Воспитание толерантности

Разделы: Внеклассная работа


Развал коммунистической ценностно-нормативной скрепы в СССР на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века породил нравственно-идеологический вакуум, который быстро заполнился в некоторых регионах страны этноцентристским и интолерантным суррогатом, стимулировавшим этнические чистки, этноцид, религиозную этническую дискриминацию.

Сейчас наиболее остро встал вопрос о толерантном воспитании школьников. На базе МО начальных классов создана творческая группа “ Воспитание толерантности и этнокультурное образование младших школьников”

Что же такое толерантность?

Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.

“Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).)

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного  реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения  и воспитания

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитаниютолерантности у детей и подростков.

Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других Непонимание. Эгоизм.
Доброжелательность. Игнорирование. Цинизм.
Желание что-либо делать вместе. Нетерпимость.
Понимание и принятие Выражение пренебрежения.
Чуткость, любознательность. Раздражительность.
Доверие, гуманизм. Равнодушие.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный

Деятельностный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
  • индивидуальный подход
  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;
  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

Функции толерантности

  1. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
  2. Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
  3. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
  4. Культуросохраняющая обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
  5. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
  6. Психологическая служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
  7. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

* В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.

* С точки зрения философии толерантность — это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.

* В этике понятие “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.

Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

* Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности “другого”, отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом, как отмечает Ю.М. Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало “золотое” правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же. как к себе, а к себе, как к другому.

Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь.

Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.

При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача — помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.

* Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

* Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и
не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

* На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача — помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

* Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обусловливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения также тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве.

* Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, этническое поведение, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Однако более глубокое знакомство с особенностями этнокультуры обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций.

* Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую-либо другую жизнеохраняющую функцию. Например, житель Севера России, не знающий обычаев народов, проживающих в Средней Азии, может сильно удивиться, узнав, что такой известный ему напиток, как чай, который он привык применять в качестве согревающего средства, употребляется в жарком климате для преодоления нестерпимой жажды.

* Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, “культурную дистанцию” не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей труппой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязни чужого), русофобии и другим отрицательным последствиям.

* Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:

  • развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);

  • включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

  • развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; •создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;

  • проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Реализация поставленных задач через:

  1. Тренинг общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика и коррекция личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению);
  2. Психодрамма или социодрамма (социально – психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека)
  3. Ролевая игра (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением)
  4. Творческий проект (пошив национальных костюмов для куклы, составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. Это повышает активность учащихся на уроках и способствует осознанному изучению материала)
  5. Знакомство с традициями, обрядами, фольклором разных народов (приоритетным является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты Астраханского края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры города)

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила — толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам — одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее — значит, во многом решить проблему межнационального согласия. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском - “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В арабском толерантность - “прощение, снисходительность, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим”, в персидском - “терпение, выносливость, готовность к примирению”.

Работа творческой группы включает в себя два блока: 1 блок “Моя родина - Астрахань”, 2 блок “Я - гражданин России”.

Задача первого блока - это создание у учащихся образной картины своего многонационального города. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты Астраханского края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры города, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего многонационального народа.

Реализация работы 1 блока осуществляется через экскурсии, концерты; через подбор игр, пословиц, поговорок, текстов этнического и краеведческого характера, использование которых на уроках ОЗОМ, чтения, русского языка и математики передавали бы мир культурно-национальных ценностей своего народа.

Задача второго блока - создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся астраханцев прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека, воспитания этнотолерантности. Решение этой задачи - через программу практических занятий - тренингов, уроки толерантности, классные часы, мероприятия.

Практические занятия–тренинги

"Все мы разные, но мы все вместе"

Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам.

Упражнение "мировое приветствие".

Приветствовать одногруппников  без слов принятыми в различных странах способами:

  •      Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
  •      Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
  •      Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
  •      Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
  •      Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
  •      Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
  •      Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
  •      Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
  •      Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

  •      Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
  •      Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
  •      Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?

"Разные миры – одна планета"

Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности

Упражнение "Добрый день, шалом, салют"

Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников.

Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.

  • Италия: Bon giorno.
  • Швеция: Gruezi.
  • США: Hi.
  • Англия: Hello.
  • Германия: Guten Tag.
  • Испания: Buenos Dias.
  • Гавайи: Aloha.
  • Франция: Bonjours, Salut.
  • Малайзия: Selamat datang.
  • Россия: Здравствуй.
  • Чехия: Dobry den.
  • Польша: Dzien.
  • Израиль: Shalom.
  • Египет: Asalamu Aleikum.
  • Чероки (США): Schijou
  • Финляндия: Hyva paivaa.
  • Дания: Goddag.
  • Турция: Merhaba.

Занятие “Пазлы”

Попросите детей собрать мозаику.

  • Какой части не хватает?
  • Почему порой вы - дети не принимаете в свой круг общения других детей (из-за цвета кожи, из-за того, как ребенок одевается, какой религии придерживается)
  • Какая связь между мозаикой и нашими взаимоотношениями?

- Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас всех разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.

- А что у всех детей общее?

(Учеба, получить образование, игры, интересы)

И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Вывод:

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Приложение: презентация

19.01.2010