"Открытый урок"

Разделы: Музыка


Открытый урок – это одна из форм совместной творческой работы преподавателя и ученика. А если этот урок проводится для родителей? Тогда безгранично раздвигается сфера общения родителей с детьми. Ребята на этих уроках чувствуют большую ответственность, волнуются больше чем на концертах и зачетах, но и работают с большим творческим подъемом, слушая замечания не только преподавателя, но и родителей. Каждый год в своем классе я провожу открытые уроки для родителей. Уроки проходят по следующему плану:

  • Сначала учащиеся исполняют свои произведения.
  • Потом родители обмениваются впечатлениями.
  • Затем выслушивают точку зрения преподавателя.
  • В заключении идет обсуждение разных мнений и точек зрения.

Живой обмен мнениями о прослушанном произведении будит воображение, фантазию ребят, помогает им стать эмоционально активнее и осознаннее проникнуть в смысл произведения. Когда закончена первая стадия работы над произведением (выучен текст, продуман план), начинается самая основная часть творческого процесса – репетиции, где отрабатываются все детали и готовится произведение к концертному исполнению. Открытый урок – это как генеральная репетиция перед концертным выступлением, урок творчества и для преподавателя, и для ученика, и для родителей.

Какие же преимущества содержит такая форма урока-общения?

Прежде всего, ученик активизируется, возрастает его заинтересованность. Вот здесь, как нигде, требуется от ученика максимальная отдача, пианистическая раскрепошенность и эмоциональный творческий подъем.

А мнения родителей воспринимаются как нечто весомое, заслуживающее внимания. В свою очередь, у родителей приобретается умение помочь ребенку в выполнении домашних заданий, быть в сотворчестве с ним.

Роль открытых уроков для родителей велика! Хотя времени и сил затрачивается достаточно много, но и отдача со стороны ребенка колоссальная. Все усилия дадут прекрасные плоды. Результат (уверена!) пусть не сразу, но скажется.

На открытом уроке родители знакомятся с учащимися, которые готовятся к различным конкурсам. На уроке нужно создать доверительную, непринужденную обстановку, так как в непривычной ситуации ребенок иногда теряется, не всегда может сосредоточиться. Поэтому надо сначала пообщаться с детьми, представить каждого, дав небольшую краткую характеристику. А ребятам очень важно «собраться», выступить хорошо на сцене, показать все свое умение и грамотную работу преподавателя.

Семилетняя Катя Кашицына. Девочка без подготовительного класса занимается всего полгода. Серьезная и обязательная, скромная и внимательная. Сегодня она исполняет два произведения: А. Рюигрока «Горе куклы» и Г. Хейда «Чарльстон». Катюша учится в хоровом классе и готовится к зональному конкурсу по общему фортепиано, который проходит ежегодно в музыкальном училище.

Звучит пьеса «Горе куклы».         

Катя старается мягко, проникновенно играть грустную мелодию правой рукой, тихо аккомпанируя аккордами левой рукой. После первого проигрывания пьесы, слышится «облегченный выдох» ее родителей. И на мгновение – тишина. Наводящие вопросы к родителям:

  • «Вам понравилось?
  • «Как вы считаете, все ли получилось?
  • «Донесла ли она до слушателей образ этой пьесы?»

После небольшой паузы начинается обсуждение исполнения, и хотя родителям многое нравиться, они все же находят порой очень веские замечания, пусть даже не профессионального характера.

  • «Была немножко скована»
  • «Не хватило динамики»
  • «Не было свободы в руках»

Да, действительно, не все получилось после первого прослушивания. На уроке не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам – картинкам, рисункам, рассказам, которые призваны пробудить фантазию, воображение ребенка.

В своей творческой тетради Катя нарисовала рисунок к этой пьесе. Показав этот симпатичный рисунок (девочка ходит в художественный кружок), Катя рассказывает о том, какое у нее было чувство и настроение, когда она рисовала. Рисуя, ребенок говорит за персонажей своего рисунка, выясняет свои взаимоотношения с ним, выражает свои чувства, переживания, представление об окружающем мире. Вот эта взаимосвязь музыки и живописи очень важна для детей.

Выслушав профессиональные замечания преподавателя, ученица еще раз проигрывает свое произведение. И вот тут уже можно в процессе игры сделать дополнительные пояснения, заставить ученицу повторить то или иное место, чтобы добиться нужного движения рук, мягкого звукоизвлечения, гибкого снятия рук, то есть управлять по ходу игры творческим процессом. Так с помощью указаний и дружеской поддержки педагога, ученица, играя, слушала, впитывала и запоминала. И в итоге пьеса зазвучала совсем иначе, более мягко и проникновенно. А папа Катюши сказал: «Казалось бы небольшое, такое простое произведение – «Горе куклы», а я как будто это горе сам пережил. Удивительно, как можно без слов все рассказать». Вот это высказывание – многого стоит.

Следующее произведение Г. Хейда «Чарльстон» – ансамбль с педагогом.

Первое прослушивание этого произведения не очень понравилось родителям:

  • «Не было оригинальности в игре»,
  • «Не хватило четкости и ритмичности»,
  • «А мне понравилось. Только улыбнуться надо, уж очень старается».

После разговора с Катей по поводу характера танца, его ритмической оснащенности, внутренней раскрепощенности и свободы, еще раз исполняется эта пьеса. Несомненно, происходит какое-то внутреннее «освобождение» в душе ребенка, улыбка словно переходит в звук, что и требовалось во время урока для достижения художественной цели.

Через две недели на конкурсе Катя выступила очень удачно, заняла I место в младшей группе.

На сцену выходит ученица 4 класса Бортякова Лена (9 лет). Уверенная, с чувством собственного достоинства, у нее есть внутренняя организованность, но иногда переоценивает свои возможности, потому что не всегда трудолюбива и требовательна к себе.

Исполняет произведение – С. Майкапара «Легенда».

  • «Какая красивая мелодия!»
  • «Ученица чувствует смену настроения в разных частях пьесы»,
  • «А мне не очень понравилось выступление, нет свободы и раскрепощенности, пьеса прозвучала не убедительно» – это очень критическое высказывание мамы ученицы.

Начинается небольшая дискуссия по поводу содержания произведения и его исполнения. И вот необычный, можно сказать импровизационный ход событий: Лена Жукова (ученица 6 класса) встала и сказала: «Можно я прочитаю свою легенду, которую сама сочинила, когда сидела на уроке и слушала эту пьесу в исполнении Лены?» Она выразительно прочитала рассказ о прекрасном принце, о сказочно-чудесной долине цветов. Это был лирический показ природы, сказочная декорация, но очарование рано или поздно кончается, как кончаются сны наяву и сказки. После этого невозможно было сыграть еще раз это произведение просто, равнодушно, без эмоционально-творческого подъема.

Очень важно подходить к раскрытию содержания музыки через программную образность: рассказы, сочиняемые детьми, иллюстрации, рисунки.

Лена это произведение исполнила на конкурсе «Музыкальный калейдоскоп», который проходил в музыкальном училище, став лауреатом этого конкурса.

Далее свою конкурсную программу исполняет ученица 6 класса Жукова Елена (девочка готовилась к областному конкурсу по общему фортепиано «Поющий рояль», который проходил в хоровом училище г. Нижнего Новгорода). Девочка очень обязательная, целеустремленная, тонкая и поэтичная, хорошо читает стихи, пишет, рисует.

Исполняет произведение – А. Гречанинов «Скорбь». Пьеса сложная по своему содержанию, скорее по умению раскрыть это содержание в исполнении.

После первого прослушивания мнения родителей разделились:

  • «Не глубоко, мало драматизма»,
  • «Скорби нет, только печаль»,
  • «Эмоционально, выразительно»,
  • «А мне понравилось»,
  • «Робко сыграла, не раскрыла содержание» – реплика мамы ученицы.

Проанализировав все замечания родителей, я решила провести эксперимент. Предложила ученице такой вариант: я читаю стихи Анатолия Чепурова «Слепая мать», а в это время Лена исполняет свое произведение «Скорбь». Стихи эмоционально очень «сильные», прекрасно «ложатся» на музыку, заставляя ученицу четко следовать динамике стиха. Музыка растворена в поэзии, как поэзия наполнена музыкой. Так мы повторили 2-3 раза, добивались синхронности, динамической цельности содержания музыки и поэзии. Результат – прекрасный! Произведение зазвучало по-новому.

В. Купревич «Фонтаны».

После исполнения этой пьесы сначала я задаю вопрос ученице:

  • «Расскажи, о чем это произведение?
  • «Какой характер музыки?
  • «Какие бы ты сделала себе замечания?»

Этот вопрос активизирует, заостряет внимание и приучает ученика прислушиваться к своему исполнению. Ученица очень увлеченно рассказывает о музыке: о чем говорят бурные пассажи из 16 нот, почему звучит музыка то порывисто, будто вспыхивая и затихая, то нежно и мелодично. Вот здесь в работе следует перенести акцент с результата работы на процесс и выделить импровизационность, неожиданность, ощущение какого-то открытия, то есть создать условие для творческого созидания, а не пытаться «натаскивать» и ставить на главную ступень «технологию». Здесь нельзя учителю быть ментором, нужно прислушиваться к общему мнению. Только при таком отношении можно рассчитывать на ответную искренность ребят. Чтобы не получилось так, мы достигли прежде всего того, что нам надо, а желание самого ребенка, его творческие возможности оставили «за кадром». Хотя эта пьеса мало кому известна, но после разбора и анализа формы произведения, характера музыки, она зазвучала совсем по- иному и понравилась слушателям.

Далее в разговор вступает ее мама (человек очень эмоциональный, требовательный и грамотно анализирующий исполнение своей дочери). «Я даже картину «Фонтаны» на стену у инструмента повесила», – сказала она, чтобы Лена лучше поняла сюжет произведения, художественный образ, настроение».

Ребята все замечания и высказывания родителей воспринимают серьезно и внимательно. Вот здесь, как нигде, осуществляется взаимосвязь родителей и детей, понимание, уважение к их замечаниям. Положительная оценка взрослого поможет пережить радость успеха и, как, правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то же время равнодушие родителей или резкая оценка может подавить интерес.

А на сцене семейный дуэт:

  • Иванцов Михаил (аккордеон) – 12 лет.
  • Иванцова Наташа (фортепиано) – 9 лет.

Ребята готовятся к конкурсу «Музыкальный калейдоскоп» в номинации – смешанный ансамбль. Они исполняют Р. Лагидзе «Песня о Тбилиси». Затаив дыхание, забыв обо всем, задумчиво, с восхищением и, может быть, даже с хорошей завистью: «Вот нам бы так!» – слушали ребята и родители этот симпатичный дуэт.

Закончив играть, какое-то мгновение стояла тишина, которую каждый боялся нарушить. Прочитав стихи П. Грузинского, написанные к этой музыке, обращаюсь я сначала к ученикам, сидящим в зале: «Какая это музыка, какие чувства родила в сердцах?» Вот впечатления:

  • «Плавная, душевная, возвышенная, прославляющая природу своего края!»-

Далее слушаем впечатления родителей:

  • «Темпераментно и убедительно прозвучала эта красивая, всем знакомая песня в инструментальном исполнении»,
  • «Интересно и необычно».

Да, много хорошего было в исполнении: хорошее чувство партнерства, ощущение единого «коллективного» темпа и ритма, продуман динамический план. Ребята серьезно готовились к конкурсу. Главное, чтобы был настрой на победу!

Второе произведение – О. Хромушин «Мартышка и очки». После исполнения мнения родителей разделились: кому-то очень понравилось, а кто-то не был в восторге от игры. Замечания родителей были кратки, лаконичны и точны:

  • «Не зажгли»,
  • «Не хватило темпа»,
  • «Не все получилось»,
  • «Не артистично».

Да, тут было, о чем поговорить и над чем поработать, потому что пьеса была еще полностью не готова к концертному исполнению.

Выслушав высказывания родителей и ребят, отметив сначала хорошие стороны игры, я даю свои замечания, останавливаясь на отдельных деталях, заставляя их проигрывать то или иное место, показав, как надо работать дома, в каком темпе проучивать трудные места и на что обратить внимание. Характер музыки, какой он? Читаем басню И. Крылова «Мартышка и очки». Находим те выразительные и изобразительные средства, которыми композитор передает сюжет и настроение этой басни: это и синкопы, и акценты, и интонации удивления и вопроса. Так через программное название можно привести ребят от сюжета к восприятию настроения музыкального произведения. И вот уже звучит веселый и озорной рэгтайм! А на конкурсе «Музыкальный калейдоскоп» ребята стали лауреатами!

На уроке интересно было слушать рассуждения родителей по поводу того, как ребенок должен вести себя на сцене: как нужно выйти, как поклониться, как держаться, ведь от этого зависит психологический настрой ученика. Одна мама просила несколько раз выйти на сцену свою дочь и красиво, уверенно сесть за инструмент, потому что выступление ученика начинается с его выхода на сцену.

Предложенный сценарий открытого урока не является чем–то неизменным, незыблемым. Каждый педагог в зависимости от желания, фантазии может что–то изменить, добавить, главное – не бояться экспериментировать. Построение открытого урока зависит от хорошей подготовленности ученика, его одаренности и общего музыкального развития, потому что урок построен на творческом диалоге преподавателя с учеником. Открытый урок для родителей, я считаю, очень актуальной формой работы. Прежде всего, я вижу у родителей искреннюю заинтересованность, понимаю с какой ответственностью, в различных семьях относятся к музыкальному воспитанию. Но я позволю себе на основе своего долголетнего опыта работы с детьми и их родителями утверждать, что эта заинтересованность и ответственность дает ощутимый результат.

«Что же для себя вы взяли из урока?» – задаю я вопрос родителям.

«Надо обязательно проводить такие уроки, так как мы, родители, больше узнаем о творческом потенциале своих детей. Узнаем, какие ошибки допускает наш ребенок при игре на инструменте. Стараемся помочь ему, морально, психологически настроить на хорошую игру, на победу в конкурсе, вселить уверенность в себя. Мы вместе с ними тоже учимся, волнуемся и сопереживаем».

Родители должны помочь детям развить способность чувствовать и правильно понимать прекрасное, формировать художественный вкус, чувство цвета, ритма. Творческую активность у детей надо развивать с самого раннего возраста, вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, заставлять их думать, размышлять, познавать. А это не приходит само собой – это надо воспитывать.