Авторская программа + презентация. "Народные промыслы. Изонить". 9-й класс

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Элективный курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 9-х классов и рассчитан на 17 часов, из них теории - 5часов, практических работ – 8часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.

Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Элективный курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Новизну курсу придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием

Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;

Тематическое планирование

№п/п Содержание Кол-во часов  Вид деятельности
 I Теоретическая часть. 5  
1. Особенности русской вышивки. История изонити. 1 Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.
2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами. 1 Лекция. Сообщения. Показ. Игра.
3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. 1 Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов
 4. Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности. 2 Сообщения, показ слайдов, готовые образцы
II Практическая часть. 8  
1. Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла 1 Инструктаж, Практическая работа.
2. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности 1 Инструктаж, Практическая работа.
3. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги. 1 Инструктаж, Практическая работа.
4. Изготовление открытки, панно. 5 Практическая работа.
III Работа над проектом. 4  
1. Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта 3 Практическая работа. Консультации.
2. Защита проектов. 1 Презентации.
Итого 17  

Содержание программы

Тема 1. Особенности национальной вышивки. История изонити.

Цели и задачи курса. Презентация курса “Народные промыслы. Изонить”. План и особенности работы курса “Народные промыслы. Изонить”; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного города и Кубани. Профессия вышивальщица.

Тема 2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).

Цели и задачи курса. Техника изонити.Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения.Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.

Тема 3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Тема 4. Приём в технике изонити. Заполнение окружности.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.

Тема 5. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.

Тема 6 Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.

Тема 7. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.

Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.

Тема 8. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения дуги.Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.

Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

Тема 9. Изготовление открытки, панно

Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.

Выполнение схемы. Изготовление открытки “Цветы и деревья”, “Колокольчик”, “Одуванчик”, “Пальма”.

Тема 10-13. Изготовление открытки, панно, картины.

Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.

Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону “Животные”, “Зайчик”, “Бабочка”, “Кошка”, “Цыплята”

Тема 14. Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.

Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы

Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.

Тема 15. Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.

Тема 16. Работа над проектом. Изготовление проекта.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.

Тема 17. Защита проектов.

Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.

Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом “Новые технологии ДПИ. Изонить.”. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.

1. На каком содержательном материале построен курс? В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел.
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса. Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки - изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.
3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе. Планируемый результат: Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12-15 человек. В результате проведенного учебного курса учащиеся должны иметь представление:
  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека
  • о способах оформления работ;
  • о видах работ из бумаги (закладки, открытки, панно);
  • о свойствах и возможностях бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.

должны знать:

  • основные понятия и термины изонити,
  • историю развития изонити,
  • последовательность выполнения проекта,
  • элементарные способы презентации своего проекта,

должны уметь

  • овладеют основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.
4. Определение видов учебной деятельности.
  1. Подготовка сообщений. Сбор материалов по народным обычаям, связанных с ремеслом.
  2. Участие в диспуте, беседе.
  3. Практические работы.
  4. Выполнение и защита проекта.
5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом. Программа курса предлагает три раздела.
  1. Теоретическая часть 5 часов.
  2. Практическая часть. 8 часов.
  3. Создание творческого проекта. 4 часа  
6. Система оценивания достижений учащихся.
  1. Подготовка сообщения. 10 балов.
  2. Подготовка реферата. 20 балов.
  3. Участие в выставке. 10 балов.
  4. Результаты практической деятельности 20 балов.
  5. Выполнение и защита проекта. 50 балов.

" 5 " --- 100 балов и более.
" 4 " --- 80 балов.
" 3 " --- 50 балов.

7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе. Оценить степень обученности учащихся помогут: тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы.
8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу. Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом “Изонить”. Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно.
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.

Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся

Презентация курса

Список литературы для учителя:

  1. СД - диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. - @ Alisa Studio, 2002.
  2. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
  3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  4. Журналы FacilFacil, Super Kit.
  5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
  6. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
  7. Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
    http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm

Список литературы для ученика:

  1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
  2. Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1