Интегрированный урок (математика + информатика + спорт в школе и здоровье детей) по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Разделы: Математика, Информатика, Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся о прямой и обратной пропорциональных зависимостях, научить различать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, способствовать развитию умения решать задачи с помощью пропорции.

Задачи:

– добиться обобщения знаний учащихся по данной теме;
– на основе полученных ранее знаний, сформировать у обучающихся мотивацию к их применению в жизни.

Время проведения: 1 урок (45 минут).

Целевая группа: учащиеся 6 класса.

Методические приёмы: работа в парах, работа на компьютерах, работа по карточкам, беседа, игра.

Оборудование: карта дороги с основными остановками, компьютеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки-самооценки, чистые листочки для ответов, плакаты с правилами дорожного движения.

Методические рекомендации:

– занятие рекомендуется проводить в кабинете, оснащенном компьютерами и интерактивной доской;
– обучающиеся работают в парах;
– урок служит обобщению знаний обучающихся, полученных при изучении темы “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”;
– накануне занятия обучающимся даётся задание повторить значение понятий: пропорция, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность; отдельной группе обучающихся даётся задание придумать вопросы по правилам дорожного движения к игре “мозговой штурм”;
– во избежание путаницы при проведении занятия, с целью доступности для использования другими педагогами, все слайды презентации пронумерованы. В описании хода занятия они значатся “Слайд №…”;
– предлагаемый материал может преподноситься фрагментами, с учетом времени и возрастных особенностей обучающихся;
– материалы презентации могут использоваться для внеурочных мероприятий и самостоятельного изучения обучающимися темы.

Основные понятия: отношения, пропорция, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Оглашение темы.
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Постановка целей урока с учащимися.
  6. Практико-теоретическая часть.
  7. Закрепление.
  8. Рефлексия.
  9. Итоги.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. На доске висит карта дороги с основными остановками.

  3. Мотивация.

  4. Обучающиеся получают карточки-самооценки и после каждой станции выставляют в ней себе оценки по пятибалльной системе.

  5. Оглашение темы.

  6. Тема нашего урока: “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”. Чтобы подойти к основной цели нашего урока, нам необходимо вспомнить главные понятия, свойства пропорции. В этом нам поможет карта дороги. И так, остановка “Начальная”, начинаем движение по указанному маршруту.

  7. Актуализация опорных знаний.

1. Остановка 1: устная (слайд № 2). Устный счёт: (слайд № 3).

2. Остановка 2: графическая (слайд № 4). Графический диктант часть класса выполняет задания на компьютере, а часть – на листочках с последующей проверкой на интерактивной доске (слайд № 5). Прежде чем начать работу на компьютере, давайте вспомним основные правила копирования объектов в графическом редакторе Paint – выделить объект – Правка – Копировать, Правка – Вставить, перетащить объект.

Диктант:

    1. Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью.
    2. Рост ребёнка и его возраст прямо пропорциональны.
    3. При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
    4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
    5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
    6. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в 2 раза другая уменьшается в 2 раза.
    7. Грузоподъёмность машин и их количество прямо пропорциональны.
    8. Периметр квадрата и его длина прямо пропорциональны.

Обучающиеся, работавшие на листочках, сдают их учителю после самопроверки, а обучающиеся, работавшие на компьютерах, получают цветные карточки – баллы.

  1. Постановка целей урока с учащимися.

  2. – Сегодня мы продолжим решение задач с помощью пропорции. Такие задачи встречаются не только в учебнике. Они имеют большое практическое значение.

    У меня на столе лежат письма героев сказок и мультфильмов, которые просят помочь им решить некоторые проблемы.

  3. Практико-теоретическая часть.

  4. Остановка 3: почтовая (слайд № 6).

    Обучающиеся решают задачи, условия которых записаны на слайдах № 7, № 9, № 11, № 13.

    После каждой задачи рассматриваются вопросы по правилам дорожного движения с ответами (слайды № 8, № 10, № 12, № 14), игра “Мозговой штурм”.

  5. Закрепление.

Остановка 4: самоделкина (слайд № 15).

Провидится самостоятельная работа. Обучающиеся, которые выполняли графический диктант на листочках – занимают места за компьютерами и выполняют тест, а обучающиеся, работавшие на компьютерах – выполняют работу по карточкам на листочках.

ТЕСТ

A01:

За 5 ч, двигаясь с постоянной скоростью, поезд прошёл 375 км. Сколько километров прошёл поезд за первые 4 ч?

  1. 300 км; 2. 340 км; 3. 468,75 км; 4. 370 км

A02:

За одно и то же время пешеход прошёл 6 км, а велосипедист проехал 18 км. Сколько километров проехал велосипедист за то же время, за которое прошёл пешеход 13 км?

  1. 12 км; 2. 25 км; 3. 39 км; 4. 37 км

A03:

Расстояние между двумя городами первый поезд прошёл со скоростью 32 км/ч за 2 ч. За сколько времени пройдёт это же расстояние второй поезд со скоростью 80 км/ч?

  1. 8 ч; 2. 0,8 ч; 3. 0,08 ч; 4. 5 ч

A04:

10 м шёлка стоят столько же, сколько 64 м хлопка. Сколько метров хлопковой ткани можно купить вместо 14 м шёлковой ткани?

  1. 2,1875 м; 2. 45, 714 м; 3. 68 м; 4. 89,6 м

Ключ (пропорции) : (слайд № 16)

Задания

Ответы

1 2 3 4

Пометки

A01

X      

1

A02

    X  

3

A03

  X    

2

A04

      X

4

  1. Рефлексия.

  2. Обучающиеся выставляют себе оценки за работу на уроке в карточках-самооценках.

    Устный счёт

    Графический диктант

    Решение задач

    Самостоятельная работа

    Общая оценка

             
  3. Итоги.

  4. – Итак, сегодня мы помогли сказочным героям справиться с их проблемами, а для себя решение задач сделали более привлекательным.

    А сейчас проведём мы отправимся на следующую остановку 5: опросная. Блиц-опрос (слайд № 17) .

    Давайте быстро посчитаем каждый свои баллы. Поднимите руки те, у кого общая оценка – “5”, у кого – “4”, у кого – “3”. Результаты подсчёта записываются на доске. Ну, вот мы и добрались до конечной остановки нашего маршрута – остановка 7: домашняя.

  5. Домашнее задание.

Обучающиеся записывают домашнее задание (слайд № 18).

Пока обучающиеся записывают домашнее задание, учитель быстро подсчитывает коэффициент качества усвоения знаний обучающимися, и объявляет данные школьникам.

Презентация

18.02.2010