Внеклассное мероприятие по теме "Спирты. Фенолы. Карбоновые кислоты". Химический брейн-ринг.

Разделы: Химия


Цели:

  1. Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.
  2. Приобщить учащихся к чтению учебной, научной и научно-популярной литературы.
  3. Развивать творческие возможности учеников.

«Ни в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»
А. Дистервег 

Технология игры: Внеклассное мероприятие проводится по принципу телевизионной игры «Своя игра», презентация позволяет выбирать вопрос определенной «стоимости». Из учащихся 10-го класса выбирают две команды по 7 человек, один назначается капитаном команды. Ведет игру ученик 11-го класса вместе с учителем химии. В сценарии игры правильные вопросы выделены жирным шрифтом.

Игру можно проводить с использованием Интернет (если в кабинете есть свободный доступ к Интернету) или заранее подготовив материалы. В данной работе использованы материалы, предоставленные на сайте Единой Цифровой Коллекции по адресу http://school-collection.edu.ru . В работе приведены ссылки, прейдя по которым можно просмотреть различные видеофрагменты, фотографии и т.п., также материалы можно использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

Презентация

Сценарий игры

Ведущий: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, по темам спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты. Команды по очереди выбирают вопросы из четырех номинаций (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты).

Вопросы отличаются по степени сложности: два, три, четыре и пять баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если команда не может ответить на вопрос, то это право предоставляется зрителям, наиболее активные зрители в конце игры будут отмечены призами.

Спирты   2     3     4     5  
Фенолы 2 3 4 5
Альдегиды 2 3 4 5
Карбоновые кислоты 2 3 4 5

Перечень вопросов.

I. Спирты

  • 2 балла. Функциональная группа, содержащаяся в спиртах:
    а) –СО;
    б) –ОН;
    в) СООН;
    г) –NН2.

  • 3 балла. Укажите, какое из приведенных веществ не является изомером пентанола:
    а) CH3–O–C4H9;



    Ответ: г.

  • 4 балла. Этанол реагирует с каждым из веществ набора:
    а) HBr, Cu, CH3COOH;
    б) Br2, NaОН, С2Н5ОН;
    в) О2, CH3COOH, CuО;
    г) С2Н26, НNO3, Ag.

  • 5 баллов. Завершите фразу «При попадании в организм человека этилового спирта происходит …»
    Ответ: « … происходит снижение болевой чувствительности и блокировка процессов торможения в коре головного мозга – наступает состояние опьянения».
    Примечание: в качестве правильного ответа можно засчитать и простое указание на возникновение состояния опьянения.
    При рассмотрении проблемы влияния алкоголя на организм человека можно обратиться к литературе, воспользоваться информацией представленной на различных сайтах (в данном случае, например, использован сайт http://menslife.info/health/n/1252/ «Пагубное влияние «Зеленого змия» на организм»).

II. Фенолы.

  • 2 балла. Укажите молекулярную формулу фенола:
    а) С6Н12ОН;
    б) С5Н6ОН;
    в) С6Н5ОН;
    г) С6Н4(ОН)2

  • 3 балла. Коксохимическое производство фенола основано на ...
    а) крекинге нефти;
    б) нагревании каменного угля в специальных установках, без доступа воздуха;
    в) фракционной перегонке нефти;
    г) риформинге.
    При обсуждении ответа на данный вопрос целесообразно рассмотреть состояние коксохимического производства в современной России, в данной экономической обстановке.

  • 4 балла. Чем обусловлены химические свойства фенола:
    а) наличием ароматического углеводородного радикала;
    б) наличием гидроксильной группы;
    в) наличием в его молекуле гидроксильной группы и бензольного кольца.

  • 5 баллов. Назовите тип реакции, используемый в производстве фенолформальдегидной смолы, которая является основой для производства фенолформальдегидной пластмассы.
    а) реакция дегидрирования,
    б) реакция полимеризации;
    в) реакция гидратации,
    г) реакция поликонденсации.
    При рассмотрении вопроса, связанного с применением фенола в промышленности можно обратиться к ресурсу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779893-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_10.jpg - применение фенола.

III. Альдегиды.

  • 2 балла. Группа  носит название:
    а) гидроксильной;
    б) карбоксильной;
    в) альдегидной;
    г) карбонильной.

  • 3 балла. Укажите реагент, используемый для качественного определения альдегидной группы:
    а) аммиачный раствор оксида серебра;
    б) медь;
    в) азотная кислота;
    г) раствор КMnO4.
    После ответа можно просмотреть видеофрагмент, прейдя по гиперссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777989a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10&interface=pupil&class=53&subject=31, однако если время мероприятия ограниченно, можно порекомендовать учащимся, обратиться к данному ресурсу дома.

  • 4 балла. Как называется 40%-й раствор формальдегида в воде:
    а) денатурат;
    б) абсолютный формальдегид;
    в) гидрированный формальдегид;
    г) формалин.

  • 5 баллов. Назовите вещество, формула которого

    а) 2-метилбутаналь;
    б) 4-метилпентаналь;
    в) 4-метилпентаналь-1;
    г) гексаналь.

IV. Карбоновые кислоты.

  • 2 балла. Назовите вещество, о котором идет речь. « Ядовитая жидкость с резким запахом, хорошо растворима в воде. Выделяется муравьями, крапивой, некоторыми видами медуз.
    а) уксусная кислота;
    б) олеиновая кислота;
    в) муравьиная кислота;
    г) янтарная кислота.

  • 3 балла. Как называется 70-80%-ный водный раствор уксусной кислоты:
    а) уксус;
    б) винный уксус;
    в) уксусная эссенция;
    г) олеиновая кислота.

  • 4 балла. Карбоновые кислоты не взаимодействуют:
    а) с гидроксидом натрия;
    б) с карбонатом калия;
    в) с газообразным хлором;
    г) с метаном.

  • 5 баллов. С увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду предельных одноосновных карбоновых кислот:
    а) увеличивается их плотность, температуры кипения и плавления, уменьшается растворимость в воде;
    б) увеличивается их плотность и растворимость в воде, температуры кипения и плавления уменьшаются;
    в) уменьшается плотность, температуры кипения и плавления, увеличивается растворимость в воде.

Конкурс капитанов.

Конкурс капитанов проходит следующим образом. Вызываются капитаны команд и отвечают на вопросы. Оценивается полнота ответа, умение представить структурную формулу вещества, возможны дополнительные вопросы по свойствам веществ.

О каком веществе идет речь. 

  1. В средние века его считали одним из сильнейших лекарственных средств, поэтому называли «жизненной водой» (aqua vitae). Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541) – первый, по словам А. И. Герцена, «профессор химии от сотворения мира», назвал его алкоголем (от араб. alkohol – тонкий порошок). Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этого вещества, хотя еще в 1780 г. А. Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода. И только в 1833 г. Формулу этого вещества установил Й. Берцелиус.
    (Ответ: этиловый спирт или этанол С2Н5ОН или СН3-СН2-ОН)

  2. Впервые это вещество было выделено из каменноугольной смолы в 1834 г. Ф. Рунге. Свое первое название это вещество получило от старинного наименования бензола – фен. Однако О. Лоран, установивший его состав в 1842 г., назвал его фенилгидратом. У этого вещества есть еще одно название – карболовая кислота.
    (Ответ: фенол – С6Н5-ОН).

По результатом игры жюри подводит итоги.

Список литературы.

  1. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.
  2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 189 с.
  3. Горбунцова С. В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006. – 160с.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru