь часть леса. В лесу растут грибы и водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей и птиц – и лес не лес.

2. Закрепление пройденного материала.

2.1 Устный счёт.

Учитель:

- Итак, мы путешественники. Чтобы поход в лес был интересным и познавательным, мы должны расположить числа в порядке возрастания.

(На доске выставляются карточки с числами)

34, 95, 78, 13, 100, 10, 46, 33, 57

Игра “Собери рюкзак”

- Найти выражения, значение которых равно 36: (на обратной стороне каждой карточки с ответом 36 нарисованы все необходимые вещи для путешествия)

76 – 40 82 – 80 50 – 14 26 + 10
30 + 6 49 – 9 29 + 7 15 + 16

Учитель:

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Рюкзаки собраны. А теперь – в путь!

2.2 Решение задач

Поляна “Русская берёзка”.

Учитель:

- Попали мы с вами на поляну “Русская берёзка”. Слайд №4 Приложение 2

Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

А) Высота пятилетней берёзы 30 дм, а высота десятилетней берёзы 63 дм. Чему равна высота пятилетней берёзы и высота десятилетней берёзы вместе?

63 + 30 = 93 (дм) высота двух деревьев.

Ответ: 93 дм

-Дети, не ломайте березки и другие деревья, тогда они не будут болеть, и гибнуть, а будут радовать нас своей стройностью и величием.

- Посмотрите, на дереве висит “Жалоба”: “Мы, белоствольные берёзы, жалуемся на тех людей, которые губят нас, берут сок из дерева весной, и мы погибаем”. Слайд №5 Приложение 2

-Как вы думаете, почему погибают березки? (Ответы детей, итог подводит учитель)

Учитель:

-Если человек решил взять весной сок у берёзы, то он обязательно должен замазать ранку, чтобы дерево не болело. Слайд №6 Приложение 2

Поляна “Ясная”.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение “Дуб”)

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый … Слайд №7 Приложение 2

Учитель:

- На поляне “Ясная” нас встречает дуб-великан. Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и может прожить очень долго – 500 и более лет, если человек не навредит дереву. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.

-А кто из вас знает, как называются плоды дуба? (ответы детей)

Б) Три класса собирали желуди для посадки. Первый класс собрал 6 кг, второй класс на 4 кг больше первого, а третий класс на 2 кг меньше второго. Сколько кг желудей собрали три класса вместе?

(Один ученик решает задачу у доски с комментированием)

Учитель:

-Как вы думаете, для чего ребята собрали так много желудей? (ответы детей)( Некоторые желуди не прорастут. Ребята хотят посадить много маленьких дубков, чтобы озеленить город, чтобы воздух в городе стал чище)

Зрительная гимнастика. Физкультурная минутка. Слайд №8 Приложение 2

(Под песню “Листья желтые” падают с деревьев листья, дети следят глазами за ними.

Автор зрительной гимнастики: Галкина И.А)

Учитель:

-Посмотрите, какое удивительное дерево. Это – липа. Цветёт она в середине лета, когда остальные деревья отцветут. Несколько видов птиц посещают липу. Плохо липа переносит загрязнённость воздуха городских улиц. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет.

- Семена липы помогают человеку при простуде. Чай из них очень вкусный и полезный.

В) В городе посадили 100 лип. В парке высадили 37 деревьев. Остальные посадили на улицах города. Сколько лип посадили на улицах города? Слайд №9 Приложение 2

(Ученик решает задачу с места с комментированием, по усмотрению учителя нескольким ученикам можно дать индивидуальные карточки)

100 – 37 = 63 (л.) посадили на улицах города.

Ответ: 63 липы.

-Для чего сажают в городах деревья? (Ответы детей)

“На берегу водоема”.

Учитель:

- Мы с вами, ребята, оказались рядом с водоемом. Но с его обитателями мы познакомимся позже. А сейчас посмотрите, сколько здесь ив! Слайд №10 Приложение 2

- Ива очень любит берег реки. Она так и тянется к воде, склоняя в глубоком поклоне свои “плакучие ветви”. Эти ветки такие гибкие, что из них можно плести корзины. А ещё у ивы так легко отрастают корни, что ей ничего не стоит прижиться на новом месте. Иногда достаточно воткнуть во влажную землю ивовый прутик – и из него вырастет деревце. Поэтому ивами часто укрепляют берега рек.

Г) Для укрепления берега реки привезли 82 саженца ивы. До обеда посадили 37 саженцев. Сколько саженцев ивы осталось посадить, чтобы укрепить весь берег реки?

(Ученик решает задачу у доски, а дети у себя в тетрадях самостоятельно, потом класс проверяет решение)

Привезли – 82 с.

Посадили – 37 с.

Осталось – ? с.

82 – 37 = 45 (с.) осталось посадить.

Ответ: 45 саженцев.

Учитель:

- В нашем городе очень много заводов, воздух сильно загрязнен. Люди нашего города очень много труда вкладывают в озеленение городских улиц, чтобы мы с вами могли дышать свежим воздухом.

-Не ломайте деревья, не повреждайте кору дерева, берегите наши леса. Слайд №11 Приложение 2

-Как вы думаете, почему? (ответы детей, итог подводит учитель)

Учитель:

Они стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из воздуха вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди деревьев даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают воздух кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

3. Итог урока.

-Ребята, давайте, используя схему, подведем итог нашего урока:

Слайд №12 Приложение 2

Домашнее задание

-Составьте задачу о пользе деревьев, названия которых сегодня не прозвучали.