Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе-интернате III вида

Разделы: Математика


В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для незрячих детей (III вид) воспитываются и обучаются тотально незрячие дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно- кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве [1]. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким. Значительное внимание уделяется межличностным контактам и совместной деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что часто позволяет преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии. Обучающиеся средней специальной школы для слепых детей получают образование в том же объеме, что и обучающиеся массовой школы.

Однако условия, в которых проводится это обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, и сам характер обучения имеют весьма существенные отличия. Основная задача учителя-дефектолога состоит в том, чтобы подготовить незрячего ученика к самостоятельной жизни для выполнения этой задачи в школе-интернате проводится большая реабилитационная работа [3].

Коррекционная работа на уроках математики состоит в развитии пространственных представлений и восприятий окружающих предметов, в развитии памяти, наблюдательности, внимания, логического мышления и логической речи.

Незрячие дети располагаю чрезвычайно небольшим запасом пространственных представлений. Расширение и пополнение этого запаса происходит у них значительно медленнее и своеобразнее, чем у зрячих. Поэтому на уроках математики учителя заботятся о правильном формировании у слепых детей новых для них понятий, о привитии навыков самостоятельного доказательства теорем, задач, построений, вычислений. Если у слепого ученика имеется правильное и четкое представление об изучаемом предмете, то и различные преобразования и вычисления он делает быстро, логически обосновывая все операции.

Мировосприятие незрячего обучающегося основано главным образом на осязании и слухе. Поэтому для развития пространственных представлений у незрячих обучающихся необходимо опираться не только на слуховое восприятие, но и на осязание (мышечное ощущение), двигательное чувство, остаточное зрение. Внимание у незрячих должно быть более концентрировано, чем у зрячих. У них должен быть более натренированный механизм памяти пространственного воображения, мышления, так как они чаще, чем зрячие, вынуждены дополнять воображением и домысливать то, что благодаря зрению дается непосредственно и легко.

Проблему развития пространственных представлений всегда ставят в зависимость от осуществления принципа наглядности. Применение в ходе урока наглядных пособий помогает обучающимися быстрее, легче и проще усваивать изучаемый материал, вносит много нового, развивает творческие способности учеников, дает им возможность обогатить свои пространственные представления [2].

В педагогической практике условно выделяют две формы наглядности: первичная (до получения знаний) и вторичная (закрепление). Первичная форма наглядности сопровождается показом объектов или их изображений, вторичная - носит контрольно-тренировочный характер, так как при повторном использовании наглядности знания обучающихся конкретизируются, уточняются их представления и формируются необходимые знания.

При использовании наглядности важно учитывать возраст обучающихся, особенности и уровень развития личности, потенциальные возможности. Поэтому с первых же уроков геометрии наряду с геометрическими построениями с помощью простейших инструментов используется и моделирование, т. е. ученики вместе с учителем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, оргстекла, проволоки (макеты многоугольников и многогранников, таблицы, чертежи для решения задач, дидактический материал). Эти пособия должны отвечать определенным дидактическим требованиям: наглядность должна направлять, воспитывать художественный вкус, способствовать усвоению знаний. В нашем кабинете имеются наглядные пособия нескольких видов:

  • пособия, применяемые в массовой школе: наборы геометрических тел, каркасные модели многогранников, тела вращения, таблицы, альбомы, развертки многогранников, прибор Раева;
  • пособия для школ слепых: приборы “Графика”, “Школьник”, “Ориентир”, прибор Ефремова, стереометрические конструкторы, комплект деталей по стереометрии, таблицы и альбомы по алгебре и геометрии. Например, альбомы “Упражнения по планеметрии на готовых чертежах” (С.М.Саврасова и Г.А.Ястребинский) 7–8-е классы, используются и для слепых, и для слабовидящих;
  • пособия, сделанные руками учащихся. Очень ценны те пособия, которые можно использовать на многих уроках при изучении различных тем.

Например, каркасная модель параллелепипеда используется при изучении основных его понятии, вычислении площадей, объемов в 5–6-х классах, а также на уроках стереометрии при изучении тем “Многогранники”, “Взаимное расположение прямых в пространстве, “Построение сечений”.

Решение задач по готовым данным мало способствует развитию пространственных представлений и практических навыков. Решение же задач с использованием моделей более продуктивно. Рассматривая чертежи, модели, давая определения, учитель предлагает обучающимся найти вокруг себя предметы, отвечающие этим понятиям. Такая работа активизирует обучающихся, заставляет думать, воспроизводить, быть внимательными и наблюдательными. Расширению пространственных представлений учеников способствуют задачи на построение. Исследования, проводимые в процессе решения задач на построение, заставляют ученика варьировать данные, получать все новые по форме искомые фигуры. Все это обогащает содержание представлений, уточняет их.

Например, обучающимся дается задача “Построить прямоугольник по диагонали и углу, определенному ею и стороной”. Прежде чем нанести данные в виде фигур, учитель задает вопросы: “Представили эти данные? Каким может быть данный угол? Может ли он быть тупым? Может ли он быть прямым? Почему? Каким может быть взят отрезок?” И только после ответов на них выполняется чертеж-задание. Вопросы исследования служат развитию способности обучающихся представлять и воображать.

Самостоятельные построения с помощью соответствующих инструментов обеспечивают:

1. Хорошее восприятие, основанное на осязании, слухе, мышечных ощущениях и остаточном зрении.

2. Возможность познать фигуру на чертеже и уметь воспроизвести ее в воображении.

3. Возможность перейти к мысленным (воображаемым) построениям. Это наивысшая форма абстрагирования памяти геометрической фигуры (образа памяти).

Достигается это уже в старших клaccax, когда пространственные представления прочно усвоены и ученики достаточно четко воспринимают соответствующие чертежи и модели, решают задачи с помощью “воображаемого чертежа”.

Успешное изучение стереометрии также невозможно без использования наглядности. Отметим несколько форм наглядности, используемых на уроках стереометрии. Первая форма характерна сочетанием демонстрационных моделей и индивидуального моделирования простейших фигур с чертежом (готовые). Она используется на начальной стадии изучения понятий, теорем при решении сложных задач. В этом случае ученики с помощью простейших средств (спицы, бумага, картон, шнуры, линейки) создают демонстрационную модель.

Вторая форма наглядности - учитель, используя при объяснении модель, создает чертеж. Ученики при объяснении выполняют определенные операции с моделью, а на чертеже - соответствующие построения. Пример: постройте сечение прямой призмы АВСД А, В, С, Д, плоскостью, проходящей через точки М, Н и К, которые лежат соответственно на ребрах АА1, ДД1 и CC1. При решении этой задачи используется каркасная модель призмы (у каждого ученика), спицы и лист бумаги. На модели ученики изображают сечение, затем, проведя исследование решения, выполняют чертеж. Эта форма полезна при закреплении и углублении темы.

Третья форма наглядности - при изучении вопроса с опорой на рисунок или чертеж (готовится заранее или во время объяснения). К модели обращаются только в случае затруднений, которые возникают у обучающихся с недостаточно развитыми пространственными представлениями и воображением. Эта форма используется при объяснении и доказательстве теорем, решении задач.

Четвертая форма - образы мысленно воспроизводятся или воссоздаются на основе словесного описания ситуации, и вся работа с этими образами проводится без обращения к модели или рисунку. Эта форма применяется при решении задач на закрепление темы. Задача: В прямом параллелепипеде стороны основания 3 и 5 см, а одна из диагоналей основания 4 см. Найдите большую, диагональ параллелепипеда, зная, что меньшая диагональ образует с плоскостью основания угол 60 градусов. Использовали модель только двое учеников. Это наиболее сложная форма “воображаемого чертежа”, поэтому не все ученики смогли справиться. Следовательно, в работе со слабыми приходится опять прибегать к моделированию.

При этом неизменно используются наборы геометрических тел, каркасные модели, прибор Раева и графики. Для быстрого воспроизведения чертежа используется прибор “Школьник”. Выбор наглядности обуславливается учебными задачами. Наглядный метод обучения способствует воспитанию интереса к учению, помогает преодолеть трудности, встречающиеся в обучении.

Не менее важным методом обучения в школе для слепых является индивидуальный метод. Индивидуальная работа ведется на протяжении всего урока с учетом способностей учащихся. Одним из приемов этого метода являются устные упражнения, которые активизируют мышление учащихся, способствуют развитию памяти, внимания, речи.

Например: Тема урока “Действия над натуральными числами”.

На карточках задание:

1. Решить уравнение:

/2х + 6/ : 3 = 36

/36 - х/ : 5 = 25

108 : /х - 24/ = 4

2. Найти значение выражения:

429.31 - 29.31 = 91.8 =

3. Выбрать из чисел 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 те, которые являются:

а) делителями числа 30;

б) кратными 4.

Учитель: “Ребята, подумайте какие правила надо знать, чтобы выполнить эти примеры? Правильно сформулируйте вопросы классу” .

Ученики:

1) перечисляют правила, которые используются при решении примеров;

2) формулируют грамотно вопросы классу (что называется делителем чисел);

3) решают примеры.

Работает весь класс, даже самые слабые. При таком подходе можно отметить несколько положительных не только обучающих, но и коррекционно-воспитывающих моментов: развитие памяти, внимания, мышления, устной грамотной речи, настойчивости и трудолюбия, активной творчески мыслящей личности и взаимопонимания между учителем и учеником.

В обучении на занятиях по математике следует широко использовать устные и зрительные диктанты. Например, следует нарисовать на листе бумаги в верхнем правом углу прямоугольник и представить, что это дом, от него до середины листа провести прямую линию и нарисовать дерево. На дереве изобразить птичку. В верхнем левом углу изобразить девочку, от нее провести самую короткую дорожку к домику. Такие упражнения учат детей связывать разнообразные предметы между собой, соотносить их местоположение на плоскости, на которой они находятся, и словесно обозначать пространственные признаки и положения.

Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине, расстоянии. В процессе обучения следует обеспечить максимальные условия для активного действия детей в реальной действительности, где в процессе практического упражнения они постоянно узнают пространственные признаки ориентировки на микроплоскости и в большом пространстве.

Среди разнообразных методов, применяемых на уроке математики, необходимо отметить “устное письмо”. Все мы знаем замедленность письма по Брайлю, следовательно, за урок можно выполнить немного письменных заданий, особенно при решении стереометрических задач или алгебраических выражений. За урок необходимо научить не только мыслить, но и оформлять эти мысли письменно. Этот момент для наших ребят очень труден. А чтобы урок был насыщенным, продуктивным и интересным, используется “устное письмо”. Смысл “устного письма” в том, что ученик не просто объясняет решение, а дает его запись. Поэтому при решении различных задач и алгебраических выражений делаем минимум записей в тетради (для контроля), а когда метод уже отработан, запись опускаем вообще. Используя этот метод, можно выполнить на уроке большой объем работы. Даже в старших классах решаем до 4–5 задач, одну из них письменно, но тоже с кратким оформлением. На другом уроке все задачи решаем “устным письмом”, а на дом задаем одну с полным оформлением письменно.

Таким образом, качественное усвоение программного материала по математике незрячими обучающимися может быть достигнуто за счет умелого использования различных методов обучения. И среди них важная роль принадлежит индивидуально- наглядному обучению, так как оно способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, формированию пространственных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а это и является одним из ведущих условий подготовки незрячих детей к жизни и трудовой деятельности.

Литература

  1. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 2.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000.
  3. Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: Материалы городской научно-пpактической конференции, 9 ноября 2001 г., Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2002.