"Урок под чаек" (Внеклассное мероприятие по физике)

Разделы: Физика


Известно, что большой интерес у учащихся вызывают нестандартные мероприятия. Каждый год в декабре месяце в нашей школе проводится неделя математики и физики. В этом году был проведен вечер “Урок под чаек” среди 8 классов. Команды были с каждого класса по 6 человек. Каждый правильный ответ или формула может оцениваться по 1 баллу.

Они накрывают себе стол к чаю.

Урок под чаек. 8класс

1. Разминка.

Каждый участник получает лист бумаги и пишет формулы, имена ученых, все по тепловым явлениям. Сдают капитану, а он жюри. (1мин).

2. Представляем жюри.

3. Конкурс “Черный ящик”.

а) Что в нем находится? (Подсказки: 1 - “Ни рыба, ни мясо, но съедобное”, 2 - “Наливное…”)

Ответ: Там два яблока, одно крупное, другое – усохшее.

б) В ящике находится заменитель футбольного мяча? Что это такое?

Ответ: Здесь консервная банка. И почему она гофрирована?

4. Конкурс “Что? Где? Когда? Почему?”

По баллу команде первой ответившей правильно на вопрос.

а) Как заставить воду замерзнуть кипением? (> р)
б) Зачем, чтобы летом молоко не прокисло, кастрюлю погружают в воду, а ее покрывают полотенцем, края которого в воле? (Испарение >)
в) В мороз на кухню “валит” густой туман. Почему? (Конденсация)
г) На чердаке или на открытом воздухе при – t белье сохнет быстрее? (На воздухе)
д) Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает? (t клюквы <0, вода затвердевает)
е) Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его покрыть шубой? (Нет)
ж) Растает ли лед, взятый при t=0 в воде, где t=0?

(Нет, если в комнате тоже 0)

з) Почему соль, брошенная при гололеде, заставляет таять лед? (Соль < t льда; верхний лед, замерзая, выделяет Q и верхний слой плавится)
и) Бочка с Н2О в погребе предохраняет овощи от замерзания. Почему? 2О имеет большую теплопроводность).
к) Почему термосы делают круглого сечения, а не квадратного?  (< утечка Q).
л) В каком стакане– с тонким или толстыми стенками вы предпочитаете пить чай?
м) Что раньше наливать – заварку или кипяток? (Заварку, чай будет горячее)
н) На чем основано растворение сахара в воде? (Диффузия)
о) Почему холодильник время от времени приходится выключать и оттаивать?
п) В кастрюле бурлит Н2О, а в ней варятся макароны. А кипит ли Н2О в макаронах?

(Нет)

5. Конкурс “Привал: “Ты мне – я тебе””

Вопросы-стихи (они представлены ниже) задают команды попарно друг другу.

6. Конкурс “Дальше…”

Ответы на время, чем меньше времени, тем лучше.

1 команда.

  • Беспорядоченное движение частиц. (Тепловое)
  • Энергия движения и взаимодействия частиц тела. (Внутренняя энергия)
  • Вид теплообмена путем передачи внутренней энергии от частицы к частице. (Теплопроводность)
  • Процесс переноса теплоты в жидкостях и газах потоками вещества. (Конвекция)
  • Перенос энергии с помощью невидимых лучей. (Излучение)
  • Энергия, которую тело получает или отдает в процессе теплопередачи. (Количество теплоты)
  • Количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1кг вещества на 1 0С. (Уд. Теплоемкость)
  • Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (Плавление)
  • Процесс обратный плавлению. (Кристаллизация)
  • Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)

2 команда.

  • Процесс обратный испарению. (Конденсация)
  • Величина показывающая, какое количество теплоты требуется для превращения 1кг тв. тела в жидкость (Уд.теплота плавления)
  • Пар, находящийся в динамической равновесии со своей жидкостью. (Насыщенный пар)
  • Интенсивный процесс испарения, сопровождающийся образованием пузырьков пара. (Кипение)
  • Температура, при которой пар становится насыщенным. (Точка росы)
  • Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей. (Излучение)
  • Как изменилась скорость испарения жидкости при повышении температуры? (Увеличилась)
  • Изменится ли температура кипения от начала кипения до ее полного закипания? (Нет)
  • Процесс быстрого просыхания почвы после дождя в ветреную погоду. (Испарение)
  • Отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного пара при той же температуре. (Относительная влажность)

3 команда.

  • Характеристика теплового двигателя. (КПД)
  • Величина, показывающая, сколько выделится количества теплоты при сгорании топлива. (Уд.теплота сгорания топлива)
  • Прибор для измерения влажности. (Психрометр)
  • В каких единицах измеряется влажность воздуха.(%)
  • Из-за какого процесса столбик термометра, обмотанный тканью, смоченной спиртом, падает? (Испарения)
  • Почему после стирки белье сушат в развернутом виде? (>S)
  • Почему хлеб черствеет. (Из-за испарения)
  • Какая зависимость между плотностью и массой? (Прямая)
  • Испарение происходит только при температуре кипения? (Нет)
  • При конденсации энергия выделяется или поглощается? (Выделяется)

4 команда.

  • Как называется температура, при которой вещество твердеет. (Температура кристаллизации)
  • В каких состояниях возможна конвекция. (В жидкости и газах)
  • Рычажные весы уравновесили, поставив на чашах стакан с холодной водой и на другом с горячей водой. Почему равновесие быстро нарушилось? (Горячая быстрее испаряется)
  • Газы легко сжимаются. Почему? (Из-за расстояния)
  • Почему при испарении жидкость охлаждается? (Тепло при испарении молекул забирается у жидкости)
  • Какой буквой обозначают уд.теплоту плавления?(?)
  • Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества? (Теплопроводность)
  • При каком процессе количество теплоты рассчитывается по формуле Q=сm?t. (При нагревании)
  • Размах колебаний атомов в веществе уменьшается, а порядок в расположении атомов остается неизменным. Какому процессу это соответствует? (Охлаждению)
  • Какой энергией обладает летящий мяч? (Кинетической)

7. Конкурс “Аукцион”.

Требуется как можно больше информации о веществе по графику. Команды по очереди отвечают.

8. Подведение итогов.

9. Чаепитие.

Сопровождается информацией о чайном кусте.

Чайный вкус.

Зелёным бархатным ковром раскинулись чайные плантации на Черноморском побережье Аджарии. Склоны гор, покрытые ровными рядами кустов чайного растения, представляют необычайную красоту.

Но не только красота является достоинством этого растения.

Чай – основной источник доходов и богатства здешних колхозов. Поэтому культура чая любят и тщательно ухаживают за ней.

Чай насчитывает более чем пятитысячную историю и имеет огромное народнохозяйственное значение. Это излюбленный напиток многих народов мира. В одной из древних китайских рукописей записано, что “чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет посилиться лености, облегчает и освежает тело и проясняет восприимчивость”

Родина чайного куста – Южный Китай, Япония, Индия, Вьетнам, Бирма.

Наиболее древней страной возделывания чая является Китай. От китайцев употребление чая первыми переняли монголы, и в Россию чай как напиток проник из Монголии. В 1638 году один из монгольских ханов подарил 4 пуда чая московскому посланнику Старкову. С этого времени начинается употребление чая в России, и этот напиток за короткий срок получил здесь широкое распространение. Россия стала завозить из разных стран огромное количество чая. Впервые в России чайное растение было завезено и посажено в Крыму в Никитинском ботаническом саду в 1814 г., а в Грузии оно появилось в 1833 г. Развитие культуры чая шло очень медленно, и богатейшие возможности оставались не использованными. Широкое культивирование чая началось лишь после установления Советской власти.

Основная площадь чайных плантаций СССР сосредоточена в Грузии, кроме того, чай выращивают в Азербайджане, Краснодарском крае и других районах нашей страны.

Чай можно выращивать на всех почвах, пригодных для сельскохозяйственных культур.

Чайный куст относится к ботаническому семейству чайных и представляет собой многолетний вечнозелёный кустарник. Он выдерживает морозы в 23оС, но в холодных районах даёт меньше урожай. Чайный куст растёт в долинах и на высоте 700-800м над уровнем моря. Побеги чая начинают развиваться при 11-12оС.

В отличие от многих других растений чайный куст цветёт осенью. Завязи зимуют на кустах, а с весны они начинают расти и развиваться; семена созревают в октябре. Плоды при созревании растрескиваются и семена высыпаются. Семена коричневые, круглые, диаметром 10-16мм.

Семена чая быстро теряют всхожесть, поэтому их следует сеять осенью, а для весеннего сева стратифицировать (выдерживать в холоде) в специально устроенных ямах или траншеях.

У чайного куста собирают верхушечные части молодых побегов, так называемые флеши. Чем нежнее флеши, тем выше качество чая. Для получения большого количества нежных побегов чайный куст весной ежегодно подрезают, и он приобретает своеобразную форму.

Первый сбор листа начинают на кустах четырехлетнего возраста. Сбор сортового листа производят с конца апреля или начала мая и непрерывно продолжают до октября. Собирают только трёхлистные нормальные флеши, а также глушки, т.е. нежные флеши, приостановившие рост. Поскольку на разных побегах флеши созревают в разное время, сбор чайного листа производят непрерывно.

Собранный лист немедленно отправляют на чайную фабрику. Помятый, передержанный лист теряет качество, а иногда становится непригодным для переработки. Нежные флеши после спора отправляют на фабрику, где их перерабатывают в чёрный и зелёный чай.

Стихи– загадки для конкурса “ Ты мне – я тебе”.

1.У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(Назовите вид движения).

2.Мороз крепчает, ночь ясна,
Летит падучая звезда.
Представь, что ночью в тишине
Стоим с тобою на луне.
Отсюда можно ли– ответь-
Звезду падучую узреть?

3.Грохочут пушки среди мглы,
И жаром пышут их стволы.
Летит снаряд один, другой…
Но если выстрел холостой,
Ствол раскаляется сильней.
А почему? Ответь скорей.

4.Смотри: бревно грызет пила,
Остра, зубаста и светла.
Потрогай: тепел срез бревна,
А вот пила – как жжет она!
Так почему – скажи точней-
Пила намного горячей?

5.Ударь о сталь кремнем дружок,-
И вылетает искр пучок.
Внимай вопросу моему:
Что происходит? Почему?

6.Дым от костра восходит в высь
И тает, уходя во тьму,
Как человеческая жизнь.
Восходит ввысь… А почему?

7.На дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
“Почему скрипит, скажите”,-
Василиса говорит.

8.Жарковатым летним днем
В чистом погребе моем-
Видите: надев передник,
Посыпаю солью ледник.
Для чего же? Кто из вас
Верно отвечать горазд?

9.Алмаз и графит непохожи на вид –
Но так разнолик углерод!
В природе встречается чаще графит,
Алмазу, увы, не везет.
Графита не мало, но редок алмаз…
А вот почему? Может, знает вся команда?

10.Смотрю на термометр: чуть ниже нуля,
Но льдом непокрыта вода.
Колышется море, песок шевеля…
Скажи, почему нет льда?

11.Жарче день – обильней росы
Серебрят ночную тьму,
Осаждаются повсюду…
Кто ответит, почему?

12.Зимним днем расселись гости
Всюду в комнате моей.
Окна быстро запотели.
Почему? Скажи скорей.

13.Белый след за самолетом
Виден в синей вышине.
Отчего он возникает.
Кто точней ответит мне?

14.То мороз, то снег с водой,
А в тазу бельё горой
Высохнет когда быстрей –
В день морозный иль сырой?

15.Хоть брезент и намокает
Но не пропускает дождь.
От чего он протекает,
Если пальцем проведешь?

16.Говорят что невесомость
Может напугать слегка.
Например, там не сумеешь
Выпить чашку молока –
Выливаясь, белым слоем
Все лицо облепит вдруг,
Так что можно захлебнуться…
Правда, ль это, юный друг?

17.На пляже детишки – с рукою рука –
“Пекут” куличи из сырого песка.
Но если песок этот будет сухой,
Иль сделать захочешь кулич под водой,
Поймешь, что усилия тут не к чему,
Все прахом пойдет. Расскажи, почему?

18.Прошел человек по сырому песку,
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой…
Объясни, почему?

19.Какую жидкость сможешь без обмана
Налить… поверх краев стакана.

20.Алюминий… Дырка в баке.
Хоть сто тысяч лет паяй,
Оловянная заплата
Не пристанет – так и знай.
Догадайся, почему?
Объясни, и я пойму.