Методика организации научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся школы по историческому краеведению

Разделы: История и обществознание, Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Уважаемые педагоги, участники Фестиваля педагогических идей, мне очень понравились разработки Ваших уроков, материалы которых я, иногда, использую в своей работе. Читая Ваши уроки, понимаешь, что талантам педагогов нет предела.
Наш зауральский поэт Владимир Лаухтин посвятил учителям следующие строки:

Учитель – состояние души,
Призвание, талант и вдохновенье.
Профессия – труднее не найти,
А результат – познанье и прозренье.
От всей души желаю вам добра,
И мужества, и стойкости, и веры.
Пока звонят в душе колокола,
Не пропадет учительское дело.

Хотела бы попробовать, поделиться своим опытом организации научно-исследовательской работы с учащимися по историческому краеведению. В этом направлении работу проводить очень трудно, т. к. она занимает много свободного времени и кроме инициативы учителю придется напрячь весь свой педагогический талант, чтобы найти пути сотрудничества с учащимися. Почему все это необходимо, потому что придется делиться с учащимися не только теорией, но и организовывать практическую деятельность так, чтобы наша работа не выделялась, была не заметна, а ребята чувствовали себя хозяевами данной работы, исследователями, писателями, учеными, журналистами, чтобы любили свой родной край и гордились им, и верили в себя. Когда мы добиваемся такой цели – это самый лучший наш подарок.

Цель: научить методике организации научно-исследовательской деятельности и применения её на практике, а также развитие самостоятельного творческого мышления и усиление коммуникативных свойств речи, формирование гражданских понятий и навыков, воспитание у учащихся интереса к научной деятельности, для того, чтобы глубже изучить тему.

Задачи:

  • Исследовать имеющуюся местную литературу, периодическую печать, документы, материалы в Интернете по теме.
  • Провести опросы – анкетирование в каждой из школ.
  • Провести фотосессии.
  • Подготовить статистические данные о школах и сравнительные характеристики демографических изменений.
  • Оформить результаты и подготовиться к публичной защите.

Когда педагог организует и занимается научно-исследовательской работой, то при этом используется все методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • поисковый (исследовательский).

А также все формы организационно-познавательной деятельности.Вся работа разбивается на несколько этапов. На каждом этапе работы ставится своя цель и задачи её достижения. А перед педагогом-руководителем стоит не менее важная задача, чтобы до завершения научно-исследовательской работы у учащихся не пропало желание, а всегда горели глаза.

I этап – мотивация

Цель: заинтересовать учащихся краеведческой работой.

Проводим урок краеведения, посвящённый истории города и микрорайона, в котором мы проживаем.
Оформление: на интерактивной доске изображены герб, флаг и гимн города; на стендах фотографии с изображением города и микрорайона; звучит песня «Город на Тоболе» слова Н.Неупокоева, музыка В.Липихина.
Учитель: рассказ об истории города.
Учащиеся: читают стихи курганских авторов о родном городе.
Учитель: «Мы хорошо знаем историю родного города, но об истории нашего микрорайона написано очень мало.
– Когда был заложен первый жилой дом?
– Когда пошёл транспорт по первой улице?
– Когда была сдана первая школа?
На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если проведём научно-исследовательскую работу, т.е. напишем свою историю. Кто бы из вас, ребята, хотел поучаствовать в этой интересной, но трудной работе?»
II этап – подготовительный

Цель: познакомить учащихся с методикой научных исследований

 

 

 

 

 

 

Требования:

1. Организационный момент – подбираем группу учащихся в 2 раза больше, чем необходимо для работы.

2. Вводное занятие: «Содержание научно-исследовательской работы» (Разработано ИМЦ города Кургана, 2008 г. – Приложение 1)

3. Выбираем направление деятельности: объект – историческое краеведение.

4. Подбираем вместе с учащимися темы по краеведению интересные для них. Например:

– Родная улица моя.
– Моя семья в истории родного края.
– Земляки-полководцы.
– История школ Заозёрного микрорайона и т.д.

5. Выбор темы, обоснование выбора и актуальность данной темы.

Аргументы:

– новизна темы;
– мало информации;
– разбросанность в печатных изданиях;
– интересна для нашего возраста;
– история сегодняшнего дня;
– глубже познакомиться с достижениями школ;
– расширить свои знания и познакомиться с теми людьми, кто живёт, работает и учится рядом.

6. Прежде чем приступить к практической деятельности, учитель сообщает о предстоящем итоге всей научно-исследовательской работы:

1) Участие в городской научно-практической конференции.
2) Написать книгу по выбранной теме.

7. Подчеркнуть на данном этапе, что для учащихся данная работа будет отнимать у них большую часть свободного времени; работа ответственная, требующая усидчивости и трудолюбия.

Вопрос: Готовы ли они на это? Происходит отсев учащихся, формируется окончательная группа для научно-исследовательской работы.

III этап – организационный

Цели: познакомить учащихся с правилами работы, подвести учащихся к пониманию того, что в данной работе необходима дисциплина и аккуратность, воспитывать терпимость, чувства товарищества и ответственное отношение к порученному делу.

1. Поздравление с первым рабочим днем! Начнем?! Наша тема: «История школ Заозерного микрорайона» Группа из 8 человек (например) разбивается на подгруппы по 2 человека (по желанию), т. к. в Заозерном микрорайоне 8 школ, то каждая подгруппа выбирает по 2 школы.

2. Составляем расписание занятий и консультаций – определенный день для группы и подгрупп.

3. Определяем оснащенность группы – каждому иметь для работы: паспорт, папку с файлами, записную книжку, клеевые закладки, ручку и карандаш, фотоаппарат, флэшку или диск.

4. Составляем план работы (он корректируется):

– исследовать материалы в интернете по интересующей нас теме;
– посетить библиотеки и подобрать необходимый материал;
– перед посещением школ составить анкеты;
– посетить школы: взять интервью, провести анкетирование, провести фотосессию;
– посетить статистическое управление;
– полученную информацию изучить и систематизировать;
– оформление полученного материала в электронном и печатном вариантах; – репетиция презентации научно-исследовательской работы.

5. Объявляется конкурс:

– Название книги.
– Эпиграф.
– Оформление титульного листа.

IV этап – практический, поисковый

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта.

 

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, уметь осуществлять поиск необходимой информации, уметь делать анализ текста в процессе чтения.

 

Цель: развитие речи, уметь строить диалог и выражать свои мысли, продолжать развитие творческого и аналитического мышления, расширять словарный запас.

 

 

 

Цель: совершенствовать навыки культуры общения, умение брать интервью, уметь анализировать и выделять главное, совершенствовать умение слушать собеседника.

1. Самостоятельная работа учащихся с Интернетом

Обсуждение с ребятами в классе найденного материала. Выделить основные факты по теме.

2. Посещение библиотеки

Учитель по расписанию с каждой группой посещает библиотеки, архивы библиотек, консультирует, как работать с текстами газет, журналов, книг (что можно выписать или ксерокопировать). Повторные посещения библиотеки учащиеся сделают сами. Во время работы с публикациями ребята составляют аннотированную карточку: – указать имя, фамилию автора; – название статьи; – название газеты или журнала; – дата публикации; – если это книга то, издатель.

3. Занятие в классе. Беседа и работа по следующим темам: – Этикет. – Общение (служебное, ритуальное), использование выражений – связок (Приложение 2). – Составляем и проговариваем ролевые диалоги. – Составляем анкеты – формулируем вопросы, на которые хотели бы получить необходимую информацию: об истории самой школы, биография директора школы, достижения школы, вопросы для учащихся. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5) – Учащиеся получают задание: в ходе научно-исследовательской работы составить словарь терминов, незнакомых для них по значению и дать им определения.

4. Посещение школ

Учитель с каждой подгруппой посещает все школы Заозерного микрорайона, в результате чего проводится следующая работа:

– знакомимся с администрацией школы, ставим в известность и просим разрешения на запланированную нами работу;
– проводим беседы;
– анкетирование с директором, администрацией, учителями и учащимися школы (среди 9, 10, 11 классов);
– посещаем достопримечательности школы;
– проводим фотосессию: «Вы попали на страницу нашей книги»

5. Поисковая работа

Необходимо найти информацию о первом директоре каждой из школ и о выпускниках, которыми гордится школа.

6. Статистика

Посетить статистическое управление для получения информации по годам (8 дат открытия школ): количество жителей в городе, количество жителей в Заозерном микрорайоне, количество учащихся в городе, в микрорайоне и по школам, а также отдельно количество мальчиков и девочек учащихся в этих школах.

V этап – обобщающий

Цель: продолжать развивать творческое мышление, учить систематизировать собранный материал , учить оформлять в соответствии с требованиями, развивать умения, составлять таблицы и диаграммы.

1. Оформление результатов:

– оформить карту Заозёрного района с указанием школ и их адресов – систематизация полученного материала (по разделам и главам);
– обработка анкет учащихся – оформление в таблицу и диаграмма процентного отношения о выборе будущей профессии (Приложение 6);
– обработка статистических материалов и заполнение таблиц (Приложение 7);
– оформляются: оглавление, введение, заключение, рецензия и список литературы, словарь терминов (Приложение 8);
– работа с компьютером – оформление слайдов для презентации с учетом фотографий и приложений;
– оформление материалов для публикации книги (подведение итогов конкурса на лучшее название книги, эпиграфа и титульного листа)

2. Подготовка к публичной защите научно-исследовательской работы. Репетиция.

VI этап – заключительный

Цель: продолжать развивать умение выступать перед аудиторией, получить практический опыт защиты научно-исследовательской работы.

1. Защита научно-исследовательской работы «История школ Заозерного микрорайона» на городской научно-практической конференции.

2. Публикация книги «Мы пишем свою историю».

3. Награждение участников.

Желаю Вам успеха!