Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме "Греческая керамика"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить уч-ся с греческой вазописью со стилями (чернофигурных и краснофигурных) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
  • способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
  • развивать творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Оборудование и материалы:

  1. Карта «Греция в IV веке до н.э.»
  2. Приложение № 1. «Виды греческих ваз»
  3. Приложение № 2. «Виды орнаментов»
  4. Приложение № 3. «Стили древнегреческой керамики»
  5. Приложение №3. Рисунок 2. Образец самостоятельной работы (чернофигурный стиль); Рисунок 3. Образец самостоятельной работы (краснофигурный стиль).
  6. Приложение № 4. «Иллюстрации ваз» (рисунки с 1 по 12)
  7. Приложение № 5. «Лекало ваз» (для самостоятельной работы)
  8. Учебник «История Древнего мира» 5 класс.
  9. Художественные материалы (кисти, гуашь, бумага формата А4)

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись» (запись в рабочую тетрадь). На уроки мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.

III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)

Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?

Ответ: Аттика

Вопрос: Чем знаменит город Афины?

Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия)

Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик

Рассказывает уч-ся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.

(Приложение № 1.)

Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Канфар (рис 1.) – чаша для вина.

Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.

Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.

Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»

Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.

Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)

Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.

Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)

Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Приложение № 4.)

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. (Приложение № 2. «Виды орнамента»). (Работа в рабочих тетрадях. Зарисовать несколько орнаментов).

Очень распространен был меандр (Приложение № 2. рис. 1) – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Бутон лотоса (Приложение № 2. рис. 2). – символ жизни.

Любили греки изображать волну (Приложение № 2.) – это водная стихия, очищения.

Орнамент (Приложение № 2) –изображение Солнца. Это – знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. Это древнейший тип солнечного орнамента.

Орнамент (Приложение № 2.)- пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (Работа с учебником: «История древнего мира» 5 класс, глава 7).

Вопрос: Посмотрите (Приложение № 3. рис. 1,2,3) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять четыре стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).

  1. Древнегреческая вазопись появляется IV – VIII в. до н.э. этот период принято называть «геометрика» или геометрический стиль. На ранних этапах керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. В эпоху геометрического стиля, преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п. Стилизованные растительные и анималистические мотивы применялись довольно редко. Типичными украшениями ваз являлись круги и полукольца. К концу VIII в. до. н.э. этот стиль исчезает. (Приложение № 3. рис. 1)

  2. В конце VIII в. до. н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «восточный стиль»

  3. Развивается в VI в. до. н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль – как самостоятельный стиль украшения керамики. По поверхности красной обожженной глины рисовали чёрным лаком. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. (Приложение № 3. рис. 2).
    Чаще стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршество, сражения, мифологические сцены и танцы. (Учебник «История Древнего Мира» 5 класс, глава 7). Горлышко и дно сосудов украшались узорами, в том числе орнаментом, в основу положены вьющиеся растения и пальмовые ветви. (Приложение № 4.)
    К концу 570 г. до.н.э. Афины по искусству вазописи превзошли всех. Эти вазы получили в искусствоведении название «аттическая чёрнофигурная керамика». Впервые мастера гончарного дела и вазописи стали с гордостью подписывать свои произведения. Благодаря этому мы знаем их имена. Самые известные мастера вазописи Эксекий, Пасиад и Харес. (Приложение № 4)

  4. Постепенно чёрнофигурный стиль исчерпал себя, вазопись нуждалась в новом решении, которое пришло вместе с новым стилем, и, начиная с 530 г. до.н.э. появляется краснофигурный стиль. (Приложение № 3. рис. 3; учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7).

Отношения между фигурами и фоном поменялись: светлые фигуры стали рисовать на тёмном фоне. Появилась возможность создавать глубину пространства. Разные составы красок (шликера) позволяли получать любые оттенки коричневого.

Кроме мифологических сюжетов теперь встречаются и зарисовки из повседневной жизни, (Учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7) женские образы, интерьеры гончарных мастерских, флейтисток и танцовщиц, школы, весёлый пир, спортивные состязания, конная упряжь и другие мелкие детали четко прорисовываются, архитектурные сооружения, человеческие образы. (Приложение № 4 рис. 5) Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами6 Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра. (учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7).

Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости» (учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7), Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. (Приложение № 4 рис. 2-6). К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

IV. Практическое выполнение работы. (Приложение № 3. рис. 2,3)

Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить.

Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?

Ответ:

  1. Необходимо выбрать форму вазы. (Приложение № 5. «Лекало греческих ваз»)

  2. Разделить её на ярусы, где будет располагаться орнамент (ножка и горлышко).

  3. Выполнение сюжетного рисунка

Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.)

  1. Название сосуда.

  2. Стиль (краснофигурный или чернофигурный)

  3. Композиция (вид орнамента, сюжет, цикл мифа, герой мифа)

V. Выполнение задания

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись от туда с красивыми вазами.

Вопрос: Какие виды ваз мы с вами увидели?

Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….

Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?

Ответ: Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.

Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?

Ответ: Красный и черный, постепенно сталь появляться белый.

Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?

Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения

Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы. Вопросы записаны на доске.