Обследование устной речи пятилетних детей балльно-уровневой оценкой

Разделы: Работа с дошкольниками


Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования пятилетних детей. Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще..) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно  282 баллам.

При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 282. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой .

IV -  100 - 80 %  речевое развитие соответствует норме, 

III - 79,9 – 65%  ЗПР, ОНР  

II -  64,9 – 50%  ЗПР, ОНР, ТНР

I -  49,9% и ниже  ТНР;  патология речи, усугубленная интеллектуальными   нарушениями.

Для того, чтобы получить индивидуальный  речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий:

1 -  артикуляционная моторика

2 -  звукопроизношение

3 -  фонематическое восприятие

4 -  слоговая структура слова

5 -  навыки языкового анализа и синтеза (для 5-6-ти летних детей) навыки фонематического анализа  (для 4-х летних детей)

6 -  словарь и словообразовательные процессы (для 5-6-ти летних детей) активный словарь (для 4-х летних детей)

7 -  грамматический строй

8 -  понимание логико-грамматических отношений (для 6-ти летних детей)

9 -  связная речь

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалае-вой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой,  Л.С. Соломаха,  И.С. Кривовяз. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.

 Методика включает пять серий, объединяющих определенное количество речевых проб.  Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I  (кроме звукопроизношения, опознание звука), II; III; IY   - 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для опознания звуков – 5,3,1,0 баллов

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

Для серии Y – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 282 баллам.

Серия I  - Исследование  сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда.

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик  предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов.

В целях экономии времени,  фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные

(1 группа – свистящие   С,СЬ, З,ЗЬ, Ц;    2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ;

3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают  звуки З,С,Ц,, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Третья группа нацелена на исследование состояния фонематического слуха: в ней 26 проб, предусматривающих  опознание гласного звука среди ряда гласных звуков, различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие), повторение ряда слогов (по 1, 10, 15 соответственно).

а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

Инструкция: «Подними руку, когда услышишь -О-»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество - 5 баллов.

б) определение способности дифференцировать  оппозиционные звуки

Инструкция: «Покажи картинку».

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление  - воспроизведение.
Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Инструкция: «Повторяй за мной».

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова  (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Максимальная оценка за всю 1серию –70 баллов.

Серия II – Исследование навыков языкового анализа и синтеза - включает две группы заданий (определение первого гласного звука в слове, выделение заданного звука из слов).

Первая группа  состоит из пяти проб.

Инструкция: «Назови, какой первый звук слышишь в слове …?»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество - 5 баллов.

Вторая группа состоит  из десяти проб, выявляющих, в какой мере ребенок выделяет звук из слова.

Инструкция:

«Слышишь  ли звук моторчика рррр в словах?»

«Слышишь ли мычание коровы мммм в словах?»

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальное число баллов за задание –10 баллов.

Максимальное число баллов за всю   II серию – 15 баллов.

Серия  III – Исследование  словаря и навыков словообразования - состоит из трех групп заданий.

Первая группа   включает 45 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, животные, птицы,  мебель, овощи, фрукты; названий детенышей, названий профессий (8,14,8,8,7 соответственно).

Вторая группа включает 22 пробы на проверку словаря признаков (цвет, форма, качество объекта) - 12, 5, 5 соответственно.

Третья группа включает 25 проб на проверку глагольного словаря (называние действий по картинкам, «Кто как передвигается?»; «Кто как кричит?») – 10, 5, 10 соответственно.

Предметный словарь:

Инструкция:

«Ответь на вопрос» применяется для 1-ой, 5-ой  групп проб.

«Покажи и назови части. Что это?» применяется для 2-ой группы проб.

«Как все эти предметы можно назвать одним словом»- для 3-ей группы проб.

«Назови детенышей у …» - для 4-ой группы проб.

Словарь признаков:

Инструкция:

«Назови, какого цвета краски» - для 1-ой группы проб

«Назови, какой предмет по форме» - для 2-ой группы слов.

«Ответь на вопрос» - для 3-ей группы слов

Глагольный словарь:

Инструкция:

«Назови, что делает?»- для 1-ой группы проб.

«Ответь, как передвигается …?» - для 2-ой группы проб.

«Ответь, как кричит …?» - для 3-ей группы проб.

Оценка: 1 балл – правильный ответ;   0,5  балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе  лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным,  сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов - невыполнение.

Максимальное количество баллов за выполнение первой группы заданий –

45 баллов, второй – 22 балла,  третьей группы – 25 баллов.

Максимальное количество баллов   III серию – 92  балла

Серия IV –  Исследование грамматического строя - состоит из пяти групп заданий.

Первая группа  нацелена на исследование состояния словоизменения: в ней 45 проб, предусматривающих образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа   имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (10,10,4, 4,4,4, 4,5 соответственно)

Инструкция:  «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…» - для 1-ой группы проб.

«Чего не стало?» - для 2-ой группы проб.

«Скажи, кому ты даешь корм?» - для 3-ей, 4-ой групп проб.

«Кого ты видишь на картинке?» - для 5-ой, 6-ой групп проб.

«Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?» - для 7-ой группы проб.

«Назови ласково предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая – это ручка» - для 8-ой группы слов.

Вторая группа  включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и женского рода единственного числа.

Инструкция: «Назови, какой предмет по цвету».

Третья группа  включает 8 проб  на согласование существительного с числительным.

Инструкция:  «Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…,  пять….» 

Оценка 1,2,3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи «Не верно, подумай еще»; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Четвертая группа  включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

Инструкция:   «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово,    постарайся найти его и вставить».

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи:

1 – стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

Оценка: 1 балл – правильный ответ;  0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

Пятая группа  заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести  предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.

Предложение повторяется до первого его воспроизведения его   (1-2 раза).

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Всего в задании 9 проб.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю IV серию  равен 75 баллам.

Серия V – Исследование  сформированности связной речи

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления  связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые несколько модифицированы.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (три картинки)

 «Кошка и мышка»

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и придумать историю».

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все  смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен ; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи  поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление;  1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;  2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;  1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе небольшую историю, слушай ее внимательно, запоминай и приготовься  мне ее рассказать»

ЕЖ.
Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа.  Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный  пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после  минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;  1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам  не доступен.

Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой  из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию V составляет  30 баллов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993.

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи  / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП  Секачев  В.Ю., 1999.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 

6. Логопедическое обследование ребенка (автор-составитель С.Е. Большакова)  - М.: А.П.О., 1995.

7. Методические рекомендации Управления по дошкольному воспитанию Гособразования СССР к инструкции по приему детей и комплектованию групп  в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Бюллетень Госкомитета СССР по Народному Образованию №2, 1989.

8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1991.

10. Т.А.  Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников. – М.: АРКТИ, 2000.