Использование видеоматериалов на уроках ОБЖ

Разделы: ОБЖ


Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Понимание ее необходимости объединяет самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей. Это требование остается в силе и сегодня, когда наглядные материалы стали доступны и разнообразны. Нельзя не видеть, что уже в недалекой перспективе проблема количественного дефицита наглядности будет успешно разрешена.

На своих уроках я использую большое количество наглядных материалов, и ведущее место отводится документальным и художественным фильмам по различным темам.

Для работы подбираю наглядный материал в Интернете, приобретаю в магазинах, собираю, как раньше книги. Прежде, чем использовать какой-то фильм или ролик на уроке, сколько информации нужно переработать. Детям нужен материал без пошлости, доступный, серьезный и в то же время не заумный, да и желательно приличного качества. Так постепенно сложилась фильмотека. Постараюсь кратко познакомить с ее разделами, но о некоторых фильмах мне хочется рассказать подробнее, может быть, для кого-то эта информация будет полезной.

Основное при изучении ОБЖ – пропаганда здорового образа жизни. Самое ценное, что дается человеку с рождения, – это здоровье. Но вопрос в том, как мы это богатство бережем. Многие относятся к нему как к чему-то само собой разумеющемуся и начинают ценить только в случае серьезной болезни. Я не буду приводить различные цитаты и умные мысли – их в Интернете огромное количество. Однако считаю одной из главных задач педагога-организатора ОБЖ научить детей ценить и сохранять свое здоровье. На уроках мы говорим о здоровье, воздействии вредных привычек на организм подростка, о питании, гигиене и многом другом… Иногда я слышу слова скептиков: «Об этом всем известно! Зачем детям повторять прописные истины!» На это я отвечу так: «Все знают, что зарядка очень полезна для каждого человека, но все ли ее делают?» Программа по ОБЖ построена так, что мы постоянно возвращаемся к таким злободневным темам, как «Вредные привычки», «Инфекции, передаваемые половым путем», «ВИЧ-инфекция и СПИД» и другие. Эти темы рассматриваем в 9, некоторые затрагиваем в 10, а затем уже более серьезно изучаем в 11 классе. Вся работа по предмету направлена именно на сохранение здоровья. Мы пишем творческие работы, рефераты, делаем презентации и на уроках защищаем их. Бывает это достаточно трудно сделать, например, в 11 классе, когда идет защита рефератов и творческих работ по теме «Инфекции, передаваемые половым путем». Но я считаю, что необходимо, чтобы ребята обладали грамотной информацией и не стеснялись об этом говорить. Некоторые люди скажут: « Да они грамотнее нас!» Не все и не во всем. И если кого-то эти занятия уберегут от необдуманного шага, я буду считать свою задачу выполненной.

Когда мы говорим о вредных привычках, мы начинаем с пива, на первый взгляд, безобидного напитка. И здесь включается оправдывающая железная логика: сколько людей пьет пиво и ничего с ними не случается, что же может произойти со мной? Я считаю главной задачей учителя ОБЖ подвести человека к выводу, что это плохо, но при этом не произносить оценочных слов. Здесь вспомнилось высказывание главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко: «Не СПИД и не туберкулез погубит РОССИЮ, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения». Значит задача непростая и очень серьезная. Для убедительности можно посмотреть фильм-лекцию «Горькая правда о пиве», которую читает кандидат химических наук Иван Клеменко для студентов, но она построена таким образом, что все понятно и человеку без специального образования. Лектор является заместителем заведующего одной из лабораторий института органической химии Академии наук в Москве. В своей лекции Клеменко подробно рассказывает о химических процессах, происходящих в организме человека под воздействием пива, и их последствиях. Можно познакомить еще с одним фильмом канала НТВ «Пиво – легальный наркотик». Авторы фильма пытаются проанализировать причины пьяной лихорадки, показать воздействие на психику СМИ, информационного оружия, разобраться, почему чаще этому влиянию подвержена молодежь, наше будущее. Страна спивается, идет развращение населения, и в фильме очень наглядно этот процесс сравнивается с военными действиями. В своей работе я использую рекламные ролики антиалкогольной программы 1 канала «Береги себя!», очень яркие, наглядные: о воздействии алкоголя на мозг, желудок, печень, сердце, пищевод и кишечник. Также приводится статистика по России, есть ролики о материнстве и отцовстве. Это очень полезная информация не только для ребят, но и для их родителей.

Еще одна очень серьезная проблема, которая стоит перед молодежью, – это наркотики. Как уберечься в такой ситуации, ведь многие после окончания школы в нашем небольшом городке уезжают в Нижний Новгород, Москву и другие крупные города. Работы в нашем городе больше нет. Градообразующее предприятие развалилось. Перспективы для молодежи никакой. В этой ситуации нам на помощь может прийти фильм-лекция «Правда о наркотиках», которую читает Президент Центра социальной реабилитации «Нарконон» Грибанова Марина Валентиновна по международной программе «Нарконон». 1 час 47 минут длится фильм, но ребята обычно не замечают, как проходит это время. Фильм снят очень живо, интересно. Марина Валентиновна не только объясняет, что наркотики – это очень плохо. Она учит понимать окружающих, уметь распознавать скрытые мотивы различных поступков, узнавать людей, принимающих наркотики, в своем окружении, строить взаимоотношения в компании, классе, с друзьями и подругами. Очень интересная и познавательная лекция. Мы смотрим еще один фильм канала NATIONAL GEOGRAPHIC «Новый наркотик – МЕД (медамфитамин)». Этот наркотик не останавливается ни перед чем, его называют «Наркотиком Дьявола». В фильме подробно рассказано о его воздействии на человека, об изменении внешности, о воздействии на мозг, о побочных эффектах, например, показаны зубы наркомана. Все очень наглядно, приведены конкретные примеры с реальными людьми. Добавлю несколько слов о художественном фильме «Девочка». Лена Ярцева, героиня фильма, – московская школьница. У нее обычная семья со скромным достатком. Лена любит мечтать о красивой жизни и много времени проводит в ближайшем торговом центре, воплощенном царстве грез, где из зеркала смотрит на неё отражение обычно одетой девочки. Слишком велика разница между её желаниями и возможностями родителей. Максимализм, ярость, вспыльчивость берут своё: Лена ссорится с родителями и уходит из дома. Авторы фильма показывают путь наркомана шаг за шагом. В итоге Лена оказалась за решеткой, ее обвинили и осудили за распространение наркотиков. Она признала ошибки и стала бороться за свою жизнь и помогать оступившимся. Вы спросите: как это возможно в тюрьме? Она стала ведущей передачи для заключенных «Калина красная». И именно здесь она находит настоящую любовь. Очень поучительный фильм. Если сейчас мы спросим наших девочек, кем они хотят быть, то большая часть из них ответит, что женами богатых людей. Одного они не понимают, что богатых на всех не хватит, надо и самим что-то значить в этой жизни.

Одним из важных факторов, влияющих на здоровье человека, являются сексуальные отношения. Как строить отношения с противоположным полом? Над этим вопросом мы начинаем работать еще в 7 классе, но пока говорим о дружбе, симпатиях и антипатиях, подключаем к этому разговору родителей. Постепенно углубляя наши познания, мы приходим к разговору о сексе, нежелательной беременности, ответственности за партнера, за будущего ребенка. Всплывают и другие вопросы: семейные отношения, психологическая самозащита и т.д. Их очень много… Здесь мне на помощь приходит фильм 1 канала «Растление молодежи». Авторы фильма пытаются проанализировать причины демографической катастрофы, влияние информационных технологий на уменьшение рождаемости, обращают внимание на содержание детских и подростковых журналов и даже мультфильмов. А ведь именно мультфильмы оказывают влияние на подрастающее поколение с раннего детства, а мы, взрослые, радуемся, когда маленький человек сидит спокойно, к нам не пристает и смотрит мультфильмы. Я, когда первый раз сама посмотрела этот фильм, была в шоке. Возникла мысль показать его на родительском собрании, что и было сделано. Сначала я слышала недовольные высказывания по поводу потраченного времени, а потом все ОЧЕНЬ внимательно смотрели, и время (34 мин.) пролетело незаметно. Было очень бурное обсуждение, и, возможно, кто-то сделает правильные выводы из увиденного. В своей работе использую и фотографии, например, «Секс, наркотики, бедность, СПИД». Это серия фотографий, отснятых за 10 дней в четырех городах Украины. В создании помогали люди, близкие которых пострадали от наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции. Страшные фотографии. Конечно, целиком все эти фильмы на уроках мы увидеть не можем, нам не хватит времени, поэтому мы смотрим фрагменты, а те, кто заинтересовался, приходят после уроков. Надо сказать, таких детей много.

Итак, при изучении раздела программы «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни», необходимо использование видеоматериалов. Естественно, при подборе фильмов приходится учитывать возрастные особенности детей и особенности классных коллективов. Я не питаю иллюзий, что ребята после таких занятий наверняка не притронутся к алкоголю и пиву, будут осмотрительно выбирать партнера по сексу, лояльно отнесутся к ВИЧ-инфицированному человеку, не встанут на дорожку наркоманов. Конечно, нет. Но если кто-то задумается и избежит неприятностей такого рода, подумает о своем здоровье и здоровье своих близких, я буду считать, что трудилась не зря.

Одно из важнейших направлений изучения ОБЖ – патриотическое воспитание подростков (раздел программы «Основы военной службы», изучаемой в 10 и 11 классах). Здесь, в основном, я использую фильмы отечественного производства. Сериал «Ударная сила» производства 1 канала рассказывает обо всех видах вооружений, военных операциях и новых разработках в этом направлении. Использовать эти фильмы на уроках не всегда удобно, так как фильмы достаточно длительны. Серия канала НТВ «Военное дело» более удобна в использовании, так как каждый фильм продолжается 7-12 минут. Передача рассчитана на широкий круг зрителей и впечатляет насыщенностью информацией.

Раздел программы «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» сопровождается фильмами из серии «Наука выживать» канала Discoverv. Герой этого фильма в течение cеми дней находится в труднодоступной местности (пустыня, горы, тайга, необитаемый остров и т.д.) без пищи, без воды, в полном одиночестве. Он сам ведет съемки и рассказывает о преодолении различных трудностей, связанных с жизнью в этих условиях. Очень интересный и познавательный сериал.

Программу «Силы природы» канала ВВС использую при изучении в 7 классе природных чрезвычайных ситуаций. Погода – самое необузданное явление на земле, человек не может точно предсказать ее, не в силах управлять ею. В этом фильме совершаются путешествия в самое сердце стихий. Фильм разделен на 4 части: торнадо, смерчи, ураганы; ливни и наводнения; снежные бури и лавины; песчаные бури и грозы. Необходимо сказать и о фильмах – катастрофах. Их сейчас выпущено большое количество, но смотрим мы только определенные фрагменты. Например, при изучении темы «Вулканы» в 7 классе мы смотрим эпизоды фильма «Кракатау», где показаны и извержение вулкана с возможными последствиями, и огромная волна – цунами, и землетрясение, то есть просмотр одного фрагмента дает знания по нескольким темам.

Можно много рассказывать о фильмотеке, но нельзя забывать, что использование наглядности, в том числе и фильмов, должно ограничиваться чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.