"В гостях у бабушки и дедушки". Комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения и ОНР III уровня развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: ознакомление дошкольников с нарушением зрения и общим недоразвитием речи Ш уровня развития с миром социальных отношений.

Задачи:

  • уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях;
  • учить детей ориентироваться в микропространстве;
  • развивать общие речевые навыки, мимику;
  • активизировать словарь по данной лексической теме;
  • развивать внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику;
  • воспитывать чувство эмпатии к членам семьи;
  • формировать доброжелательность, взаимопонимание, инициативность.

Оборудование: “телеграмма”, фотография (картина) семьи, куклы-бибабо “дедушка”, “бабушка”; мяч; карточки в клетку, машинки; рабочие листы, карандаши; аудиозапись зрительной гимнастики “Человек”, аудиозапись “Ноктюрн” Ф. Шопена.

Предварительная работа: заучивание 2 детьми стихотворений “Дедушка”, “Если бабушка болеет”; разучивание зрительной гимнастики “Человек”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Игра “Собираем добрые слова”.

Создание эмоционально положительного настроения детей. Объявление темы занятия. Активизация словарного запаса детей.

Логопед вносит телеграмму, в которой сообщается о том, что бабушка и дедушка приглашают детей в гости. Детям предлагается подготовиться к поездке.

Дидактическая игра “Собираем добрые слова”. Дети вспоминают добрые слова или слова, обозначающие хорошие качества человека, называют их, перебрасывая друг другу мяч. Слова не должны повторяться. Игра заканчивается, когда каждый ребенок назовет 2-3 слова.

2. Упражнение “Дорога”.

Развитие общих речевых навыков, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги в клетку), зрительного внимания и восприятия.

Тифлопедагог: Послушайте стихи Татьяны Шорыгиной, посвященные бабушке и дедушке.

“Если бабушка болеет”

Если бабушка более,
Я на цыпочках хожу,
Сяду у её постели
И тихонько посижу.
Я поправлю ей подушку,
Подбодрю, и добрым словом
Прошепчу я ей на ушко:
“Скоро будешь ты здорова!
Только слушайся врачей,
Вовремя лекарства пей.

“Дедушка”

Хоть наш дедушка седой,
Но душой он молодой.
Много в нем любви и ласки,
Знает он стихи и сказки,
Загадает нам загадку,
Позабавит прибауткой,
Угостит нас чаем сладким,
Рассмешит веселой шуткой.

Отправляемся в путь. На чем мы можем поехать? (Ответы детей) Поедим на машине. Внимательно смотрите на стрелочки, они помогут вам доехать до бабушки и дедушки.

Детям раздаются индивидуальные карточки в клетку и машинки.

3. Упражнение “Здравствуйте”.

Развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Тифлопедагог и логопед озвучивают кукол-бибабо “Дедушка”, “Бабушка”.

- Здравствуйте, детки дорогие! Как мы рады вас видеть! Как вы доехали? Никто не заблудился по дороге?

Логопед предлагает детям поприветствовать бабушку и дедушку, и произнести “Здравствуйте!” с радостной интонацией.

4. Беседа с детьми.

Уточнение, активизация и актуализация словарного запаса детей по теме “Семья”, развитие диалогической речи, логического мышления, слухового внимания.

Детям предлагается рассмотреть фотографию (картину) семьи.

Логопед (“Бабушка”): А кто изображен на фотографии? (Ответы детей) На этой фотографии вся наша большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (браться и сёстры папы и мамы).

Мужчин и женщин в семье называют по-разному. Как могут называть мальчика в семье? (Ответы детей). Правильно – сын, брат, внук. А девочку как можно назвать? (ответы детей) Дочь, сестра, внучка. Как могут называть женщину? – Мать, дочь, жена. А мужчину? – Отец, сын, муж.

(Если дети затрудняются в подборе правильного варианта, педагог помогает им ответить с помощью наводящих вопросов.)

Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д.

Тифлопедагог (“Дедушка”): Много лет назад мы тоже, как и вы, были маленькими, у нас были мамы, папы, дедушки и бабушки. Для вас они - прапрабабушки и прапрадедушки. А по-другому говорят – предки.

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это – бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за 100 лет.
Всё, что видим мы сейчас,
Предки сделали для нас.
Лампа, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой. (Е. Губина)

5. Упражнение “Сначала и потом”.

Развитие логического мышления, внимания, умения объяснить свои действия.

Тифлопедагог предлагает детям отметить цифрами по порядку: каким человек был сначала, а каким стал потом . Дети комментируют свои действия.

6. Зрительная гимнастика “Человек” (музыка и слова М.Пеньковской).

Развитие глазодвигательных функций, умения выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, развитие моторики.

Тифлопедагог предлагает детям встать в круг и выполнить движения по тексту.

Т е к с т Д в и ж е н и я
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт.
Глазки просыпаются,
Солнцу улыбаются.

Мы потерли их немножко,
Сразу глянули в окошко –
Лучик тёплый увидали,
На ладонь свою поймали.

Он с ладошки – прыг да скок,
На головку, на носок.
Я его поймать хочу,
Головою я кручу.

Спрячусь и зажмурюсь,
Улыбнусь, нахмурюсь.
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю.

Приходи скорей, дружок,
Нарисуем мы кружок.

Ты на пальчик мой садись
И со мною порезвись.
Ты весёлый, озорной,
А теперь беги домой!

Потягивание с разведением рук в стороны вверх.

Частое моргание глазами.

Повороты головы в стороны с улыбкой.

Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев, сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.

Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).

Протянуть руки вперед, стараясь “достать до лучика”, поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.

Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то же левой рукой.

Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки достать кончик носа.

Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

Закрыть глаза ладонями, зажмуриться

Улыбнуться, нахмуриться.

Потопать ногами.

Похлопать в ладоши.

Выполнить “шагающие” движения указательным и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки.

Рисование перед собой указательным пальцем максимально возможного круга, следя за движением пальца взором.

Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик, находящийся на ладони левой руки, “взять” лучик обеими ладонями, поднести к лицу и подуть на него.

7. Упражнение “Близнецы”.

Пополнение словарного запаса детей, развитие зрительного внимания, умения работы карандашом.

Логопед: Иногда бывает так, что у мамы появляются 2 малыша одновременно. Они очень похожи друг на друга. Таких людей называют близнецами. Найдите их и раскрасьте. Дети рассматривают на рабочем листе портреты малышей и находят двух одинаковых.

8. Упражнение “Вежливый” мальчик”.

Развитие речевого внимания, чувства эмпатии, ласкового, чуткого отношения к близким людям, логического мышления.

Логопед предлагает детям поведение мальчика: он использует ласковые, вежливые слова, но можно ли его назвать вежливым, добрым человеком. Затем, после прослушивания стихотворения, задать детям те же вопросы.

…Вот пришёл из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,
Манит дедушку: - Дедульчик, принеси-ка быстро стульчик!
Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!
Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!
И поправь-ка мне носочек!

Бабушка спешит: - Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!
Съешь бульончик! Вот батончик, вкусный блинчик, пышный пончик!
Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!
- Я наелся! Ну, бабульчик! Отодвинь-ка быстро стульчик!
Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.

- Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - Принеси-ка мне журнальчик!
И не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!
Не шумите! И – молчок! Отдыхает ваш внучок!!

9. Релаксация “Отдых в бабушкином саду”.

Снятие мышечного утомления.

Звучит “Ноктюрн” Ф. Шопена, дети ложатся на ковер, закрывают глаза, внимательно слушают и выполняют задания.

Тифлопедагог: Сделать вдох на 1-2-3; пауза; 1-2-3 выдох; 1-2-3 пауза (повторить несколько раз). Послушайте своё дыхание. Оно глубокое и ритмичное. Представьте себе, что на рыхлой земле появился маленький зеленых росток. Он тянется к свету, согреваясь теплыми солнечными лучами. Он растёт, растёт. Вот появились на росточке листочки. Они очень нежные. Появляются бутончики. Они растут и раскрываются. Полюбуйтесь, какой красивый цветок! Легкий ветерок слегка колышет его. Солнышко согревает его. Летают бабочки. Они легко касаются вашего лба, носа. Радуйся и смейся, весело играй! Трудностей не бойся и зренье улучшай!

После окончания музыки дети встают в круг и благодарят дедушку и бабушку за хорошо проведенное время, за то, что узнали много нового и т.д.

10. Окончание занятия.

Положительная оценка работы детей.

“Дедушка и бабушка” прощаются с детьми:

До свиданья, в добрый час!
Вам понравилось у нас?
Приезжайте к нам ещё,
Будем рады горячо!

11. Последующая работа.

  1. Работа воспитателей с детьми.
  2. Проведение сюжетно-ролевой игры “Семья”.
  3. Объяснение детям понятия “Генеалогическое древо”.

Деятельность родителей и детей. Оформление работы “Моё генеалогическое древо”.

Литература

  1. Т. Шорыгина “Беседы с детьми о хорошем и плохом поведении”.
  2. Г. Киселева “Книжка-учишка.”Выпуск 3. М., 2003 г.
  3. М. Пеньковская. Зрительная гимнастика.
  4. И. Лопухина “Логопедия 550”. М.: 1995 г.