Повторительно-обобщающий урок по теме "Освоение Северо-Востока России в XVI–XIX веках"

Разделы: История и обществознание


Урок проводится в начальной школе (4-й класс) после изучения тем: «Первые землепроходцы», «Освоение Северо-Востока России в XVIII-XIX веках».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: командная игра «Историческое лото».

Цель: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал, основные термины, понятия, продолжить формирование навыков группового взаимодействия.

Оборудование: карточки с напечатанными на них буквами, бочонки лото, портреты землепроходцев и исследователей края, краеведческая литература.

Ход урока

1. Учитель называет тему и цель урока.

Cообщает, что в игре участвуют 2-3 команды, которые сами себе придумали названия.

2. Первый этап игры.

Командам даются карточки с напечатанными на них буквенными знаками. Из предложенного набора букв необходимо составить фамилии землепроходцев и исследователей. На выполнение задания отводится одна минута. За каждое правильно составленное слово команда получает 1 очко.

Набор букв : д, ж, е, н, ё, а, т, в, л, с, о, р, г, ь, б, и, ч, к, ш, х.

Ответ: Дежнёв, Атласов, Врангель, Чириков, Беринг, Шелихов.

3. Второй этап игры.

Командам поочерёдно предлагается ответить на вопросы, которые выпали на цифры бочонка лото. За правильный ответ команда получает 2 очка, за дополнение – 1 очко. На вопросы команды отвечают по очереди.

Вопросы:

  1. Что влекло русских крестьян в северные края? (Они надеялись найти себе землю и волю).
  2. Что такое острог? (Острог - это поселение русских землепроходцев и мореходов, обнесенное деревянным частоколом).
  3. Какое значение имели русские остроги в жизни нашего края? (Защита границ, опорный пункт для дальнейшего исследования края, способствовали общению между русскими и населением Севера - рядом появились поселения местных жителей).
  4. Кому установлен памятник, запечатленный на фотографии? (Дежнёву).

    1.jpg (47333 bytes)
  5. В чём заключался подвиг Дежнёва? (В суровых условиях осваивал и исследовал Северо-Восток России, не останавливался перед трудностями, открыл пролив между Азией и Америкой).
  6. Что такое подвиг? (Героический, самоотверженный поступок.)
  7. Кто такой землепроходец? (Старинное название путешественника-исследователя, открывающего новые земли).
  8. Почему Шелихова называют предпринимателем? (Занимался торговлей).
  9. Рассказать о деятельности Григория Ивановича Шелихова (Создавал в Северной Америке постоянные русские поселения, стремился заинтересовать местных жителей в дружбе с Россией, требовал от своих подчинённых хорошего обращения с эскимосами, создавал школы для местных жителей, снаряжал экспедиции для изучения северных территорий и т.д.).
  10. В чём состояли трудности работы исследователей северных территорий? (Тяжелые климатические условия, незнание языка, отсутствие продовольствия и т.п.).
  11. Почему русские люди продвигались на Восток? (Новые территории, обогащение, пушнина).
  12. Почему экспедиция Семёна Дежнёва называется исторической? (открытие пролива).
  13. Кто такой Владимир Атласов? (Исследователь Камчатки).
  14. Годы первой Камчатской экспедиции (1725-30).
  15. Кто руководил первой Камчатской экспедицией? (Витус Беринг и Алексей Чириков).
  16. Годы второй Камчатской экспедиции (1733-43).
  17. Кто руководил второй Камчатской экспедицией? (Витус Беринг и Алексей Чириков).
  18. Годы Северо-Восточной экспедиции Биллингса и Сарычева (1785-93).
  19. Год экспедиции Дежнёва (1648).
  20. Во время какой экспедиции состоялось русское открытие Америки? (Второй Камчатской)
  21. Почему русское открытие Америки было важным для России? (Новые территории).
  22. С какой целью была организована экспедиция Врангеля? (Описание Северных берегов и поиски земли Тикиген).
  23. Почему остров, открытый позже другими исследователями был назван именем Врангеля? (Он много сделал для открытия этого острова).
  24. Что вам сегодня известно об острове Врангеля? (Заповедник).
  25. Пушное животное, найденное Атласовым на Камчатке (Соболь).
  26. Служилые люди (Казаки).
  27. Организаторы походов на Северо-Восток (Землепроходцы).
  28. Шкурки пушного зверя (Пушнина).
  29. Деревянное укрепление в пограничной полосе (Острог).
  30. Учебные заведения, открытые Шелиховым на о-ве Кадьяк (Школы).
  31. Человек, занимающийся торговлей (Купец).
  32. Как назывались русские владения в Америке? (Аляска).
  33. Название земли, расположенной по чукотской легенде к северу от впадения р. Колымы в Северный ледовитый океан (Тикиген).
  34. Человек, впервые вступивший на неизведанную территорию (Первооткрыватель).
  35. Русское название лодки приморских чукчей, коряков и эскимосов, деревянный каркас которой обтягивался шкурой моржа (Байдара).
  36. Переносное жилище коренных народов Севера (Яранга).
  37. Землепроходец, впервые доказавший существование пролива между Азией и Америкой (Дежнёв).
  38. Исследователь, чьё имя носит мыс на Чукотке (Дежнёв).
  39. Название океана, омывающего восточное побережье России (Тихий).
  40. Император России, издавший указ об организации первой Камчатской экспедиции (Петр I).
  41. Императрица России, издавшая указ об организации второй Камчатской экспедиции (Анна Иоановна).
  42. Срубное жилище русского населения края (Изба).
  43. Жилище оседлых народов Севера (Полуземлянка).
  44. Зимнее жилище из снега (Иглу).
  45. Императрица России, при которой была организована экспедиция под руководством Биллингса (Екатерина II).

4. Третий этап игры.

Ассоциации. Предлагается ученикам написать слова, которые у них «возникают» в голове, когда они слышат слово «землепроходец». Учитель дает узкий лист бумаги на каждую команду. Первый ученик записывает свое слово, закрывает лист «гармошкой» и передает следующему, второй записывает свое слово и т.д. Выигрывает та команда, у которой будет больше слов (повторы не считаются).

5. Заключительное слово учителя.

Учитель награждает грамотой команду-победителя и её капитана, называет оценки и комментирует их.