Программирование в 6-м классе

Разделы: Информатика


Учащиеся должны знать (из пояснительной записки рабочей программы) :

  • понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»;
  • виды алгоритмов;
  • основные команды исполнителя;

уметь:

  • определять вид готового алгоритма;
  • находить ошибки в алгоритме решения задачи;
  • определять тип алгоритмической структуры, необходимой для решения несложной задачи;
  • составлять алгоритм, используя СКИ учебного исполнителя

Умение программировать вырабатывается годами у большинства детей, единицы всё сразу понимают и могут с ходу писать программы. Поэтому надо развивать это как можно раньше. Но если посадить малышей сразу за нудные программы, пусть даже по простым примерам, можно отбить охоту заниматься программированием на всю жизнь. Детям нужна сказка, причём в ней они должны участвовать сами.

Занимаясь по учебнику Макаровой 5-6 класс, я столкнулась с проблемой Лого, лицензионных программ в школу не дали. Демо-версия позволяет создавать очень простые проекты, а малыши народ любознательный простое им быстро надоедает, они хотят, чтобы всё двигалось, смена декораций, животных и т.д. Такие проекты можно создать только за несколько уроков, а демо не позволяет сохранять. Я долго искала альтернативу, это и «стрелочка», и «робот», и другие. Конечно, это всё учить программированию, но не красочно, а дети ещё верят в сказки и хотят фантазировать. Вот я наткнулась на среду SCRATCH, переводится по-моему как «царапка». Скачала я её с образовательного сайта, бесплатно:

http://nios.ru/competitions.new/content/triatlon-po-programmirovaniyu-dlya-5-6-klassov

Эта среда оказалась красочной, составление программы похоже на игру в пазлы и самое главное, наряду с созданием сложных проектов, программы составляются очень понятно и не сложно.

На программирование в 6 классе у меня осталось немного время ( 4 четверть), да и уроки пришлось разрабатывать самой, я использовала учебник по SCRATCH:

Е.Потаракин «Учимся готовить в среде Скретч», версия 2.0

И сайты:

http://tirnet.ru/scratch/vse_pro_scratchmitedu/
http://setilab.ru/scratch/
http://scratch.ucoz.net/index/0-5

Уроки я разбила так:

Тема Что использовалось Примечание
1 Знакомство со средой Скретч. Презентация Лучше сразу посадить детей за компьютеры, чтобы они открывали все ящички и смотрели, пробовали нажимать и ставить.
2 Первый проект. Презентация Делать вместе с детьми. По принципу «посмотри и сделай».
3 Лабораторная работа №1. Лабораторные работы
Можно не распечатывать, а скинуть на все компьютеры электронный вариант. Это ещё и учит работать сразу в нескольких окнах.
Начинать с учениками, но на половине дать самостоятельно доделать.
4 Лабораторная работа № 2. Лабораторные работы. Не только делают сами, но и поставить задачу изменить некоторые параметры, посмотреть , что получилось.
5 Лабораторная работа № 3, 4. Лабораторные работы. Делают полностью самостоятельно, в зачёт идёт своя работа на основании лабораторной, могут быть свою цвета, эффекты, текст и т.д.
6 Движение в кошке. Презентация Разработать свой небольшой мультик.
7 Лабораторная работа № 5. Лабораторные работы. После выполнения работы, начинают работать над своим проектом, можно использовать ранее созданные работы.
8 Работа над проектом.   Полностью самостоятельно, учитель только индивидуально консультирует.
9 Защита проектов.   Можно обставить урок как праздник, пригласив ребят из начальной школы, тем более, что это последний урок в году.

Надо сказать, что ребятам работа с котёнком больше понравилась, чем с черепашкой (в 5 классе мы работали с Лого). И не только 6 класс, но и старшие ребята открывали эту среду, спрашивали у малышей, как всё работает. Они с гордостью рассказывали, старшие пытались сами создавать, некоторые увлекались так, что дома вместо компьютерных игрушек, создавали мультики.