Урок математики в 1-м классе с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Используемый УМК: “Школа–2000” - “Школа–2100”; учебник по математике для 1-го класса начальной школы автора Л.Г.Петерсон, разработанный в рамках программы “Школа 2000” под руководством доктора физико-математических наук, профессора, заведующего Отделом математического образования РАО Г.В.Дорофеева.

Цели урока:

обучающие: установить взаимосвязь между компонентами и результатами действия вычитания. Закреплять знание состава числа 9, навыки счёта в пределах числа 9, умение сравнивать выражения.

развивающие: развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь, умение делать выводы.

воспитывающие: воспитывать интерес к математике, трудолюбие, аккуратность, умение общаться и дружить.

Задачи урока: формирование навыков беглого счёта в пределах 10 через серию уроков по теме “Сложение – вычитание в пределах 10” с использованием интерактивного оборудования с целью повышения мотивации и эффективности обучения.

Оборудование: Учебник “Математика 1-й класс, часть 2” авт. Л.Г.Петерсон (с.24-25, урок 13), изображение “замка” (№1), набор магнитных цифр, индивидуальные наборы карточек с цифрами (у каждого ученика), интерактивная доска: “Hitachi”, StarBoard Software.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

Примечания

1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.  
2. Устный счёт. Работа с использованием интерактивной доски.

1. Устный счёт в пределах 10.

- Вычислите и покажите карточку с результатом!..

- Посмотрите на все ответы.

- Что заметили?

- В каком порядке можно расположить цифры?

- Расположите в порядке возрастания и отгадайте, кто пришёл к нам на урок.

- Давайте убедимся в нашей правоте.

(Учитель открывает следующий слайд)

- Что интересного знаете об этом животном?

2. Логическое задание.

- На дворе уже осень, становится холодно. Давайте подберём нашему гостю тёплую шапочку.

(Учитель открывает следующий слайд)

Путём логических рассуждений, дети выясняют, какой должна быть шапочка. Дети по очереди выходят и отражают выводы на доске: рисунок узора, цвет и форма помпона.

(Учитель открывает следующий слайд)

(Учитель открывает следующий слайд)

Открыть папку “Презентация”.

1-й слайд содержит числовые выражения, которые дети вычисляют устно. Результат каждого показывают карточкой с соответствующим ответу числом, после проверки один из учеников выходит и отражает результат на интерактивной доске в соответствующем “окошечке” на слайде. Если технические условия не позволяют отразить результат на интерактивной доске, эту работу можно заменить магнитной доской и карточками с магнитными цифрами.

На доске один из учеников составляет нужный порядок, подставляет буквы. Получается слово “крот”.

2-й слайд содержит изображение крота.

Интегрирование с уроком окружающего мира.

3-й слайд содержит таблицу с изображением шапочек.

4-й слайд содержит поощрение за работу (слово “молодцы”).

5-й слайд содержит приглашение к игре.

Работа с использованием интерактивной доски заканчивается во избежание нарушений требований санитарных норм и причинения вреда здоровью.

3. Физ.минутка. Ритмическая игра “Счёт тройками”

Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, “про себя”, одновременно выполняя под счёт движения. Вслух произносятся кратные числа 3 (3, 6, 9, 12, 15, 18…30). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочках).

1 - коснуться руками ног,

2 - хлопнуть в ладоши,

3 - прикоснуться ладонями друг к другу и сказать “три”,

4 - коснуться руками ног,

5 - хлопнуть в ладоши,

6 - прикоснуться ладонями друг к другу и сказать “шесть” и т.д.

 
4. “Открытие” детьми новых знаний.

а) Повторение изученного.

 

 

 

б) “Открытие” нового.

 

 

 

 

 

в) Первичное закрепление.

- Наш крот прорыл ход в замок. Хотите узнать, кто живёт в нём? Для этого нужно открыть учебник на с.24.

- Какое “действие” живёт в замке? (Вычитание)

- Как называются числа при вычитании?

- Давайте заселим всех жильцов.

8-1=7
    2 6
    3 8 и т.д.

- Что интересного заметили? (Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на “один”, а разность уменьшается на “один”)

- Можно заполнить столбик до конца, не вычисляя?

- Заселим жильцов во “второй подъезд”.

3-2=1
4      2
5      3 и т.д.

- Что интересного заметили сейчас?

(Уменьшаемое увеличивается, вычитаемое одинаковое, разность тоже увеличивается)

Аналогичная работа:

4-3=1
    2  2
    1  3

9-6=3
8      2
7      1

На доске появляется изображение “замка”.

(Учитель вывешивает плакат с рисунком, его изображение можно найти на прилагающемся диске в папке “Замок” или в учебнике)

Дети записывают числа в “пустые окошки” в учебнике, учитель - на доске.

Дети могут делать выводы другими словами, главное, чтобы они осознали наблюдаемые закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы проговариваются. Не добиваться формального заучивания.

5. Закрепление изученного. - Хотите подружиться с жильцами замка? Как люди могут подружиться друг с другом? (нужно быть внимательными друг к другу, помогать, общаться …)

- Для этого нужно выполнить задание № 2.

- Что нужно сделать в этом задании? (сравнить выражения)

- Можно ли сравнить, не вычисляя?

5-2 * 5-1 (чем больше вычитаем, тем меньше остаётся - ставим знак “меньше”)

Материал достаточно сложен для усвоения, поэтому не стоит ожидать, что все дети сразу в нём разберутся. К данным закономерностям дети будут неоднократно обращаться в дальнейшем и постепенно их освоят. Поэтому не стоит считать ошибкой, если ребёнок сравнивает выражения с помощью вычислений (если эти вычисления выполнены верно). Рассуждения детей занимают довольно много времени, поэтому можно выполнить только верхнюю строчку задания.
6. Физ.минутка. Маленький кротик в норочке жил
Шапку, сапожки и куртку носил
В нашу гимназию в гости пришёл
Много друзей среди нас он нашёл!
Дети повторяют за учителем движения, “дублирующие” слова.
7. Повторение пройденного.

а) Установление закономерности.

б) Работа с геометрическим материалом

- Давайте научим крота писать цифры. Посмотрите на с.25. Что заметили? Как продолжить? (81 82 83 84 85…..)

- Ребята, я слышу какие-то звуки. Ещё кто-то хочет с нами подружиться? Хотите узнать, кто?

- Для этого нужно выполнить задание № 7.

- Что нужно сделать?

- Какие фигуры видите? Докажите. (Треугольник – три угла, три стороны; четырёхугольник – четыре угла, четыре стороны)

- Как будете раскрашивать?

- Кто же станет нашим новым другом? (В результате правильного выполнения задания в тетрадях у ребят должно получиться изображение верблюда)

- Что интересного знаете об этом животном?

Работа в учебнике.

Во время выполнения задания, учитель следит за осанкой детей, обращает внимание на правильное расположение тетради, умение держать карандаш, оказывает индивидуальную помощь в написании цифр.

После рассуждений дети приступают к работе в учебнике.

Интеграция с уроком окружающего мира (как и в предыдущем случае - во время устного счёта) зависит от уровня подготовки и кругозора детей класса, времени урока.

8. Итог урока. - Было ли на уроке что-то новое?

- Интересное?

- Мы с вами славно потрудились!