Логоритмическое занятие с детьми с нарушением речи по теме "Дикие животные"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Логопедия


Работая с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии и дизартрии, педагоги группы  принимают во внимание, что у детей с нарушением речи   наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию.

Задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. И педагогический процесс для детей с нарушением речи, опирающийся на средства логоритмики, наиболее эффективен, актуален.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые  и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаем конспект логоритмического  занятия по  теме: «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе.

Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Задачи:

  • Обучающие:
    • научить детей  выражать свои чувства и распознавать чувства других  через мимику, жесты, движения;
    • научить навыкам словообразования слов;
    • научить эмоционально-чувственному восприятию.
  • Развивающие:
    • развивать фонематическое  восприятие, слуховое внимание, дыхание, зрительную память;
    • развивать  речевые и мимические движения, общую и тонкую моторику;
    • развивать  мелодико-интонационную  и темпо-ритмическую стороны речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей доброжелательное отношение к  животным;
    • укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Оборудование: барабаны, бубен, мяч, игрушки - медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка.

Дети входят в зал  под марш бодрого характера, образуют круг. Легкий бег. Смена движений ходьбы и бега.

Инструкции педагогов

Действия детей

Логопед:

В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
И лесных зверей
Обязательно найдем.
Вот мы и пришли в лес.

 

Построение в пары. Перестроение из пар в линейку и наоборот.
Образуют круг.

Какие звери живут в лесу?

Покажите –
как лисёнок высматривает мышку,
голодного и злого волка,
проворную белочку,
свернувшегося в клубок ёжика.
Ёжик проснулся и запыхтел. Дыхательное упражнение.

Смотрите, а вон на дереве сидит белочка. Перепрыгивает с одного дерева на другое.

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку
Белка шишку уронила.
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка:
– На носу вскочила шишка!

Дети бросают мяч по кругу, вспоминая животных.

Дети изображают мимикой характерные черты животных.

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох. Дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Движение глаз влево-вправо., вверх-вниз.

Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении. Проговаривают последнюю строчку с разной интонацией. (Саша, Нина, Марина)

А как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д.
Покажем, как они ходят лесные звери.
Игра с мячом. Дети перекидывают мяч и называют детенышей.
На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»
Какие у нас замечательные зайки.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-там-там!

А как зайки стучат на барабанах?

Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та и т.д. (длительность меняется)

Дети воспроизводят его: стучат по сиденью стульчиков, хлопают и топают одновременно. 
Зайчата так развеселились, что разбудили медвежат.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так!
Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так!
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так!
А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так!
Посмотрите, какие на столике стоят игрушки.
А теперь закройте глазки. Какой игрушки не стало?
Дети выполняют движения
Переступают с ноги на ногу, вертят головой в разные стороны.
Идут вперевалочку, раскачиваются.
Идут вперевалочку, делают вид, что пьют воду.
Пляшут, высоко поднимая колени.
Дети называют, какую игрушку убрали.
Музыкант:

Слушание  музыки.

«Зайчик дразнит медвежонка» пьеса Д. Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении.
Какими звуками музыка изображает медвежонка? Зайчика?
Какой характер и  настроение у этой пьесы?
Пение «Про зайца». Музыка Н. Берестовой, слова Н. Рубцова.
«Медведь». Музыка Г. Портнова, слова В. Сусловой.
Проговаривание текста песен по две и  четыре строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков.
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
– Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, волк меня благодарил.
Четыре раза сгибать большой палец левой руки.
Четыре раза сгибать большой палец правой руки.
Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.
Четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.
Логопед: А как вы думаете, как благодарил волк?

Разговор Лисы и Зайца.
«Зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?»- «В лесу.
За-са-за-са, ты не съешь меня Лиса?»

Волк воет: «У-у-у-у-у-у» (Тихо, громко, с разной интонацией)

Проговаривают с вопросительной и утвердительной интонацией.

Игра «Лиса и зайцы»

Дети сидят на стульях по кругу («зайцы»). Вне круга ставиться стульчик (дом лисы). Дети закрывают глаза, логопед обходит круг и тот до кого он дотронется становиться «лисой». Далее дети три раза говорят сначала тихо, а потом громко:
Дети «зайцы» под музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а «лиса» их ловит.

 

«Хитрая лиса, где ты покажись,
хитрая лиса, поиграй с нами, покружись».
«Лиса» – «Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню; не отпущу».

Под марш спокойного характера дети уходят из зала.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005
  2. Рычкова Н.А.    «Логопедическая ритмика», «ГНОМ и Д», 2000
  3. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2007, стр. 56
  5. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2006, стр.65