Алфавитный подход к измерению информации

Разделы: Информатика


Информационные технологии позволяют создать уникальную атмосферу научности, наглядности и в тоже время простоты и доступности для изучения как теоретических, так и практических вопросов информатики. Изучение скучных, на первый взгляд, теоретических тем базового курса информатики, таких как "Информация. Свойства, виды, единицы измерения информации", "Измерение информации - алфавитный и содержательный подходы к измерению информации", "Количество информации и вероятность" можно превратить в увлекательнейшее занятие, используя мультимедийные презентации и программы, установленные на компьютере.

Предлагаю вашему вниманию урок по информатике, проведенный в 8-м и 9-м классах на тему "Алфавитный подход к измерению информации".

Итак, Тема: "Алфавитный подход к измерению информации"

Цели урока:

  • Закрепить и обобщить понятие "информация", полученное на предыдущем уроке.
  • Уметь классифицировать различные виды информации по способам представления, передачи и восприятия не только человеком, но и технической системой.
  • Различать виды и свойства информации.
  • Закрепить знание единиц измерения информации.
  • Освоить количественный подход к измерению информации.
  • Освоить понятия "алфавит", "мощность алфавита", "информационный вес символа", "информационный объём сообщения"
  • Научиться решать задачи на определение информационного объёма сообщения, составленного из символов некоторого алфавита

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютеры учащихся и учителя

Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint 2003, Калькулятор

ХОД УРОКА (СЦЕНАРИЙ)

Организационный момент

Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, "информационный процесс", "информационный кризис", "информационное общество", "информационная защита" и др. Мы попытались определить, что же такое "информация"? Что есть "информация" для человека, и что есть "информация" для технической системы, в частности для компьютера. Давайте коротко повторим-

  1. Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений, знаний?
  2. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?
  3. Каковы должны быть свойства информации, которую вы получаете на уроке?
  4. А какими свойствами должна обладать информация, распространяемая через Интернет?

Опрос сопровождается показом слайдов 1-2-3-4-5 Презентации 1 (идёт повторение)

Молодцы, всё вспомнили и понесём эти знания дальше.

Итак, информация измеряема. Каковы единицы измерения информации?

Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается показом слайдов 6,7 Презентации 1.

3. Новый материал

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации.

Демонстрация слайдов Презентации 2.

Показ слайдов сопровождается краткими комментариями учителя, содержание слайдов кратко конспектируется учениками.

Слайд 1 Учитель: Самые известные знаковые системы - это языки.

Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты)

Слайд 2 Учитель: Для техники - информация - это последовательность некоторых сигналов, доступных и понятных для приёма, передачи, преобразования. И это - язык техники.
Слайд 3 Учитель: Попробуем запомнить основные понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для решения различных задач.
Слайд 4 Учитель: Приведём примеры из нашей жизни.
Слайд 5 Учитель: Вот теперь, когда мы назвали вещи своими именами, попробуем усложниться и перейти от простого к сложному.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 6 Учитель: Коль скоро это так, то можно говорить об информационном объёме текста, составленного из символов некоторого алфавита.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 7 Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ!

Решим СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!

Ученики: решают, объясняя своё решение.

Учитель сверяет ответ с ответом слайда.

Слайд 8 Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!

Ученики: решают.

Слайд 9 Учитель: А это уже НЕ СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!!! На самом деле она тоже простая, только требует вашей внимательности при чтении условия!!!

Ученики решают.

Слайд 10 Учитель: И эта задача тоже простая!
Слайд 11 Если осталось время, то эти задачи можно решить прямо на уроке, используя, Калькулятор.

Учитель: А вот на дом я задам вам СОВСЕМ НЕПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ. Решить эти задачи вам поможет программа Калькулятор. Мы много раз ею пользовались. Вперёд!

Слайд 12 Проверяем ход решения и ответ
Слайд 13 Учитель: Жду ваших ответов и надеюсь - они будут верными! До следующего урока!

В работе использованы материалы базового курса информатики из учебника под редакцией И.Семакина, а также задачи из задачника - практикума к этому же учебнику.