Логоритмическое занятие с детьми подготовительной к школе группы по теме: "По дороге к Метелице"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР посредством музыкально - логоритмических занятий.

Задачи.

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Увеличивать объём памяти.
  • Формировать двигательные навыки.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Укреплять мышцы языка.
  • Развивать художественно-творческие способности детей через индивидуальное выражение игрового образа.

Оборудование. Магнитофон, 2 металлофона, маски зайца и лиса.

Репертуар. Русские народные наигрыши, “Прялица” рус. нар. песня, попевка “Снегири” муз. Е.Тиличеевой, “Сел на ветку снегирёк” немецкая детская песенка, “У оленя дом большой” финская нар. песня, стихотворение “Снегири” А.Барто, игра “Заяц и лис” муз. М.Картушиной, сл. И.Токмаковой, игра “Ледяные фигуры” муз. и сл. М.Картушиной, пальчиковая игра “Пироги пшеничные" шведская детская песенка.

Ход занятия

Под весёлую русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам сказку… Было у одной матери две дочери: одна трудолюбивая, а другая – ленивая. Но мать больше любила ленивую дочку, а трудолюбивой приходилось выполнять всякую работу по дому. Вот однажды мать велела напрясть дочери много пряжи. Села девушка около колодца, взяла веретено, прялку. Прядёт да напевает:

-Ой, ты, прялица, ты прялица моя,
Пойду, вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывать,
На подруженек поглядывать.

Эту песню исполняет музыкальный руководитель самостоятельно без детей.

Музыкальный руководитель: Прядёт девушка, а сама с подружками разговаривает.

Детям предлагается проговорить скороговорку “Орешки”:

Решки, решки,
Щёлкаем орешки,
Щёлкаем орешки,
Сидя на тележке.

Проговаривая скороговорку, дети поочерёдно прикасаются к большому пальцу правой руки указательным, средним, безымянным и мизинцем. Затем это проделать левой рукой.

Музыкальный руководитель: За разговорами уколола девушка пальчик веретеном. Наклонилась к колодцу, чтобы смыть кровь, да и уронила веретено в воду. Узнала об этом мать, рассердилась и велела доставать веретено. Делать нечего, девица прыгнула в колодец и оказалась в волшебной стране. Пошла по дорожке, а птички синички ей дорогу показывают.

Дети выполняют упражнение для координации речи и движения “Синичка”:

Скачет шустрая синичка, Дети прыгают на двух ногах врассыпную по залу.
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. Кружатся.
Вот присела на минутку, Приседают.
Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.
И с дорожки – на плетень, Убегают на места.
Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

(А.Барто)

Музыкальный руководитель: Довели её синички до дерева. А на дереве сидят снегири и поют песенки.

Дети исполняют попевку “Снегири” Е.Тиличеевой. Своё пение дети сопровождают взмахами рук на восьмые длительности, а на четвертные – опускают их на колени. Двое детей аккомпанируют на металлофонах.

Музыкальный руководитель: Вдруг солнышко исчезло, набежала тучка, полил дождь, и маленькие снегири насквозь промокли. Решила девушка позвать ветер, чтобы он подсушил крылышки у снегирей.

Дети выполняют дыхательное упражнение:

Сел на ветку снегирёк – Дети взмахивают кистями рук.
Ф-ф,ф-ф. Коротко и быстро выдыхают.
Брызнул дождик – он промок. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Ф-ф, ф-ф. Коротко и мягко выдыхают.
Ветерок, подуй слегка, Качают поднятыми руками над головой.
Обсуши нам снегирька!
Ф-ф-ф. Продолжительно выдыхают.

(Немецкая детская песенка)

Музыкальный руководитель: Снегири обсохли, пёрышки свои расправили, даже от радости сделали в воздухе круг и посоветовали девушке:

-Иди вот по этой дорожке, она и приведёт тебя к твоему веретену.

Девушка послушалась птиц и отправилась в путь…

Дети выполняют двигательное упражнение “Мы идём”:

Мы идём, мы идём, Дети маршируют.
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
“Ля-ля-ля…”
Через сугробы мы шагаем, Шагают, высоко поднимая колени.
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
“Тра-та-та…”
А теперь на лыжи встали, Двигаются скользящим шагом.
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
“Ух!”

Музыкальный руководитель: Идёт девушка по дорожке и видит, как зайчик от лиса убегает.

Проводится игра “Заяц и лис” муз. М.Картушиной, сл. И.Токмаковой. Двум детям надевают маски “Лиса” и “Зайца”:

Стой, зайчонок, не беги Дети грозят пальцем.
По тропинке узенькой, Вытягивают вперёд прямые руки, приблизив их друг к другу (“тропинка”).
Лучше ты побереги Грозят пальцем.
Хвостик свой кургузенький. Руками прикрывают “хвостик”. “Заяц” встаёт позади колонны. Далее с другой стороны крадётся “лис”.
Лис крадётся вдоль тропы – По очереди выставляют руки вперёд, раздвинув пальцы, как коготки.
Щёлк-щёлк, топ-топ-топ. Два раза щёлкают пальцами, три раза притопывают.
Вряд ли ищет он грибы – Покачивают головой, руки на поясе.
Щёлк-щёлк, топ-топ-топ. Щёлкают 2 раза, притопывают 3 раза. “Лис” встаёт рядом с “Зайцем”. Они образуют последнюю пару.
Ты, зайчонок, не зевай, Грозят пальцем.
А от лиса убегай! Бегут на месте.

Дети берутся за руки и поднимают их, образуя “ворота”. На проигрыш “заяц” и “лис” проходят через “ворота” и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной.

Раз, два, три! Хлопают в ладоши.
Беги! “Лис” обегает колонну с одной стороны, “заяц” - с другой. Вернувшийся на то же место ребёнок становится победителем.

Музыкальный руководитель: Девушка прогнала лиса, а зайчик в благодарность посоветовал ей спросить дорогу у оленя.

Дети исполняют финскую народную песню “У оленя дом большой”. Если песня выучена хорошо, то её можно исполнить по ролям:

У оленя дом большой. Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.
Он глядит в своё окошко. Приставляют ладони ко лбу “козырьком”.
Зайка по лесу бежит. Показывают кистями рук уши зайца.
В дверь к нему стучит.
-Тук, тук! Дверь открой! Стучат кулачком одной руки по ладони другой.
Там в лесу охотник злой! Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями.
-Зайка, зайка, забегай! Грозят пальцем.
Лапу мне давай! Вытягивают руки вперёд.
Быстро дверь олень открыл, Разводят руки в стороны.
Зайца в дом к себе пустил. Прикасаются ладонями к груди.
Заяц, друг, не трусь теперь, Грозят пальцем.
Мы закроем дверь. Разводят руки в стороны и затем прижимают ладони друг к другу.
-Ой, ой, страшно мне, Сгибают руки в локтях перед грудью и трясут
Как-то мне не по себе, опущенными кистями.
Сердце в пятки всё ушло Прижимают руки к сердцу и затем показывают на ноги.
И не отошло. Отрицательно качают головой.
-Не дрожи, зайчишка мой, Грозят пальцем.
Я смотрел в своё окошко: Приставляют ладонь к глазам.
Убежал охотник злой - Взмахивают одной рукой.
Посиди немножко! Вытягивают руки вперёд, развернув ладони вверх.
-Да, да, посижу, Прохлопывают ритмический рисунок.
Больше я уж не дрожу, Кивают головой вперёд - прямо.
У меня прошёл испуг, Качают головой вправо-влево.
Ты хороший друг! Вытягивают руки вперёд, развернув вверх ладони.

Музыкальный руководитель: Олень подсказал девушке, по какой тропинке ей надо идти. Идёт она по лесу и напевает.

Дети выполняют чистоговорку:

Ду-ду-ду – по дороге я иду. Дети “проходятся” пальцами по бёдрам.
Да-да-да – друг поможет мне всегда. Хлопают в ладоши.
Де-де-де – веретенце где? Разводят руки в стороны и пожимают плечами
Ди-ди-ди – вижу домик впереди. Приставляют ладонь к глазам.

Музыкальный руководитель: И вот девушка подошла к чудесному домику. Он был такой красивый! А жила в нём госпожа Метелица. Она пообещала вернуть девушке веретено, если та поступит к ней в работницы… Целый месяц девица проработала у госпожи Метелицы. Она была трудолюбива, поэтому ей хорошо жилось. С утра девушка вставала, за работу принималась: мыла, стирала, готовила. Особенно нравились госпоже Метелице её пироги.

С детьми проводится пальчиковая игра “Пироги пшеничные”:

Мы печём пшеничные Дети “пекут пирожки”.
Пироги отличные.  
Кто придёт к нам пробовать Поднимают вверх плечи, разводят руки
Пироги пшеничные? в стороны.
Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.
Пёс лохматый со двора.  
И другие, все, кто может, “Зовут” руками.
Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперёд, слегка наклонившись.
Тесто замесили мы, Разминают пальцами бёдра.
Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальцами (“сыплют сахар”).
Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок.
В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперёд, прикасаясь их боковой частью друг к другу.
Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки.
Наша мама говорит: Ставят руки “полочкой” перед грудью.
-Крошки, что останутся, “Крошат крошки”.
Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям.

(Шведская детская песенка)

Музыкальный руководитель: У госпожи Метелицы была большая пуховая перина. Каждый день девушка её хорошо взбивала, пух взлетал вверх, словно снежинки. А в это время на земле у людей шёл снег.

Дети исполняют песню о Зиме (по выбору).

Музыкальный руководитель: Прошёл ровно месяц. И госпожа Метелица дала девушке веретено, отпустила домой. Когда девушка проходила через ворота, на неё сверху полился золотой дождь, и она вся стала золотая: и одежда, и волосы. Вот такой подарок ей сделала госпожа Метелица. Как только девушка вышла из ворот, то сразу оказалась во дворе родного дома. Увидела её ленивая сестра и тоже захотела стать такой же. Лентяйка быстро бросила веретено в колодец и сама прыгнула вслед за ним. Только вот оказавшись в волшебной стране, она не стала помогать ни снегирям, ни зайцу. Ленивая дочка только фыркала да губы презрительно кривила. Вот так…

Поводится логопедическая гимнастика:

  1. Упражнение “Обезьянка”. Чуть приоткрыть рот и положить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 секунд. Упражнение отрабатывает движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений, укрепляет мышцы языка.
  2. УпражнениеБульдог”. Чуть приоткрыть рот и положить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 5 секунд. Упражнение тренирует подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений.
  3. Упражнение “Чередование”. Выполнять попеременно упражнения “Обезьянка” и “Бульдог” в спокойном темпе. Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка, тренирует способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

Музыкальный руководитель: Госпожа Метелица тоже наняла ленивую дочку в работницы. Только эта девица работать не любила, всё делала плохо. Поэтому, когда отпустила её госпожа Метелица домой, на лентяйку сверху пролился ледяной дождь, и она превратилась в ледяную статую.

Проводится игра “Ледяные фигуры” сл. и муз. М. Картушиной:

Снегом заметает всё Дети идут по залу врассыпную, вращая кулачками перед грудью.
Ветер ледяной,
В круговерти кружимся
Даже мы с тобой. Кружатся на месте.
А мороз ударит как – Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны.
На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.
Всё скуёт на раз. Вытягивают руки вперёд.
И фигурой ледяной Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.
Станем мы сейчас.
Мороз ударил – раз! Хлопают в ладони 3 раза.
Мороз ударил – два!
Мороз ударил – три!
Ледяная фигура, Принимают различные позы на сильную долю
На месте замри! музыкального такта и замирают на последнее слово.

Пошевельнувшиеся выбывают из игры.

Подводится итог занятия: дети высказывают своё мнение – почему так по – разному наградила госпожа Метелица двух девушек.

Музыкальный руководитель: Что же получается?..

Кто что заслужил, то и получил!