Интегрированный урок по истории на тему "Петровская ассамблея"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Обучающие:
    1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Петровская ассамблея».
    2. Сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра 1 в области культуры и быта.
    3. Подвести учащихся к выводу, что реформы Петра 1 носили двойственный характер
    4. Воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта различных слоев российского общества.
    5. Познакомить с историей танцевального искусства.
  • Развивающие:
    1. Продолжить формирование умений анализировать исторические источники.
    2. Раскрывать причинно- следственные связи.
    3. Аргументировать позицию от лица участников событий.
    4. Анализировать и сопоставлять исторические понятия.
    5. Развивать образную речь, артистические способности.
  • Воспитательные:
    1. Способствовать политическому, экономическому и культурному воспитанию.
    2. Способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
    3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
    4. Способствовать развитию интереса и уважения к танцам, созданным в 17 – 18 веках.
    5. Способствовать развитию взаимопомощи, доброжелательности, чувства коллективизма.

Тип и формы урока: интегрированный урок закрепления знаний в форме урока- конкурса.

Оборудование:

  1. Учебник по истории России. 7 класс.
  2. Раздаточный материал (карточки с вопросами и заданиями, понятия, тексты исторических документов.)
  3. Эмблемы команд.
  4. Магниты, жетоны.
  5. Оформление кабинета: музыкальное, наглядное.
  6. Элементы одежды, костюмы жителей эпохи Петра 1.
  7. Материалы для практических занятий (ткани, бумага, клей, картон.)
  8. Дополнительная литература.

Методы обучения:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • работа со справочной литературой,
  • творческое конструирование.

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока, объяснение правил конкурса.
  3. Командные конкурсы: «Конкурс капитанов», « Танцевальный»,« Что? Где? Когда?», « Домашнее задание», « Мода в эпоху Петра», « Домино», « Верите ли вы…».
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент урока

II. Сообщение целей урока, объявление правил урока- конкурса

Учитель истории. Реформы Петра 1 коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были преобразования в быту и культуре. Тема нашего урока: « Петровская ассамблея». Название говорит само за себя. Ведь Петровские ассамблеи – наглядный пример петровских реформ. Цель нашего урока: Воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра 1. Сегодня мы проводим интегрированный урок истории совместно с руководителем студии « Молодежная мода», педагогом дополнительного образования.

Учитель ДО. Сегодня мы вспомним, как появились ассамблеи, кто в них участвовал, какие изменения произошли в облике, одежде, манере поведения населения эпохи Петра.

Учитель истории. Мы попробуем перенестись в 18 век и станцевать самый популярный танец того времени. А, чтобы наш урок прошел интересно, мы проведем его, разыгрывая разные конкурсы и викторины, название которых вы видите на игровом поле.

Учитель истории. Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром 1 в 1718 году. В своем указе он пояснял, что ассамблея – это « вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается…» Давайте познакомимся с участниками нашего « вольного собрания».

Представление команд. На нашем празднике присутствуют:

1 команда: « Вольное собрание».

2 команда: « Птенцы гнезда Петрова».

III. Командные конкурсы

1. «Конкурс капитанов»

Учитель истории. Признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания в дворянских домах – ассамблеи. Следовательно, Петр 1 принуждал дворян к новым формам досуга. Итак, ассамблеи – торжественный прием гостей в знатных домах. Сам Петр 1 составил правила организации и поведения на ассамблеях. Попросим капитанов вспомнить эти правила. Критерии оценки конкурса «Капитанов»: глубина знаний, аргументированность ответа, грамотность ответа. Высшая оценка 5 баллов.

Капитаны получают карточку с вопросом и сразу отвечают.

Учитель истории.

  1. Где проводились ассамблеи и что должны были делать хозяева предоставленного дома?
  2. Кто участвовал в ассамблеях?
  3. Что такое церемониальные танцы?
  4. В какое время собирались ассамблеи и что на них делали гости?

Учитель истории. Вывод: Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения.

Капитаны показали знания по истории создания ассамблей.

Подведение итогов « Конкурса капитанов».

Учитель ДО.

Когда-то царь Великий Петр, приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод, не знал, другой заботы.
Бороды заставил брить, сарафаны не носить,
Рот платочком вытирать, ручку даме целовать.

Учитель истории.

Проводимые Петром 1 преобразования конца 17 – первой четверти 18 века распространились на бытовой уклад русского общества. Манерами, воспитанием и образованием Петр 1 обязан Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло на любовь Петра 1 к зарубежным традициям. После возвращения из Великого посольства из Европы в 1698 году Петр 1 начал активно вводить одежду европейского образца и другие новшества.

2. Конкурс «Что, где, когда?»

Участники ассамблеи должны показать знания Петровских реформ в области быта и культуры. Командам предлагаются блиц – вопросы. В течение 30 секунд команда дает ответ на 4 вопроса.

Критерии оценки конкура « Что, где, когда?»: полнота ответа, быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Вопросы конкурса:

Учитель истории.

  1. В каком году обнародован «Указ о брадобритии»?
  2. Какой налог должен был уплатить, желающий носить бороду?
  3. Кому позволялось носить усы и бороду без уплаты налога?
  4. В каком году был издан указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья?
  5. Назовите предметы одежды европейского стиля, которые были введены Петром 1.
  6. Когда Петр 1 ввел новый счет лет?
  7. Какие нововведения были введены Петром 1?
  8. Какие новые формы общения появляются во времена Петра 1?

Подведение итогов конкурса: «Что? Где? Когда?».

3. Конкурс «Домашнее задание»

Критерии оценки конкурса «Домашнее задание»: эмоциональность и артистичность выступления, эстетичность оформления, активность. Высшая оценка участия в конкурсе 5 баллов.

Петр 1 придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим и послушаем, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

Выходят участники конкурса «Домашнее задание». Звучит музыка.

Учитель истории. Государь указ издал… Кто из вас, его читал?

Инсценированное выступление команды « Вольное собрание».

Учащийся:

Отменно прочно строить корабли, чтоб в плаванье ходить на край земли.
Морскому делу за границей обучен граф Роман.
Ему придется потрудиться, вот смелый будет капитан!

Учащийся:

Сударыня, скучать нам не придется боле, не знали многих развлечений мы дотоле.
Из самоваров – чай, народные обеды, в салонах модных – светские беседы.
Зимой морозной – на санях катанье и на кофейной гуще по ночам гаданье.

Учащийся:

Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает простоты!
Графиня, за границей это носят без стесненья. К чему тогда в продаже украшенья?
Ах, мне поверьте, не успеть за модой, она меняется так быстро год от года!

Инсценированное выступление команды « Птенцы гнезда Петрова».

Учащийся:

Наш государь умен и просвещен, весь Петербург идеей восхищен!
Приказ царя: державу укреплять и матушку- Россию прославлять.
«Пример с меня берите, господа!»- сказал царь Петр.
И руки показал в мозолях от труда.

Учащийся:

Стихи в альбом устали мы писать.
Хотела бы я новость рассказать: «У Полицейского моста на Мойке теперь пойдут спектакли бойко!
Просила я одну княжну прислать мне бархат из Парижа».

Учащийся:

Да, вы, сударыня, не в курсе, вижу. А, впрочем, это не секрет.
Ведь государь – то наложил запрет: в Россию бархат не велел ввозить,
Чтоб ткани русские, российские носить.

Звучит музыка.

Учитель истории. На ассамблеях танцевали, беседовали, веселились. Конечно, умение держать себя в обществе пришло не сразу. Поначалу непривычные к светскому общению дворяне воспринимали ассамблеи как очередную повинность. Молодежь же, напротив, быстро вошла во вкус новшеств. Участие в ассамблеях заставляло дворянина овладеть хорошими манерами (политесом), учить иностранные языки для общения с иноземцами.

Подведение итогов конкурса « Домашнее задание».

4. Конкурс «Мода в эпоху Петра»

Учитель ДО. Царские указы предписывали одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Дворянские жены и дочери сменили русские телогрейки на европейской платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством. Портным запрещалось шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и сапог и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Петр 1 взялся за введение одежды европейского покроя. Например, на пирах Петр 1 сам обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям. Мы начинаем следующий конкурс: «Мода в эпоху Петра» и отправим наших милых барышень и кокетливых модниц в туалетную комнату попудрить носики и поправить свой туалет. Командам предложено задание: изготовить элементы одежды эпохи Петра 1 и используя дополнительную литературу по истории костюма, подготовить рассказ о направлениях моды того времени. Для выполнения работы на рабочих столах приготовлены ткани, трафареты, ножницы, иглы, клей, кисточки, технологические карты, дополнительная литература по истории костюма.

Критерии оценки конкурса « Мода в эпоху Петра 1»: глубина знаний, полнота наглядности, активность каждого участника команды, эстетичность оформления и аккуратность выполнения работы, грамотность изложения материала. Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

Учитель ДО. Наша ассамблея продолжается. Как легким дуновением ветра открылись двери нашего зала, и гости услышали прекрасные звуки флейты. Выходит ученица и исполняет музыкальное произведение на флейте.

Учитель ДО. Пока наши барышни пудрят носики и поправляют туалеты, мы с вами вспомним какими манерами и правилами поведения должны были обладать молодые юноши и милые барышни. Сам император стремился к тому, чтобы русские молодые люди усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, красиво говорить и писать, доброжелательно общаться друг с другом. И таким кодексом поведения молодого поколения дворян стала опубликованная переводная книга. Давайте вспомним полное название книги для отроков.

5. Конкурс «Домино»

Учитель ДО. Условия конкурса. В конверте, разрезанное на части название книги о правилах хорошего тона. Участникам конкурса необходимо на время собрать название, выложить его на столе и прочитать.

Конкурс оценивается в 5 баллов. Команды собирают название книги

«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению»

Подведение итогов конкурса «Домино».

6. Конкурс «Знаете ли вы…»

Учитель ДО. Каждая команда должна ответить на 4 вопроса. Каждый правильный ответ -1 балл. Члены команд дают краткие ответы. На ваших столах лежат отдельные статьи из книги « Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». В течение 2 минут вы будете работать с текстами статей и постарайтесь правильно ответить на поставленные вопросы.

Вопросы конкурса «Знаете ли вы…»

Учитель ДО.

  1. Составитель наставлений неизвестен.
  2. Эта книга излагала правила молодых людей только в общественных местах.
  3. На вопрос отца следовало ответить: « Чего ты хочешь, батюшка?»; или «Чего изволите, государь- батюшка?»
  4. Скромность поощрялась?
  5. Часто чихать и кашлять было непристойно?
  6. У девиц ценилось умение бледнеть?
  7. Юноша должен был обладать 20 добродетелями?

Подведение итогов конкурса « Знаете ли вы…»

Учитель ДО. Вывод. Друзья! И в наши дни, мы помнить этикет должны. Чтоб в нашей жизни, как наказ, звучал Петра святой указ.

Учитель ДО. А теперь мы пригласим наших модниц из команды « Вольное собрание» и послушаем их рассказ о моде тех времен. Выходят ученицы и рассказывают о костюмах Петра 1. Учащимися выполнена накидка и жабо. Один из учащихся демонстрирует костюм Петра

Учитель ДО. Одежда для мужчин в Петровские времена отличалась большей простотой и следовала не французской, а голландской и немецкой моде.

Учитель ДО. Приглашаем юных барышень команды «Птенцы гнезда Петрова» и слушаем их рассказ. Ученицы рассказывают о женской одежде. Учащимися выполнены кружева на бардовом платье и рукавах и белый воротник. Учащиеся демонстрируют женские костюмы Петровской эпохи.

Учитель ДО. В облике женщин стали ценить грациозность, стройность фигуры. Европейские платья на корсетах красили юных девиц. К середине 18 века женская одежда попала под влияние французской моды. Роскошные костюмы столичных вельмож затмевали более простые костюмы московского боярства, несшие черты провинциальности.

Подведение итогов конкурса «Мода в эпоху Петра».

Учитель ДО. Вывод: Петр 1 стремился к тому, чтобы Россия была развитым, просвещенным государством, как страны Западной Европы. И конечно претерпел вестернизацию и русский костюм, который до этого времени оставался с резко выраженными национальными чертами. А теперь мы перейдем к самому красивому конкурсу нашего урока – «Танцевальному».

Учитель истории. Стиль придворной хореографии, дошедшей до нашего времени, складывался постепенно. Это был длительный процесс. Для 18 века характерны танцы линейно- шеренговой системой в парах, построенных на мелких шагах и бесконечных поклонах, исполнению которых придавалось большое значение. Во время проведения ассамблей гости должны были уметь танцевать различные танцы, многие из которых пришли из Европы. Наиболее популярным был менуэт. Менуэт - старинный французский народный танец. Произошел от народного хороводного танца в провинции Пуату. При Людовике 14 стал популярным танцем. С середины 16 века стал бальным. В России появился в 18 веке. Изящные движения рук и реверансы придавали танцу необычайную галантность

7. «Танцевальный конкурс»

Учитель истории. Но прежде чем Вы исполните элементы этого танца, ответите на несколько вопросов.

  1. Кто учил русских дам и кавалеров европейским танцам?
  2. Какие основные фигуры менуэта вы знаете?
  3. Почему менуэт танцуют медленными мелкими шагами?

Назовем критерии оценки «Танцевального» конкурса: техника исполнения, артистичность, сценическая культура. Оценивается участие в конкурсе по 5 бальной системе.

Учитель истории. В ассамблею Летний сад, превращался вдруг в танцзал. Каждый, кто прийти изволил, много- много танцевал.

Входит Петр 1. Вы пришли на ассамблею, менуэт продолжит бал. Приглашайте, кавалеры, своих милых, нежных дам.

Звучит музыка, учащиеся танцуют менуэт. Подведение итогов «Танцевального конкурса».

Учитель истории.

Танец приобрел большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества. Танец составляет основу всех увеселительных мероприятий уже на протяжении нескольких веков. Ну, а в нашем конкурсе победило искусство.

IV. Итог урока

Учитель истории. Царь Петр 1 устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк. Прежде чем закончить нашу ассамблею, позвольте подвести итоги конкурса и наградить победителей. Подведение итогов урока- конкурса. Реформы Петра 1 коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были преобразования в быту и культуре. Внешний вид современников Петра 1 разительно изменился - бритые лица, парики, камзолы и башмаки с чулками. Такова внешняя, наглядная грань между « московским» и петербургским» периодами отечественной истории. Преобразования в быту коснулись в основном дворян, отчасти богатейших купцов. Жизни крестьян и городского простонародья они не затронули. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

V. Домашнее задание. Написать мини-сочинение от имени участника Петровской ассамблеи.