Проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время: "Истоки, обычаи и традиции зимних праздников в России, Германии, Франции и Англии"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Иностранный язык является одним из приоритетных направлений развития столичного образования. Программа «Столичное образование – 5» предусматривает интеграцию возможностей языкового образования, проектную и исследовательскую деятельность в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного учебного поиска. Проектная деятельность позволяет использовать ИЯ как средство, с помощью которого можно приобрести и продемонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, решать интересные, практически значимые и доступные учащимся задачи с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения определенной проблемы.

В работе над проектом «Истоки, обычаи, традиции зимних праздников в России, Германии, Франции и Англии» мы определили 3 основных этапа:

  • Этап предпроектной подготовки
  • Исследовательский этап
  • Этап представления полученных результатов.

Этап предпроектной подготовки.

  1. Основным шагом в этом этапе является определение объекта исследования. В курсе иностранных языков проектная деятельность может использоваться в рамках программного материала по любой теме с учетом практической значимости для обучающихся (человек и его окружение). На уроках английского, немецкого и французского языков определенное количество часов отводится на изучение темы «Праздники» в разделе «Страноведение». Однако, если знакомство с таким увлекательным материалом является для обучающихся интересным и увлекательным, то сравнение обычаев, традиций, выявление общего и особенностей празднования у народов стран изучаемых языков - это уже объект исследования.
  2. Определив объект исследования, надо сформулировать проблемную задачу. В этом нам помог «мозговой штурм», предложенный ребятам рабочих групп. В ходе его обозначилось желание учащихся заняться сравнительной характеристикой известных зимних праздников разных стран с целью изучения истории их возникновения и особенностей празднования.
  3. Формулирование темы проектной работы. Нам показалась интересной следующая тема для исследования «Истоки, обычаи, традиции празднования зимних праздников в России, Германии, Франции и Англии». Проект по этой теме может быть открытым и наполняться новым материалом.
  4. Выдвижение гипотез решения проблемной задачи проходило во время встреч малых групп, каждая из которых выдвигала свой план и путь решения проблемной задачи. Главное в этом моменте четко понимать, что для проверки выдвинутой гипотезы надо основываться на научных, серьезных источниках информации и правильно оформлять результаты своих поисков.
  5. Разработка плана исследования. Научные руководители составили приблизительный план работы над проектом, который довели до сведения малых групп, в которых среди участников были распределены обязанности по его реализации.
  6. Обсуждение плана в малых группах проходило в деловой творческой обстановке, основанной на личной заинтересованности ребят и их желании участвовать в поисковой, исследовательской или оформительской деятельности.
  7. Обоснование методов исследования. У каждого, кто занимается проектной деятельностью, возникают вопросы, как получены те или иные выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Конечная цель любого исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.

II. Исследовательский этап.

На этом этапе мы шли по следующим направлениям:

  1. Сбор данных с использованием соответствующих методов исследования. В своей работе мы использовали следующие методы: наблюдение, изучение личного опыта учащихся, анализ информации, полученной из разных источников, беседы, анкетирование.
    • Наблюдение – этот метод использовался во время поездки во Францию и Германию. Перед поездкой в Германию и Францию учащимся 9 «Б» класса было дано задание сделать фотографии «Праздничные виды городов», взять интервью у жителей городов этих стран, заполнить анкету. Приложение 1.
    • Изучение личного опыта учителей, родителей, одноклассников.
    • В беседах, диалогах, дискуссиях с участниками проекта выявлялись отношения людей к зимним праздникам, их чувства и намерения, оценки и позиции к традициям и обычаям разных народов. Приложение 2.
    • Метод анкетирования применялся при сборе материала с помощью специально разработанной анкеты.
    • При подготовке учебного портала применялся метод тестирования, так как он отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
    • Исследование разнообразных форм проведения зимних праздников в разных странах, их драматизация (Подготовка и видеосъемки сюжета праздника Трех Королей во Франции).
      Вce перечисленные методы взаимодополняли друг друга и применялись в комплексе.
  2. Анализ достоверности источников информации и полученных данных. Еженедельно проходили консультации с рабочими группами, где сообщалась найденная информация и осуществлялась защита гипотез решения проблемы с оппонированием со стороны всех присутствующих. Тактично объяснялось детям о нецелесообразности использования искаженной информации с разных неофициальных форумов.
  3. Обработка полученных данных. Работа над разделами проекта, составление его сравнительной характеристики. Приложение 3.
  4. Подготовка выводов. Целесообразно провести анкетирование участников проекта или мозговой штурм для составления выводов.
  5. Сопоставление сделанных выводов с первоначальной гипотезой.
  6. Оформление результатов исследования, корректировка и подготовка итогового отчета (демоверсии для конференции «Новое поколение») Приложение 4.
  7. Подготовка выводов. Целесообразно провести анкетирование

III. Этап представления полученных результатов:

  1. Публичная презентация результатов исследования.
    - другим рабочим группам,
    - на предварительной защите,
    - на гимназической конференции «Новое поколение»,
    - в кружках, на уроках, во внеклассных мероприятиях в течение недели иностранного языка.
  2. Анализ работы в течение проектного периода.
    Делаются выводы о работе каждого в отдельности и групп в целом.
    Выделяются положительные моменты и отрицательный опыт.
  3. Оценка работы проектной группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.

Приложения:

  1. Приложение 1 – Анкета.
  2. Приложение 2 – Результаты соцопроса.
  3. Приложение 3 – Сравнительная таблица.
  4. Приложение 4 – Первый и второй слайды проекта.