Логопедическое занятие. Звуки [Л]—[Р]. "Много профессий хороших и важных"

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление правильного произношения звуков [Л] - [Р]. Активизация словаря по теме "Профессии".

Программное содержание:

образовательные задачи

  • закрепление правильного произношения звуков [Л] - [Р] в различных речевых структурах;
  • активизация словаря по теме "Профессии" на основе слов, содержащих данные звуки;
  • практическое накопление глагольного словаря по данной теме;
  • закрепление навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже;
  • совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.

коррекционные задачи

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление навыка звукового, звуко - слогового анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики;

воспитательные задачи

  • создание положительных эмоций;
  • выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых.

Оборудование: пиктограммы; индивидуальные зеркала; Звукошарики синего и зелёного цвета; колокольчик с язычком (билом); фланелеграф; сюжетные картинки по теме: "Профессии"; кружочки зелёного и синего цвета; картинки (лопата, иголка, пила шланг, краски, сковорода, руль, градусник); мяч; фишки.

Предварительная работа: беседы и чтение книг, загадывание загадок с целью знакомства детей с профессиями людей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

/театр мимов - дети изображают действия фотографа, водителя и футболиста/

Логопед: Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве. Изобразите огорчение. Водитель случайно съехал с дороги и испугался. Изобразите испуганного водителя. Сборная по футболу забила гол. Изобразите веселье, радость футболистов.

/дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями/

2. Основная часть.

/логопед предлагает детям отгадать загадки/

Кто покрасил все заборы,
Окна, двери, коридоры?/отгадка - "маляр"/

Логопед: Назовите последний звук в этом слове.

Кто учит чисто говорить
И звуки все произносить?/отгадка - "логопед"/

Логопед: Назовите первый звук в этом слове.

Кто вам продаст творог, сосиски
И "Вискас" для любимой киски. /отгадка - "продавец"/

Логопед: Назовите второй звук в этом слове.

Я проказничать люблю,
Всех вокруг развеселю,
Посмотрите на мой нос -
Станет вам смешно до слёз. /отгадка - "клоун"/

Логопед: Назовите второй звук в этом слове.

/после того, как дети отгадали загадку, выставляется картинка с изображением данной профессии/

Логопед: Кто догадался, с какими звуками мы сегодня поиграем?

- Маляр, логопед, продавец, клоун. Что это одним словом?

- И сегодня мы поговорим о разных профессиях, а также будем следить за произношением звука [Л] и звука [Р].

3. Произношение в изолированном виде.

/опора на предметные картинки/

Логопед: Кому нужен самолёт?

- Как гудит в небесах самолёт? /[Л]-[Л]-[Л]/

- Кому нужен трактор?

- Как работает трактор? /[Р]-[Р]-[Р]/

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

/логопед предлагает сравнить перед зеркалом артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков [Л] и [Р]/

Логопед: Когда мы произносим звук [Л], то:

- губки слегка в улыбке;

- зубки сближены;

- узкий кончик языка поднят за верхние зубки к "бугоркам" - альвеолам;

- горлышко "работает".

Логопед: Дайте характеристику звуку [Л] /звук [Л] - согласный, твёрдый, звонкий/

- Почему? /зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/

- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета? /Звукошарик синего цвета/

- Колокольчик с билом или без била? Почему? /с билом, так как горлышко "работает"/
Логопед:
Когда мы произносим звук [Р], то:

- губы свободны;

- зубы сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к "бугоркам" - альвеолам за верхними зубками и вибрирует /дрожит/;

- горлышко "работает".

Логопед: Дайте характеристику звуку [Р] /звук [Р] - согласный, твёрдый, звонкий/

- Почему? /зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/

- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета? /Звукошарик синего цвета/

- Колокольчик с билом или без била? Почему? /с билом, так как горлышко "работает"/

5. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Услышите звук [Л] - поднимите кружок зелёного цвета, а услышите звук [Р] - поднимите кружок синего цвета. Будьте внимательными:

Л, М, Н, Р, Л, П, К,Р:; ЛА, МА, РА, АЛ, АН, УС, АР:

Логопед: Следующая игра называется "Что кому нужно?"

/на фланелеграф выставляются картинки со звуком [Л] и [Р]/

- Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Л]. Скажите, кому в работе нужны эти предметы?

/лопата - дворнику, пила - плотнику, шланг садовнику, дворнику или пожарному, игла - швее/

- Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Р]. Скажите, кому в работе нужны эти предметы?

/краски - художнику, сковорода - повару, руль - водителю или шофёру, градусник - врачу/

6. Динамическая пауза.

/И.Е. Аверина "Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ", стр.25/

Мы ногами - топ-топ /движения выполнять по содержанию текста/
Мы руками - хлоп-хлоп
Мы глазами - миг-миг /руки на поясе; моргаем глазами/
Мы плечами - чик-чик /руки на поясе; печи вверх-вниз/
Раз - сюда, два - туда /руки на поясе; повороты вправо-влево/
Повернись вокруг себя. /движения выполнять по содержанию текста/
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали. Сели, встали.
Ванькой - встанькой словно стали
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
Будто мой весёлый мяч.

7. Закрепление материала. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

/игра "Четвертый лишний"/

Логопед: Я буду называть название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его и назовите профессию.

Ножницы, весы, зеркало, расческа;

Пила, таблетки, градусник, шприц;

Сковорода, нож, половник, кисти.

Определите на слух самое короткое слово - парикмахер, врач, повар

Как это можно проверить? /подсчитать количество слогов в каждом слове/

Произнесите слово "врач" по звукам

/игра "Кому принадлежит фраза?"/

Логопед: Вы будете отвечать на вопрос: "Человек какой профессии мог сказать данную фразу...?"

Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33.

Несите кирпичи, цемент.

Сегодня я буду рисовать пейзаж.

Как вас постричь? А челку сделать покороче?

Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные?

Откройте рот и скажите "а-а-а-а-а-".

Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей.

/игра с мячом/

Логопед: Предлагаю вам игру с мячом - я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

Ножом:;

Метлой:;

Пилой:;

Из лейки:;

Топором:;

Половником:;

Лопатой:;

Иглой:;

Ножницами:;

Расческой:;

На весах:;

В кастрюле:;

В сковороде:;

Градусником:;

Кистью:.

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями!

8. Итог занятия.

Логопед: Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? Одинаковые это звуки или разные?

Логопед: Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная? /в ответ дети назовут какую-либо профессию, тогда логопед называет свой вариант/

Обсудив несколько профессий, логопед подводит детей к выводу о том, что все профессии хорошие и важные.