Система работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, на основе технологии Марии Монтессори

Разделы: Работа с дошкольниками


Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, которая заботится о нем, защищает его, дает свою любовь, учит доверять самому себе и другим? Ребенок, который растет и воспитывается вне семьи, – всегда нежелательное и противоестественное явление.

Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, находятся в социальной изоляции. Дети привыкают, что в их жизни от них ничего не зависит, и нередко ощущают себя беспомощными маленькими неудачниками, как следствие нарушается психическое развитие, искажается их эмоциональная сфера.

Дети не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, во-вторых, управлять своими эмоциями. А понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Кроме того, эмоции представляют собой важнейший компонент в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

Воспитанники нашего детского дома не являются исключением, практически все они испытывают дефицит общения с взрослыми, нуждаются в нем. Задача педагогов – помочь детям научиться понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

В рамках данного направления в нашем учреждении разработана и успешно реализуется в практической деятельности система работы по эмоциональному развитию дошкольников, которая представляет собой механизм единого взаимодействия специалистов детского дома (педагога Монтессори, музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей).

Опыт работы показал, что использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

В нашем учреждении функционирует кабинет Монтессори, где создана специально-подготовленная среда, оборудованная Монтессори-материалами и разделенная на зоны деятельности: зона упражнений в практической жизни, зона изодеятельности, зона сенсорного развития, зона развития речи, зона космического воспитания, зона математики. Каждое Монтессори-занятие состоит из трех частей: круг (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная).

Круг является эмоциональным началом работы, это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Обсуждение и “проживание” ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость воспитанников, что помогает им легче переносить аналогичные и более мощные воздействия. На этом этапе занятия используется тренинговая программа эмоционального развития дошкольников “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”, разработанная С. В. Крюковой, которая гармонично сочетается с технологией М. Монтессори.

Вторая часть занятия (основная) – свободная работа, в ходе которой ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свой собственный потенциал. У детей появляется способность управлять эмоциями, которые постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, усваивают различные способы действия и нормы поведения.

Работа на линии (заключительная часть занятия) характеризуется подведением итогов, рефлексией того, что было на занятии. Кроме того, целью заключительной части занятия является и снятие эмоционального напряжения посредством мышечных и релаксационных упражнений, использования элементов музыкотерапии.

Особая роль по развитию эмоциональной сферы дошкольников принадлежит педагогу-психологу, который в своей деятельности опирается на основные положения и принципы технологии Марии Монтессори, согласно которым ребенку предоставляется возможность получить, прожить и осознать свой эмоциональный опыт. Работа в данном направлении строится поэтапно.

На первом этапе (на этапе адаптации к условиям детского дома вновь поступивших детей) осуществляется ряд мероприятий, проводимых совместно с музыкальным руководителем и воспитателями, направленный на снятие состояния эмоционального дискомфорта детей через формирование у них умений распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Отреагирование накопленных переживаний осуществляется посредством приемов музыкотерапии, арт-терапии (сказкотерапия, рисуночная терапия, лепка из пластилина и др.).

На втором этапе работа педагога-психолога направлена на гармонизацию взаимоотношений ребёнка как со сверстниками, так и с взрослыми посредством специально организованных занятий авторской программы “Путешествие по миру эмоций”. Поскольку дети из детского дома эгоцентричны, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. На занятиях ребёнок развивает способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого, на основе этого строит своё дальнейшее поведение. Занятия построены таким образом, чтобы дать возможность каждому воспитаннику почувствовать себя успешным, уверенным в себе, что является необходимым условием эмоционального принятия себя, появления чувства психологической защищенности. Для этого используются следующие методы:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, эмоций);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • психогимнастика;
  • пантомимика.

Основной задачей третьего этапа является научить детей управлять своими эмоциями и чувствами социально приемлемыми способами. С этой целью используются различные беседы, в которых педагог показывает простейшие способы овладения своими эмоциональными состояниями, а также приёмы ауторелаксации, направленные на снятие эмоциональной напряженности. Кроме того, осуществляется совместное моделирование различных ситуаций и анализ их выполнения. При этом акцент делается не на ошибке, допущенной ребенком, а создании такой атмосферы, в которой у ребенка появляется возможность самостоятельно обнаружить и исправить ошибку.

Таким образом, комплексный подход к эмоциональному развитию детей, воспитывающихся в условиях детского дома, обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, которое проявляется в уверенности в себе и внутренней эмоциональной удовлетворённости собой. Как следствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения каждого ребёнка и группы в целом.